Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:01, доклад
Тело человека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций являются скульптор Поликле (2 –я половина V в. до н.э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлена выражена, прежде всего, в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и «Диадумена» («Юноша с победной повязкой»).
Воплощение эстетического идеала в скульптуре
Итак, человеческое
тело стало мерилом всех форм
греческой культуры, Теория красоты
и гармонии нашла свое прямое
предназначение в скульптуре
древних греков. Далее рассмотрим,
как воплощали скульпторы
Тело человека
подвергалось тщательному
Образцом
классического совершенства
«Рост индивидуализма в конце V века до н.э. характеризует греческую культуру в целом. Тяжелые испытания (война со Спартой, эпидемия чумы) разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным»[3].
Меняются
и требования, предъявляемые к
скульптурным произведениям.
Скульптуры
Праксителя «Гермес с
«Широко известна
вакханки, одна из самых значительных
скульптур Скопаса.
Гений Скопаса
нашел наиболее приемлемую
Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV века к завоеванию их Македонией. Эпоха разгоревшихся жестоких войн было несозвучно и искусство Праксителя, и пафос Скопаса. Художники в это время начинали всецело зависеть от частных заказов крупных рабовладельцев, либо царского двора. При родным мастером Александра Македонского был Лисипп, разработавший новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Этот идеал красоты полнее всего воплотился в скульптуре «Апоксиомен». Новым в скульптуре Лисиппа были пропорции человеческого тела, но главное – не это. Апоксиомен не выступает в напряжении всех сил, как дискобол Мирона, он не находился в состоянии гармонического величия, как Доритфор у Поликлета.Лисипп показывает не просто красивого юношу – атлета после состязаний, его интересует конкретная жизненная ситуация. Лисипп показывает Апоксиомена – человека и возбужденного недавней борьбой, и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение. Таким образом, закладываются тенденции, получившие определенное развитие в искусстве эллинизма.
В эпоху
эллинизма даже в скульптурах
богинь утрачивалось былое
Эллинические
скульпторы волновали зрителей
своими произведениями и
3. Формирование стиля в греческой архитектуре
Как уже отмечалось ранее наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.
Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т.д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины – физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев в пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, в «Подражание девичьей грации».
Преддверием
античной культуры является
«В период
арзаики (VII – VI вв. до н.э.) греческая
архитектура вступает в новый
этап, прославившаяся в веках.
Особе распространение
Центром античной
культуры периода классики
Афины V века
поражают размахом
Рост индивидуализма в конце V века до н.э. характеризует греческую культуру в целом. Тяжелые испытания (война со Спартой, эпидемия чумы) разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным. Теперь не гражданин – коллективист, а человек индивидуальный и неповторимый выступает идеалом. Начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание ко всему единичному и особенному усложняет и художественные образы.
Новые традиции
сказываются даже в
Искусство эллинизма (приблезительные хронологические рамки эллинизма III век до н.э. и последние десятилетия I века до н.э.) характеризуются исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческим так и с «варварскими» принципами культуры. Границы, замыкавшие кругозор греков – гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое «чувство мировых просторов». Мир был новый, лишенный гармонии, необходимо было понять и выразить его в художественных формах.
Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь свих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Расцветают виды искусств, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.
Представление о красоте у древних греков
Красота и
прекрасное, согласно чтимому греками
Аристотелю, объективно существует
в настоящем мире, в ее основе
лежат характеристики
Мера понимается
как исходный принцип
Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков своей безбережностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, а в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представление о родном и любимом городе – полисе.
Человек,
привыкший к таким ясным
Как известно
в античной культуре
Культ тела
определялся и более
Культ тела
был настолько велик, что
Но тело, совершенно
и прекрасное, само по себе, было
лишь частью гармоничной
Достигнуть
идеала можно было
Человеческое
тело стало мерилом всех форм
греческой культуры. Но наиболее
полно телесность и