Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:26, контрольная работа
В современной исторической науке средними веками называют эпоху феодализма. В Европе она длилась много столетий – от падения римской империи (конец 5 в.) до буржуазных революций 17-18 веков. Естественно, что за столь длительный период искусство претерпело немало изменений. Если учесть местные особенности художественной культуры различных областей и стран, станет понятным огромное разнообразие дошедших до нас памятников. И все же в них всегда имеется нечто общее. К числу наиболее постоянных их черт принадлежат, с одной стороны, сильное влияние христианской религии, с другой - близость к народному творчеству.
1. Введение.
2. Архитектура Италии конца XVI – начала XIX вв.
3. Список используемой литературы.
1. Введение.
2. Архитектура Италии конца XVI – начала XIX вв.
3.
Список используемой
литературы.
Введение
В современной исторической науке средними веками называют эпоху феодализма. В Европе она длилась много столетий – от падения римской империи (конец 5 в.) до буржуазных революций 17-18 веков. Естественно, что за столь длительный период искусство претерпело немало изменений. Если учесть местные особенности художественной культуры различных областей и стран, станет понятным огромное разнообразие дошедших до нас памятников. И все же в них всегда имеется нечто общее. К числу наиболее постоянных их черт принадлежат, с одной стороны, сильное влияние христианской религии, с другой - близость к народному творчеству.
Влияние религии пронизывает всю средневековую культуру Западной Европы. В это время огромную роль в жизни общества играла церковь, она же была и основным заказчиком (а часто и производителем) произведений искусства, в том числе архитектурных сооружений – церквей и соборов. Зодчество в средние века стало ведущим искусством, о чем свидетельствует тогдашнее истинно грандиозное храмовое строительство. “Храм был призван объединять ”человеческое стадо” в молитвенной покорности Богу, как символ вселенной, олицетворяя собой торжество и универсальность христианской веры.”
Все
это не могло не сказаться на характере
архитектуры Италии. Традиции античности
и средневекового Запада переплетаются
здесь более тесно, чем где бы то ни было
в Европе. При этом искусство Италии крайне
разнохарактерно, так как отдельные ее
районы тяготели к культуре тех стран,
с которыми их связывало длительное общение.
В большей части Северной Италии всецело
господствует романский стиль, тогда когда
как в Средней Италии наблюдается смешение
традиций.
2.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) делится на несколько периодов:
1. Ранний Ренессанс – XVв.
2. Высокий Ренессанс – первая половина XVI в.
3. Поздний Ренессанс – вторая половина XVI в.
4. Барокко – XVI–XVII вв.
Все эти периоды характеризуются работами великих архитекторов Возрождения: Ф.Брунеллески, Л.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио, Микеланджело Буонарроти и др.
Главным признаком архитектуры Возрождения является возрождение классических греческих и римских ордеров, которые соизмерялись с размерами человека. В этот период были разработаны архитектурные формы, которые легли в основу развития всей позднейшей архитектуры, нашли распространение приемы центрических композиций, симметрии, математически точных пропорций, геометрически точных форм, разработаны основы градостроительства, т.е. создана основа для большинства направлений архитектуры, имевших место в последующие периоды ее развития.
В отличие от более ранних направлений в архитектуре, для эпохи Возрождения ведущими тенденциями становятся светские (общественные), а основным средством архитектурно-художественной выразительности – ордерные формы, возрожденные из античного наследия. Во всех сферах эпохи Возрождения лежит прогрессивное движение – гуманизм, в основе которого гражданственные, жизнеутверждающие начала, тяга к светским формам общественной жизни, стремление к познаниям законов природы, к гармоничному совершенствованию человека. В своей деятельности гуманисты опирались на античные идеалы, возрождая не только идеи, но и формы, средства выразительности произведений. Но выступая против средневековой идеологии, гуманисты не порывали с религией и феодалами (в этом противоречие гуманистического течения: оно состояло на службе у пап, кардиналов, князей, знатных вельмож).
