Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:27, реферат
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.
Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:
– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.
Контрольная деятельность также представляет собой:
– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;
– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.
Контроль за
законностью и обоснованностью
действий и решений всех исполнительных
органов и органов
Под судебной системой Российской Федерации понимается, как правило, совокупность всех судов России. Безусловно, судебные ор- :
ганы всех видов составляют ядро, основу судебной системы. Однако последняя не сводится только к ним. Представление о судебной сие-теме было бы не полным без характеристики ее динамики, процесса функционирования, осуществления правосудия и иных указанных выше направлений деятельности. Таким образом, судебная система РФ — это совокупность взаимодействующих между собой судебных ;
учреждений России всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах.
Судебная система России включает две основные разновидности судебных учреждений: суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел, и специальные суды. Систему общих судов составляют: Верховный Суд Российской Федерации, Верховные Суды республик в ее составе, краевые, областные, окружные, городские (Москвы и Санкт-Петербурга) суды, городские, районные (городские) народные суды. Кроме того, в систему общих судов входят и военные суды, возглавляемые Военной Коллегией Верховного Суда России. Специальные суды — Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные суды республик в ее составе; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и возглавляемая им система арбитражных судов ее субъектов.
Организация и деятельность судебной системы — важный объект правового регулирования. Его ядро, базис образует нормы Конституции, содержащиеся в гл. 1,2 и главным образом гл. 7, которая называется «Судебная система». Совокупность этих норм составляет конституционные основы судебной системы России.
3. Конституционные
основы судебной системы
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных органов. Поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности судебной системы несет федеральное конституционное законодательство о судебной системе Российской Федерации. Оно включает Конституцию и предусмотренную ею совокупность Федеральных конституционных законов.
С принятием нового федерального конституционного законодательства в судебную систему России предполагается внести ряд существенных новелл, вытекающих из Концепции судебной реформы'. В частности, введение апелляционного производства, т. е. возможность рассмотреть приговор или решение суда первой инстанции по существу и изменить его, связано с созданием апелляционных судов и апелляционных арбитражных судов второй инстанции. Появится институт мировых судей, избираемых непосредственно населением и рассматривающих материалы об административных правонарушениях, а также гражданские и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Наряду с системой федеральных судов не исключено появление судов субъектов Федерации. Будет обеспечено повсеместное функционирование суда присяжных. Все эти изменения позволят не только укрепить судебную систему, но и усилить судебную власть, поскольку именно судебная система является механизмом реализации этой власти. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные федеральные законы и иные правовые акты. В их числе законы о статусе судей, о прокуратуре в Российской Федерации, процессуальные кодексы, указы Президента, регулирующие отдельные аспекты организации и функционирования судебной системы. В правовом обеспечении организации деятельности органов судебной власти участвуют и субъекты Российской Федерации. В частности, согласно п. «л» ст. 72 Конституции, к совместному ведению Федерации и ее субъектов Непосредственным объектом изучения государственного права являются конституционные основы судебной системы, а также функции и деятельность Конституционного Суда России.
Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанньк принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы. Соответственно могут быть выделены три блока вопросов конституционного регулирования судебной системы
Это — принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судей в своей деятельности (ст. 120, 121, 122). В юридической литературе названные принципы порой рассматриваются изолированно. Но они едины и являются организационно-правовыми гарантиями обеспечения самостоятельности судебной власти (ст. 10 Конституции).
Независимость судей и судов означает, что они осуществляют судебную власть помимо чьей-либо воли, подчиняясь только Конституции и закону.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа общепринятым принципам и нормам международного права, международному договору России, ее Конституции, а также конституции или уставу субъекта Российской Федерации, другому закону, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия, требовать от суда объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, оказывать незаконное воздействие на судей, народных и присяжных заседателей. В свою очередь судьи, народные и присяжные заседатели должны противостоять всякой попытке оказать на них незаконное воздействие.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, народных или присяжных заседателей, а также в ином вмешательстве в деятельность органов судебной власти, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Важной гарантией самостоятельности и независимости судебной власти является несменяемость судей. Судья не подлежит переводу на другие должности или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом. Несменяемость не означает пожизненного пребывания судей в своей должности. Так, судьи Конституционного Суда Российской Федерации избираются на 12 лет и осуществляют свои полномочия до достижения 70-летия. Основанием прекращения деятельности судьи является его личное заявление об отставке по состоянию здоровья или иные уважительные причины. Полномочия судьи могут быть прекращены из-за занятия деятельностью, не совместимой с его должностью, несмотря на уже имеющиеся предупреждения соответствующей коллегией судей или приостановление его полномочий, а также из-за его смерти, признания недееспособным, утраты гражданства России и др.