Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:07, реферат
Барокко - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII вв. Итальянское «Barocco» буквально означает «причудливый, странный, вычурный, искаженный». Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля. Его истоки восходят к эпохе Возрождения, в частности к творчеству Микеланджело, которого нередко называют «отцом барокко». Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены.
1. Вступление………………………………………………...............2
2. Архитектура барокко…………………………………..................4
3. Интерьер ………………………………………………………….10
4. Мебель барокко…………………………………………………..12
5. Барокко в России…………………………………………………18
6. Заключение ………………………………………………………22
Литература………………………………………………………..24
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
НА ТЕМУ:
АРХИТЕКТУРА И МЕБЕЛЬ
БАРОККО
Студентка Агапова
Т.В., группа ДС-31в
Преподаватель Портнова
Т.В.
Москва, 2006 г.
План
1. Вступление………………………………………………..
2. Архитектура
барокко…………………………………..........
3. Интерьер
………………………………………………………….10
4. Мебель
барокко…………………………………………………..12
5. Барокко
в России…………………………………………………18
6. Заключение
………………………………………………………22
Литература……………………………………………………
Вступление
Барокко
- одно из главных стилевых направлений
в искусстве Европы и Америки конца XVI
- середины XVIII вв. Итальянское «Barocco» буквально означает «причудливый,
странный, вычурный, искаженный». Зародившись
в конце XVI века, барокко, в сущности, было
естественным продолжением ренессансного
стиля. Его истоки восходят к эпохе Возрождения,
в частности к творчеству Микеланджело,
которого нередко называют «отцом барокко». Микеланджело считают одновременно
и последним мастером Возрождения и создателем
стиля Барокко, ибо именно он осознал его
основной стилеобразующий элемент - пластику
стены.
Формирование
исторического стиля Барокко, прежде всего,
связано с кризисом идеалов Итальянского
Возрождения в середине XVI в. и стремительно
меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв. Вместе
с тем, новое искусство стиля Барокко выросло
на формах Классицизма эпохи Возрождения.
Предыдущее столетие в Италии было в художественном
отношении настолько сильным, что его
идеи, несмотря на все трагические коллизии,
не могли исчезнуть внезапно, они продолжали
оказывать значительное влияние на умы
людей. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» - произведения
Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля
- казались недосягаемыми. В этом - суть
всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных
изменений мировоззрения, неожиданных
поворотов человеческой мысли, отчасти
вызванное великими географическими и
естественнонаучными открытиями. Барокко,
тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило
прогрессивные представления о сложности,
многообразии, изменчивости мира. Барокко
свойственны контрастность, напряженность,
динамичность образов, стремление к величию
и пышности, к совмещению реальности и
иллюзии, к слиянию искусств (городские
и дворцово-парковые ансамбли, архитектура,
интерьер, мебель); одновременно - тенденция
к автономии отдельных жанров.
Из Италии
барокко распространялось на север в страны,
где в ходе контрреформации католическая
церковь вновь укрепила свои позиции.
Причём
в различных странах его стилевые особенности
проявлялись не одинаково. В Англии, например,
гораздо слабее, чем на «исторической родине», в
Италии. Значительное развитие барокко
получило во Франции, Германии, Фландрии,
Голландии.
Целью
нового стиля было поразить, потрясти
зрителей, поэтому театральность, наличие
неожиданных эффектов стали его неотъемлемыми
чертами. Главными стилевыми признаками
считались «сложность»
(термин Дж. Б. Марино,
известного итальянского поэта барокко),
сопряжение неожиданного, сопоставление
контрастного. Напряжение, грандиозность,
повышенная эмоциональность, замысловатые
комбинации форм и декора, а также преобладание
криволинейных, а не правильных и симметричных,
как в Возрождении, очертаний были присущи
произведениям всех видов искусства.
Основные
черты: повышенная динамичность форм,
беспокойный ритм кривых линий.