В отличие от романской и готической архитектуры, где конструкция определяла архитектурную форму, в архитектуре Возрождения художественное решение конструкции не совпадало с ее статическим назначением. Остов здания, стены имели отделку, которая не столько подчеркивала особенности данной конструкции, сколько в пластике изображала собственную композицию , как бы наложенную на остов. Эта изобразительная система может соответствовать, а может и не совпадать с ней (декоративное применение ордера). В это время применяются отдельные ордеры, аркады на колоннах, ордер в сочетании со стеной и т.д.
Открытие в XV веке трактата Витрувия послужило стимулом к написанию ряда теоретических трудов об архитектуре, в которых излагались вопросы архитектурной эстетики (пропорции, построение ордеров и т.д.), производства строительства, строительных материалов, городского строительства, функциональной проработки отдельных типов сооружений зданий. Наиболее известными из них являются трактаты: Л.Альберти "Десять книг о зодчестве"; А.Палладио "Четыре книги об архитектура Италии эпохи возрождения"; Д.Виньола "Правило пяти ордеров архитектуры"; многочисленные труды Леонардо да Винчи.
Наиболее глубокие теоретические работы принадлежат Леонардо да Винчи (1452-1519). На основе закона Архимеда он занимался вопросами строительной механики и впервые применил основополагающий принцип "момента сил" – принцип рычага. Вслед за Леонардо, Галилео Галилей (1564–1642) глубоко изучил свойства "изгибающей балки", положив начало теории сопротивления материалов.
Начиная с начала XVI в. архитектура и теоретическая механика стали рассматриваться как отдельные предметы. Так, трактат Виньолы "Правило пяти ордеров архитектуры" уже полностью посвящен архитектурно-художественным вопросам. Статика и механика становятся прерогативой специалистов–ученых, а в архитектурных трактатах начинает преобладать эстетический аспект, связанный с правилами “украшений” зданий и архитектура Италии эпохи возрождения теорией ордеров, композицией храмов, дворцов и общественных зданий.
В период Возрождения техника возведения зданий значительно отличалась от готической. Она базируется на традициях римской античности. Они состоят из двух независимых слоев – конструктивного и облицовочного. Стены выкладывались из кирпича или мелкого камня на растворе с последующей облицовкой более крупным отесанным камнем. Облицовка крепилась с несущей частью стены за счет выпуска кирпичей. Техника обработки облицовочных камней достигла высшего мастерства. При большой толщине стен ядро их выполнялось из бетона.
В это время продолжают развиваться и совершенствоваться своды, кроме стрельчатого, который не применялся. Наиболее распространенными формами были своды: цилиндрический, сферический, парусный, сомкнутый, зеркальный свод, который имел сплошной опорный периметр. Лопасти свода иногда прорезались поперечными цилиндрическими сводами архитектура Италии эпохи возрождения – распалубками, что увеличивало жесткость конструкции.
Зеркальный свод уменьшал высоту сводчатой конструкции при довольно значительных проемах и применялся для декоративного оформления. Плоское зеркало свода часто выполнялось в подвесной конструкции.
При строительстве соборов широко использовался опыт римских строителей (монолиты по кружалам), но применялся также и каменный каркас (дальнейшая разработка готического нервюрного свода).
На основе архитектурных форм античности создавались новые типы зданий: учебные заведения, больницы, воспитательные дома и т. д. архитектура италии эпохи возрождения
Для архитектуры Высокого Возрождения характерны поиски совершенной композиции центрич. сооружения (Д. Браманте), многообразие пространственных решений, ясная пропорциональность архит. членений, пластичность архитектурных деталей (постройки Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино и др.).
В архитектуре Италии 2-й половины 16 в, идеалы Возрождения сохраняются и получают развитие в классических формах построек А. Палладио; маньеристические тенденции проявляются в работах Джулио Романо, Дж. Вазари. Интерес архитекторов Позднего Возрождения (Г. АлессИтали, Дж. Виньола) к пространственному развитию композиции Аинамич, связи зданий с горной и ландшафтной средой, получил развитие в архитектуре 6арокко. Искусство барокко формируется в Италии на рубеже 16-17 вв. и переживает расцвет во 2-й трети 17 в. Арх-ре этого времени свойственно стремление к театральности форм, грандиозным масштабам построек, к напряжённой динамич, организации внутреннего, пространства.
