Участие иностранных лиц в качестве третьих лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом, находятся или проживают вне пределов России, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на шесть месяцев.

Содержание

Введение.
Установление правового статуса иностранных лиц.
Процессуальные правоспособность и дееспособность иностранных лиц.
Судебные расходы.
Участие иностранных лиц в качестве третьих лиц.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

AP_2.docx

— 44.94 Кб (Скачать)

 Правоспособность и  дееспособность юридического лица  возникают одновременно: в день  государственной регистрации юридического  лица в едином государственном  реестре (ст. 49, 51 ГК РФ). С этим  же моментом связаны процессуальная  правоспособность и дееспособность  гражданина-предпринимателя. 
 Процессуальная правоспособность и дееспособность гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, возникают с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). 
 Арбитражная процессуальная правоспособность граждан (физических лиц) возникает с момента рождения.Согласно п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правоспособность граждан в арбитражном процессе имеет специальный характер, так как правом на судебную защиту в порядке арбитражного судопроизводства они пользуются лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. 
 В АПК РФ отсутствует норма, определяющая возраст граждан, по достижению которого наступает процессуальная дееспособность. Посредством анализа норм ст. 21, 27 ГК РФ следует полагать, что арбитражная процессуальная дееспособность физических лиц по общему правилу наступает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста. В соответствии с ч. 3 ст. 43 АПК РФ права и интересы недееспособных граждан (в том числе малолетних) в арбитражном процессе защищают их законные представители — родители, усыновители, опекуны и попечители. 
 Арбитражные суды Российской Федерации также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 5 ст. 27 АПК РФ).

Иностранным лицам в арбитражных  судах Российской Федерации предоставляется  национальный режим. Согласно ст. 254 АПК  РФ иностранные лица пользуются процессуальными  правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими  организациями и гражданами. Иностранные  лица имеют право обращаться в  арбитражные суды Российской Федерации  по правилам подведомственности и подсудности, установленным АПК РФ, с исками, с заявлениями для защиты своих  нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, быть ответчиками и третьими лицами.

  Как лица, участвующие в деле, они имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них; снимать копии; заявлять отводы; предоставлять доказательства и знакомиться с доказательствами, предоставленными другими лицами, участвующими в деле до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному делу, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле; знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа, обжаловать судебные акты; пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им АПК РФ и другими федеральными законами (ст. 41 АПК РФ).

  Гражданская правоспособность юридических лиц, граждан-предпринимателей определяется их личным законом. Это обстоятельство не может не учитываться и при определении арбитражной процессуальной правоспособности иностранных лиц. Этот вывод подкрепляется и положениями международных договоров. Так, согласно ст. 11 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., заключенного между участниками Содружества Независимых Государств, гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяются по законодательству государства — участника СНГ, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель.

  Аналогичные положения содержатся также в Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам государств — участников СНГ 1993 г. (ст. 23). С учетом изложенных положений следует полагать, что процессуальная правоспособность иностранных лиц должна определяться по их личному закону.

Процессуальная праводееспособность  международной организации устанавливается  на основе международного договора, в  соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или  Соглашения с компетентным государственным  органом.

Специальные правила (ст. 251 АПК РФ) установлены в отношении  лиц, пользующихся судебным иммунитетом. Судебный иммунитет означает неподсудность  одного государства судам другого  государства. Его смысл состоит  в том, что по общему правилу одно государство не может выступать  в качестве ответчика в суде другого  государства. Такая ситуация возможна лишь при наличии явно выраженного  согласия государства, сделанного его  компетентными органами.

В доктрине международного права существуют две теории относительно иммунитета иностранного государства: теория абсолютного иммунитета и  теория ограниченного иммунитета.

Советское законодательство следовало теории абсолютного иммунитета: иностранное государство в силу принципа суверенитета на территории другого государства пользуется иммунитетом. 
В принятых в последнее время российских законодательных актах вопросы иммунитета государства решены несколько по иному, предусматривая возможность участия иностранного государства в международных отношениях в различных формах.

   Так, иностранное государство, выступающее как сторона международного гражданско-правового договора, занимает равное положение с другой стороной — юридическим лицом. В соответствии со ст. 1205 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила разд. IV «Международное частное право» ГК РФ применяются на общих основаниях, если иное установлено законом.

Вместе с тем иностранное  государство в качестве носителя власти обладает судебным иммунитетом  по отношению к предъявленному к  нему иску в арбитражном суде в  Российской Федерации, привлечению  его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и  принятию по от ношению к нему судом  мер по обеспечению иска и имущественных  интересов.

Это означает, что обращение  взыскания на это имущество в  порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда до пускается только с согласия компетентного  органа соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным  договором или федеральным законом. Судебный иммунитет международных  организаций определяется международным  договором Российской Федерации  и федеральным законом.

Отказ от судебного иммунитета вышеназванных лиц должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом  иностранного государства или правилами  международного договора. В этом случае арбитражный суд рассматривает  дело в порядке, установленном АПК  РФ. 
Таким образом, в АПК РФ воспринята концепция ограниченного иммунитета.

   

     3. Судебные расходы.

 -Реторсии. 
          В соответствии с ч. 4 ст. 254 АПК Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан РФ, так называемые реторсии. Здесь проявляется такой принцип международного гражданского процесса, как взаимность. Аналогичное положение отражено применительно к гражданскому праву в ст. 1194 ГК.