Пышные
помпезные формы барокко применялись
в первую очередь в архитектуре и интерьерах
церквей и монастырей. В оформлении окон,
мебели, посуды использовались сложные
по очертаниям овальные динамические
спирали. Пренебрежение спецификой материала
ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям
предметов, крученым колоннам, пухлым
балясинам, богато профилированным карнизам
и рамкам. Мотивами резных и мозаичных
декоративных композиций служат щиты,
картуши, прихотливо вьющиеся стебли,
раковины, венки, гирлянды. Мебель часто
покрывают яркими росписями и лаками (Венеция),
вводят в декор позолоту и инкрустацию
хрустальными пластинками. Сидения часто
сплошь обиваются дорогими тканями и обильно
украшаются бахромой.
Цветовая гамма: синее
с золотом, белое с золотом, зеленый.
Архитектура
всегда вмещала в себя предметный мир,
он был, по существу, её дополнением. Между
стенами дома и бытовыми предметами - мебелью
и посудой - всегда была глубокая внутренняя
связь. Была органична связь предмета
и скульптуры, живописи.
Архитектура
барокко
Для
архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини
в Италии, Ф. Растрелли в России) характерны
пространственный размах, слитность, текучесть
сложных, обычно криволинейных форм.
Коллизия
чувств, внутренняя напряженность, динамичное
движение форм становятся характерными
чертами образного содержания произведений.
Архитектурные композиции теряют черты
гармонического равновесия: центрическое
сменяется протяженным, круг - эллипсом,
квадрат - прямоугольником, стабильность
композиционного строя, ясность и четкость
уравновешенных пропорций - сложными ритмическими
построениями, движением масс, многообразием
пропорций. При этом иррациональность
форм сочетается с некоторыми рациональными
чертами, явившимися следствием отражения
в искусстве новейших достижений Церковь
Иль Джезунаучной мысли. Искания искусства
в чем-то созвучны исканиям науки. В искусстве,
в частности, нашли косвенное отражение
сокрушающие привычные представления
о мире идеи Джордано Бруно о бесконечности
Вселенной: единичное целостное, завершенное,
статичное стало уступать место непрерывности
развития, движению в «бесконечность». Рациональное единоначалие
выразилось в архитектуре барокко в господстве
оси, симметрии, волевого принципа.
Наиболее
ярко черты барокко в архитектуре характеризуют
храмы, строительству которых католицизм
уделяет особое внимание. Их плану, как
правило, возвращается средневековая
базиликальность. Композиции придается
фронтально-осевой характер с сильным
акцентом на главном фасаде и глубинным
развитием внутреннего пространства.
Вместо
спокойного равновесия ясно расчлененных,
взаимно соизмеримых масс и пространств
начинает преобладать пластичная монолитность
и динамика масс. Ордер, оставаясь основным
средством расчленения, почти полностью
теряет конструктивность: его трактовка
подчеркнуто декоративная и пластичная.
Как бы вырастающий изнутри стены, ордер
становится неотъемлемой частью самого
массива, средством его «скульптурной» пластики. Вместо соизмеримой
с человеком масштабности часто появляется
нарочитая преувеличенность размеров
ордерных форм. В композиции фасадов раскрепованные
элементы ордера обычно сгущаются к оси,
акцентируя главный вход. Внутренняя напряженность
обработанных ордером масс подчеркивается
и элементами пластики - волютами, массивными,
часто разорванными фронтонами, нишами,
обрамлениями окон и ниш, скульптурой,
картушами и т. п.
К числу
первых произведений, в которых уже ясно
наметились черты барокко, можно отнести
главную церковь ордена иезуитов Иль Джезу
(Иисуса) в Риме (1575 г.), построенную архитектором
Джакомо де ля Порта на основе проекта
Виньолы. Глубинное развитие внутреннего
пространства подчеркнуто на фасаде акцентированием
входа. Его выразительность достигается
путем нарастания к центру ордерных форм,
создания сильных контрастов света и тени,
динамичным движением членений от краев
к оси. Плоскость фасада воспринимается
как массивный «экран», за которым главное - внутреннее
пространство. Боковые фасады имеют второстепенное
значение, их упрощенная композиция мало
связана с основным фасадом.