Сложные планы зданий и венчающих их куполов, зрительно увеличенных иллюзи-онистич. живописно-декоративными эффектам и изогнутые криволинейные очертания фасадов, разорванные антаблементы и карнизы создают впечатление динамической изменчивости форм (постройки Л. Бернини, Ф, Борромини и К. Мадерны в Риме, Г. Гварини и Ф. Ювары в Турине). Барочные принципы оказали влияние на градостроительные ансамбли 17— 18 вв. Вместе с тем в архитектуре Италии в середине 18 в. проявляются черты классицизма (Л. Ванвителли, А. Галилеи и др.).
Самая важная работа архитектора Италии Палаццо Гварини была выполнена им в Турине, где он жил с 1666 г. до самой смерти. Он исполнял обязанности аббата в своем монашеском ордене и одновременно инженера на службе герцога Савойского. Самые красивые его дворцы и церкви построены им в Турине. Одно из его поздних произведений, палаццо Кариньяно (1680), служит примером того, каким образом Гварини архитектура Италии палаццо добивался в области моделировки почти такой же пластики, как Борромини. Влияние этого палаццо с изогнутыми очертаниями фасада и пластичными формами лестничных пролетов, оказанное на дворцовую архитектуру Южной Германии позднейшего периода, несомненно. Большой, эллиптический в плане вестибюль служит центром, к которому привязаны все остальные элементы проекта палаццо Кариньяно. Внутреннее движение стен вестибюля, описывающих эллипс, переходит на стены лестничных пролетов, примыкающих к вестибюлю двумя крылами справа и слева, и переносится с них на все элементы волнообразной наружной стены. Однако, несмотря на архитектурную мощь, которую продемонстрировал Гварини в этой работе, принятая им планировка интерьера даже не архитектура Италии палаццо приближается к решению специфических проблем гражданской архитектуры, с которым столкнулись архитекторы того времени. Главные творческие силы итальянской архитектуры этого периода были сосредоточены на решении интерьеров церквей. С точки зрения техники строительства все их необузданное воображение устремлялось на оформление огромных внутренних пространств. Это общее суждение остается справедливым и для Гварини.
Гварини продемонстрировал свое мастерство при создании церкви Сан-Лоренцо в Турине (1668-1687). Церковь Сан-Лоренцо была построена для ордена, к которому принадлежал Гварини. В плане форма церкви представляет собой прямоугольник, образованный мощными стенами. Купол круглый. Между уровнем пола и куполом внутренние стены образуют восьмигранник, грани которого попеременно то выпуклы, то вогнуты и образуют сложный рисунок, благодаря чему они архитектурно связаны с расположенными выше элементами. Цель Гварини состояла в том, чтобы архитектурными средствами выразить характерные для периода барокко представления о таинственном и архитектура италии палаццо бесконечном. Периоду барокко присуще увлечение конструкциями, которые как будто преодолели силу тяжести. Все средства искусства, включая эффекты, создаваемые цветными источниками света, были направлены на создание этого волнующего впечатления. В Риме была построена капелла, где световой фонарь купола покоился на плечах изваяния, изображавшего ангела.
В
Сан-Лоренцо Гварини
Впечатление бесконечно уходящего вверх пространства достигнуто не применением эффектов, создающих иллюзию бескрайней перспективы, либо живописным изображением неба на куполе, но исключительно архитектурными средствами. Свет, который проникает сквозь филигранные грани восьмиугольной звезды, создает эффект, благодаря которому все окружающее кажется нематериальным.
Можно с уверенностью сказать, что купол церкви Сан-Лоренцо никогда бы не был создан, если бы Гварини не был знаком с куполами над молитвенными нишами в мечети аль Хаким-Моше в Кордове. Эти купола были сооружены к концу тысячелетия, точнее в 965 г. Те же методы конструирования были применены в куполе Сан-Лоренцо. Он также был возведен над прямоугольным основанием с использованием системы переплетающихся арок, образующих при пересечении восьмиугольную звезду, на которую опирается световой фонарь, как бы парящий в воздухе.
Информация о работе Архитектура Италии конца XVI – начала XIX вв