Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:03, реферат
В культуре древних цивилизаций особое место принадлежит архитектуре Античности, включающей в себя наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная архитектура сформировалась в Средиземноморье, Причерноморском бассейне и соседних странах дo V столетия н. э. и стала образцом, предметом восхищения и вдохновения для последующих эпох.
Архитектура Античности четко отражает эстетику, вкусы и мораль древнего мира, а мир у древних греков и римлян был целостным и гармоничным.
Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и, как следствие, осознание пропорции как меры гармонии. Все это нашло отражение в архитектуре того времени.
Архитектура Античного времени
В культуре древних цивилизаций особое место принадлежит архитектуре Античности, включающей в себя наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная архитектура сформировалась в Средиземноморье, Причерноморском бассейне и соседних странах дo V столетия н. э. и стала образцом, предметом восхищения и вдохновения для последующих эпох.
Архитектура Античности четко отражает эстетику, вкусы и мораль древнего мира, а мир у древних греков и римлян был целостным и гармоничным.
Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и, как следствие, осознание пропорции как меры гармонии. Все это нашло отражение в архитектуре того времени.
Любопытно, что светские здания в Древней Греции были весьма примитивными, в то время как храмовые сооружения становились с каждым столетием все сложнее и причудливей. На месте дворцов и крепостей появлялись величественные храмы. Именно они отразили архитектурное наследие древних греков.
Ориентировочно в VIII веке до н. э. сформировались 2 основных направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорический стиль отмечался стремлением к совершенству пропорций, монументальности, «мужественности». Характерными чертами направления являются значительное превышение длины храма над шириной и большая величина диаметра колонн, создающая впечатление тяжеловесности. Примером дорического искусства является храм Геры в Олимпии.
Мастера ионического направления стремились к легкости, изяществу. Ионические храмы имели более богатые украшения и были большими по размеру. Колонны здесь выступают не только в качестве опоры, но и в роли декоративного элемента. Если дорические колонны вырастают словно из земли, то ионические имеют сложный цоколь, более тонкие и богатые украшения. Примером ионического искусства может послужить храм Геры на о. Самосе. Несмотря на довольно прозрачные географические наименования стилей, дорические и ионические сооружения никак не связаны с соответствующей местностью.
Некоторые зодчие стремились соединить эти два стиля. Это удалось Мнесиклету, создателю Пропилеев — ворот, ведущих к Акрополю.
Характерной чертой греческих храмов были колонны. Храмы всегда возводились на мощных ступенчатых основаниях. Внутри храмов располагалась статуя божества, люди не входили внутрь постройки, собираясь на площадях перед храмом.
Каждый греческий город имел свой храмовый комплекс, спортивные сооружения, а также театр. Центральной частью театра была круглая площадь. Склоны холма были оборудованы в качестве зрительного зала.
Храмы обычно находились недалеко друг от друга, к ним вели монументальные ворота с большим количеством алтарей и скульптур.
Одним из наиболее выдающихся архитектурных комплексов является афинский Акрополь, возведенный во времена Перикла и ставший композиционно центром города. Сердцем Акрополя является дорический Парфенон.
Творения античной культуры были не хмурыми и безликими, как считают некоторые, а разноцветными и яркими, сияя красными, зелеными, голубыми и золотыми тонами под жарким южным солнцем.
«Золотым веком» архитектуры Древней Греции стало строительство в Афинах при Перикле: менее чем за 20 лет были сооружены Парфенон, Пропилет, Храм Афины-Победительницы и Эрехтейон.
Римляне, переняв богатые греческие традиции, оставили в истории архитектуры не менее значительное наследие.
Начало древнеримского
искусства охватывает период с конца
VI и до середины I столетия до н. э. Римские
завоеватели свозили с
На особенности архитектуры храмов в Риме оказал влияние строительный материал. Так, в период до I в. до н. э. храмы сооружали из вулканического туфа, поскольку своего мрамора до правления Августа в Италии не было. Из туфа было сложно сделать ажурные орнаменты и прочные балки, поэтому зодчие создавали арки. Украшали храмы гипсом.
Для древних римлян была важна символика, что нашло свое отражение в архитектуре: так, переплетающиеся усики аканфа в узорах капителей храма символизируют дружбу близнецов Диоскуров, а парные барашки напоминают о единстве и согласии.
«Золотым веком» Римской империи принято считать время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время были созданы наиболее выдающиеся шедевры. С периодом правления Августа связывают имена архитектора Вептрувля, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.
Рим начал видоизменяться: сооружались мосты, акведуки, жилые здания. Наверняка, всем известно изречение, что Август «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Для «золотого века» Римской империи характерны необъятные площади, величественные здания, сводчатые крыши, щедро декорированные бассейны и фонтаны.
Память об императоре сохранили в веках такие творения, как храм Марса Мстителя с многочисленными статуями, форум Августа, коринфские колонны храма Кастора и Полукса.
После правления Августа Римская империя, превратившись в мировую державу, меняет свой облик. Архитектурными сооружениями первостепенной важности становятся оборонительные стены (например,стена Аврелиана).
Архитектура древних римлян соответствовала военному духу империи, жесткой дисциплине и стремлению к парадности, зрелищности. Наиболее важным в Древнем Риме было сооружение мостов, крепостей и оборонительных стен для успешного ведения войн. В то же врем на улицах римских городов возводились величественные колоннады, монументы и арки.
Античность оставила глубокий след на последующих эпохах. Продолжаются многочисленные археологические раскопки, исследования, пишутся научные труды. Архаика стала источником культуры Ренессанса и несомненным эталоном для культурологов. Современная культура Европы тысячами нитей связана с эпохой Древней Греции и Древнего Рима. Античность вечна. И еще не один художник будет черпать безграничное вдохновение в искусстве древнего мира.