Особенно
яркое выражение черты барокко получили
в архитектуре церкви Сан Карло у четырех
фонтанов (1638-1640 гг.), построенной одним
из крупнейших мастеров барокко Франциско
Борромини (1599- 1667). Ее пышный и до предела
насыщенный пластикой фасад в виде напряженно-изогнутой
плоскости, расчлененной двумя ярусами
ордеров, - своеобразная кульминация принципа
острой эмоциональной выразительности,
сконцентрированной в разработке форм,
акцентирующих главный вход. Каменная
стена благодаря волнообразной структуре
и скульптурности обрела черты мягкого
пластичного материала, из которого зодчий
свободно "лепит" форму, не столько
заботясь о ее логике и тектоничности,
сколько о непосредственном чувственном
восприятии образа, отражающего в значительной
мере субъективное отношение художника
к творческой задаче. В этом проявился
характерный для барокко архитектурный
индивидуализм и обостренный психологизм,
сочетавшиеся с общими, свойственными
стилю формальными чертами.
Одним
из крупнейших мастеров римского барокко
был Лоренцо Бернини (1598-1680). Построенная
им в Риме церковь Сант Андреа аль Квиринале
Сант Андреа аль Квиринале(1658 г.) особенно
четко выявляет характерную для барокко
тенденцию к выделению на фасаде торжественного
портала. Обращенный к улице фасад в виде
огромного портала, по существу, независим
от расположенного в глубине участка эллипсовидного
объема.
Крупнейшая
работа Бернини в Риме - грандиозная колоннада
перед собором св. Петра, завершившая в
середине XVII в. формирование ансамбля.
Идея создания центрической композиции
собора, заложенная в проектах Браманте
и Микеланджело в период развития барокко,
была нарушена их преемниками. Путем удлинения
собора композиции из центрической превратилась
в глубинную, фронтально-осевую. Сильно
возросло значение фасада, который в начале
XVII в. был построен крупным мастером барокко
К. Мадерной. Его обработанная колоссальным
ордером плоскость, равная по ширине 115
м, при высоте 45 м подавляет своим масштабом
человека, который воспринимается крошечным
рядом с гипертрофированными формами.
Бернини создал обширную площадь перед
фасадом собора. Дорическая колоннада
высотой около 20 м кажется небольшой в
сравнении с фасадом и тем огромным пространством,
которое она ограничивает. Ось собора
господствует в композиции, последовательно
организуя интерьер, фасад и пространство
площади.
Здесь
впервые вслед за ансамблем римского Капитолия
Микеланджело создается однонаправленная
пространственная композиция площади,
строго регулярной, осевой, ориентированной
на главный объект.
Первым примером ансамбля улицы регулярной
стала улица Уффици во Флоренции (1569-1574
гг.), построенная учеником Микеланджело
Д. Вазари. Однако прямолинейная улица
становится распространенным принципом
городской реконструкции лишь во второй
половине XVII в., когда были предприняты
грандиозные работы по перестройке средневекового
Рима.
Одним
из наиболее интересных реализованных
ансамблей является Улица Уффици во Флоренциипьяцца
дель Пополо - площадь у основного северного
входа в Рим с тремя расходящимися улицами
- лучами, ведущими в разные районы города.
В точке пересечения лучей поставлен обелиск,
а между улицами на площади построены
архитектором Райнальди две одинаковые
купольные церкви - своеобразные пропилеи,
акцентирующие начало улиц. Здесь были
впервые в широком масштабе города реализованы
принципы регулярной планировки, ставшие
основополагающими в архитектуре и градостроительстве
классицизма.