Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:35, реферат
Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых зданиях и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.
Для того, чтобы сильнее выделить верхние концы канальцев архитекторы V в. подчеркивали их, если только камень был достаточно твердый, выемками, которые выделялись светлыми пятнами в тени, падающей от карниза. В эпоху упадка этот обычай выходит из употребления, и канальцы заканчиваются вверху простой плоскостью (P).
До IV в. до н.э. триглифы располагаются в одной вертикальной плоскости с архитравом, метопы же несколько отступают вглубь (рисунок 9, T'). Наоборот, фризы с метопами, расположенные в плоскости архитрава и отступающие вглубь триглифами (рисунок 9, T), не встречаются ранее македонской эпохи. В римскую эпоху находят свое применение оба приема (не выступающие триглифы – Помпеи; выступающие триглифы – Кора, театр Марцелла и др.).
Метопы. – Если верить свидетельству Эврипида, то надо допустить существование таких храмов, где места, на которых должны быть метопы, оставались незаполненными, образуя пустые отверстия. По-видимому, здесь речь идет о наиболее древних храмах, у которых концы перекрывающих потолок балок не были покрыты деревянной обшивкой.
В каменных храмах метопы представляли собой плоскости, чрезвычайно хорошо приспособленные к тому, чтобы служить полем для рельефных изображений. Каждая метопа представляла собой как бы законченную картину. Метопы с рельефами появляются, начиная с самого раннего периода греческого искусства. Так, метопы храма С в Селинунте – еще совсем варварские произведения – представляют собой вновь употребленные для постройки обломки одного из самых древних храмов, остатки которого дошли до нас.
КАРНИЗ Давая описание дорийского ордера в целом, мы упоминали о водосточном желобе (симе) карниза. Эта чрезвычайно рациональная форма не была, однако, известна архитектуре предшествующих эпох. Ни египтяне, ни ассирийцы не знали карниза такого профиля, который мог бы служить для отвода воды от стен.
Рисунок 10 показывает две разновидности
карнизов, одна из которых относится ко
времени формирования ордера, другая –
к V в. Под выносной плитой видны мутулы,
которые несколько нарушают однообразие
этой выступающей плоскости. |243| Чередование
мутул происходит таким образом, что одна
из них приходится под триглифом, другая
– под метопой. Нижняя плоскость мутул
украшена капельками, иногда вделанными
посредством инкрустации (большой храм
в Посейдонии).
Эти капли (гутты), очень удачно приспособленные для постоянного нахождения в тени, располагаются (P) тремя параллельными рядами по шести капель в каждом. В архаических храмах, как, например, храм D в Селинунте, мутулы заменены полумутулами (m), расположенными в три ряда по три капли в каждом. Профили карниза в основном остаются неизменными для всех эпох, но по мере развития искусства чувствуется стремление выделить более резкими
Рис.
10
Рис. 11
Введение мрамора в качестве материала для афинских построек V в. обусловило появление более смелых профилей, характерных для этой лучшей эпохи греческого искусства. В эпоху строительства в Помпеях используются все преимущества профилировки на штукатурке. Это искусство оживлять тени глубоко врезанными профилями доводится здесь до поразительнейшего мастерства. Пример F (рисунок 11) происходит из Помпеи.
Коронующая часть карниза, водосточный желоб. – Собственно карниз, т.е. выносная плита, увенчивается в некоторых архаических храмах одним рядом кладки, облицованной плитами из глазированной терракоты. Поверх этого ряда кладутся терракотовые черепицы, вырезанные фестонами и образующие водосточный желоб.
В V в. этот добавочный ряд кладки выходит из употребления и карниз завершается или водосточным желобом с отверстиями для стока воды, украшенными львиными головами, или, при отсутствии желоба, симой, увенчанной пальметтами. Еще один ряд пальметт украшает конек крыши. В архаическую эпоху профиль желоба представляет вертикальную прямую линию (рисунок 11, S); в Метапонте – каблучок, в Парфеноне – полувал. Желоб в виде гуська составляет принадлежность одного ионийского ордера.
ФРОНТОН
Боковые стороны треугольного поля фронтона образуются наклоном двускатной крыши, который в свою очередь определяется двумя условиями: должен быть обеспечен скат воды и не должно происходить скольжение черепиц. Наклон боковых сторон треугольника мало изменяется с течением времени, да и не должен был бы изменяться. Он имеет в среднем четыре единицы в основании при одной единице высоты. Будучи более крутым в архаическую эпоху, он слегка смягчен в Элевсинском храме, насчитывавшем двенадцать колонн по фасаду. Покатый карниз фронтона (рисунок 11, M), в отличие от горизонтального, не имеет мутул. Он служит лишь для отвода воды, а в фронтонах со скульптурными фигурами – для защиты статуй.
Украшение фронтонов скульптурой восходит к древнейшей эпохе, так же, как и украшение рельефами метоп.
Раскопки
на афинском Акрополе обнаружили украшенный
скульптурными изображениями
Для
того, чтобы дать больше места статуям,
они отодвигают поле фронтона вглубь.
При наличии фронтонных статуй карниз
основания фронтона служит им опорой.
Греки вполне учитывали это обстоятельство,
относительно которого Гитторф формулировал
следующее правило: в статуарных фронтонах
высота горизонтального карниза H,
не считая венчающего его профиля, равна
высоте выносной плиты (горизонтального
карниза) фронтона, включая венчающий
его профиль.
Заключение
В греческом ордере отразилась зависимость характера пластики и пропорций системы от двух неразрывных сторон ее тектонического строя — художественной и конструктивной. Различия систем нашли выражение в двух основных ордерах древнегреческой архитектуры— дорическом и ионическом. Первый — более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен; второй — более легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен. В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека — антропоморфизм, свойственный в целом греческому искусству. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер — с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью».
Каменные ордера несут на себе следы более древней деревянной системы, ясные и логичные формы которой были переосмыслены художественно и конструктивно при переходе на новый материал.
Информация о работе Архитектура древней Греции. Древнегреческий ордер