В ч. 1 ст. 254 АПК установлено  правило о равном правовом режиме для иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций и других лиц. Оно получило название принципа национального правового режима, вытекающего из такого принципа международного и национального гражданского процесса, как принцип равенства. Говоря о  порядке предъявления иска и особенностях судопроизводства с участием иностранных  лиц, следует также исходить из правил национального правового режима. Поэтому речь идет только о тех  положениях, которые могут иметь  специфику, связанную, например, с гарантиями возмещения судебных расходов, особенностями  уплаты государственной пошлины, поскольку  истец - иностранное лицо может и  не иметь счета, имущества на территории страны, в связи с чем могут  возникнуть сомнения в возможностях иностранного лица адекватно возместить потери другой стороны на судебные издержки, которые затем могут  быть предъявлены к взысканию  в зависимости от результатов  рассмотрения дела. 
 На иностранных лиц распространяются в полной мере положения арбитражной процессуальной правоспособности и дееспособности, установленные для российских лиц. При этом процессуальный статус иностранных лиц одинаков как в исковом производстве, так и в неисковых производствах арбитражного процесса.

Можно отметить, что такой  подход - о равенстве гражданских  и процессуальных прав иностранных  лиц на основе взаимности - распространен  в материальном и процессуальном законодательстве многих стран, например в ст. 4 ГК Греции, ст. 11 ГК Франции. Вместе с тем его не следует понимать буквально, поскольку в каждой стране допуск к системе судебной и иной юридической защиты может быть весьма специфичен. 
 Равенство правовых возможностей проявляется в равных возможностях доступа к национальному механизму судебной защиты на одних и тех же условиях вместе с гражданами и организациями данного государства, который (судебный механизм) вместе с тем в каждой стране может быть и является весьма различным. Например, по новым правилам гл. 6 АПК и ст. 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлены определенные правила представления интересов организаций в арбитражном суде, заключающиеся в возможности ведения дел через свои органы, лиц, уполномоченных на ведение дела федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, а также состоящих в штате, либо через адвокатов. Установлены также определенные правила представления интересов адвокатами иностранных государств в судах РФ. Поэтому иностранное лицо, вступая в арбитражный процесс в качестве участника, должно соблюдать эти правила.

Вряд ли такой порядок  можно рассматривать как дискриминацию, поскольку речь идет уже о необходимости  соблюдения процессуального регламента, который отличается многообразием  процедур и правил в каждом государстве. 
-Порядок предоставления процессуальных льгот.

В ч. 1 ст. 254 АПК появилось  новое положение о том, что  процессуальные льготы предоставляются  иностранным лицам, если они предусмотрены  международным договором Российской Федерации. Под процессуальными  льготами можно понимать правила, допускающие  более удобный правовой режим  в арбитражном процессе по сравнению  с общим процессуальным регламентом, например при уплате судебных расходов, получении правовой помощи и т.д. Если раньше можно было говорить о  том, что в силу национального  правового режима иностранных лиц  на них распространялись как общие, так и льготные правила, то теперь право на получение льгот иностранные  лица имеют только в случаях, предусмотренных  международными договорами. Аналогичное  положение отражено в ст. 4 Федерального закона "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которой иностранные  граждане пользуются в Российской Федерации  правами и несут обязанности  наравне с гражданами РФ, за исключением  случаев, предусмотренных федеральным  законом. 
 Согласно ст. 3 Киевского соглашения хозяйствующие субъекты каждого из государств - участников СНГ пользуются на территории другого государства - участника СНГ правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. Они имеют право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение хозяйственных дел, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

-Порядок  уплаты государственной пошлины.

Между странами СНГ заключено  специальное Соглашение о размере  государственной пошлины и порядке  ее взыскания при рассмотрении хозяйственных  споров между субъектами хозяйствования разных государств (Ашгабат, 24 декабря 1993 г., с изменениями от 1 июня 2001 г.). В целях обеспечения при разрешении споров равной возможности для судебной защиты прав и законных интересов  хозяйствующих субъектов, находящихся  на территории разных государств, здесь  прямо установлены ставки государственной  пошлины при обращении в суд  другого государства с иском. 
 В качестве единого денежного эквивалента при уплате государственной пошлины в судебно-арбитражные органы государств - участников СНГ установлен рубль. Курсы национальных валют к рублю определяются национальными банками государств - участников СНГ. Оплата государственной пошлины в судебно-арбитражные органы производится в национальной валюте государства нахождения суда либо в рублях РФ с пересчетом по курсам национальных валют, определяемых национальными банками государств - участников СНГ.

         Данные положения были разъяснены в п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса": иностранные лица из государств - участников Соглашения "О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств" уплачивают государственную пошлину в порядке, предусмотренном этим Соглашением. Расходы, связанные с конвертацией национальных валют при уплате государственной пошлины в рублях при рассмотрении хозяйственных споров между лицами государств - участников СНГ, следует рассматривать в качестве убытков, возникающих дополнительно из-за невыполнения ответчиком основного обязательства (решение Экономического суда СНГ от 7 февраля 1996 г. N 10/95 С1/3-96). 
 Что касается истцов из стран, которые не являются участницами ашгабатского Соглашения, то они уплачивают государственную пошлину при обращении в арбитражные суды в размерах, установленных Законом РФ "О государственной пошлине". Здесь можно привести в качестве примера дело из п. 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1996 г. N 10 "Обзор практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 года", согласно которому иностранные лица, не имеющие рублевых счетов и представительств на территории Российской Федерации, уплачивают государственную пошлину с помощью надлежаще уполномоченных представителей-резидентов, имеющих рублевые и валютные счета.

Информация о работе Участие иностранных лиц в качестве третьих лиц