Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:01, шпаргалка
1. Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма.
Арбитражное процессуальное право - система юридических норм, регулирующих деятельность арбитражного суда и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосудия по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов.
Арбитражный процесс есть установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности государственных арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций, граждан-предпринимателей, акционеров в соответствии с концепцией этих судов.
Поскольку суд касс-ой инстанции в арбитражном процессе не вправе устанавливать новые обстоятельства дела, ему предоставлено полномочие направлять дело на новое рассмотрение при обнаружении несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой или апелляционной инстанции, и имеющимся в деле доказательствам.
Фед арб суды округов созданы и предназначены иск-лючительно для осуществления функции касс-го перес-мо-тра обжалованных судебных актов, результатом осуществления этой функции, помимо достижения общей цели правосудия, защиты нарушенного права, является установление на территории судебного округа едино-образной судебной практики, формируемой Высшим Арбитражным Судом РФ. В системе арбитражных судов РФ образовано десять судов округов, каждый из которых осуществляет свою юрисдикцию на территории соответствующего округа. Состав судебных округов может быть изменен федеральным законом.
17. Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции - это совокупность его прав на совершение установленных законом процессуальных действий относительно вступивших в законную силу решения, постановления определения суда первой или апел-ной инстанций, проверяемого по кассационной жалобе.
Федеральный арб суд округа, рассмотрев дело, вправе:
1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения - если будет установлено, что суд первой или апелляционной инстанции при рассмотрении и разрешении дела правильно установил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и верно применил нормы материального и процессуального права.
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт -
Право арбитражного суда кассационной инстанции изменить решение может быть реализовано только тогда, когда допущенные судом нарушения не повлияли на конечные выводы суда первой инстанции о правах и обязанностях сторон.
3) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено - если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
4) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанций в пределах одного и того же судебного округа - если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений - если придет к выводу, что оно является законным и обоснованным. Все другие решения и постановления, вынесенные по делу, подлежат отмене;
6) отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части - может иметь место только по основаниям, указанным в ст. 148 и ст. 150 АПК РФ.
18. сущность надзорного пересмотра судебных актов
Надзорное производство возбуждается:
1) по заявлениям лиц, участвующих в деле;
2) по заявлениям лиц, не участвовавших в деле, о пра-вах и об обязанностях которых арб суд принял суд акт;
3) по представлению прокурора.
Заявление или
представление прокурора о
Срок подачи заявления или представления, пропущен-ный по причинам, не зависящим от лица, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей ВАС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.
Этапы произ-ва по пересмотру дела в порядке надзора:
1) решается вопрос о принятии заявления или представления к производству.
Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассм-тся единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в ВАС РФ;
2) решается вопрос о направлении дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра суд акта в порядке надзора.
Заявление или
представление о пересмотре судебного
акта в порядке надзора рассматривае
3) Президиум ВАС РФ пересматривает судебные акты в порядке надзора.
Президиум ВАС РФ является единственным судебно-надзорным органом и действует коллегиально, который рассматривает дело не позднее чем в срок, не превышаю-щий трех месяцев со дня вынесения опред о передаче дела в Президиум.
По результатам рассмотрения дела о пересмотре суд акта в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе:
1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен;
3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
5) оставить без
изменения один из ранее
19. полномочия надзорной инстанции
Президиум как надзорная инстанция обладает широкими полномочиями. Так же, как и апелляционная инстанция, он проверяет и фактическую, и юридическую стороны дела. Однако если апелляционная инстанция не вправе направить дело на новое рассмотрение, то Президиум таким правом обладает. В надзорную инстанцию хотя и могут быть представлены дополнительные документы, однако давать им окончательную оценку она не может.
Если Президиум приходит к выводу о неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, он не вправе принимать новое решение. Не обладает полномочиями самостоятельно устанавливать фактические обстояте-льства, основываясь на собранных доказательствах, так же как собирать и оценивать новые доказательства.
Президиум при направлении дела на новое рассмотрение дает обязательные для арбитражного суда указания о выполнении определенных процессуальных действий. По своему содержанию эти указания направлены главным образом на обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, на устранение противоречий. Указания должны быть ясными и понятными суду, которому предстоит вновь рассматривать дело.
Президиум не вправе вторгаться в компетенцию первой или ап-й инстанций относительно доказанности или недоказанности обстоятельств дела, определять степень достоверности того или иного доказательства, а также указывать на необходимость отдавать предпочтение каким-либо доказательствам. Все эти вопросы составляют исключительную прерогативу той судебной инстанции, которая по закону наделена полномочиями непосредственно исследовать все доказательства по делу.
. Президиум не вправе диктовать суду, какую норму материального права применить и каким по существу должно быть решение или постановление
Президиум вправе направить дело на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства, апелляционного или кассационного рассмотрения, в зависимости от того, в какой инстанции были допущены нарушения, которые могут и должны быть устранены судом той же инстанции.
Президиум вправе отменить судебные акты полностью или частично и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения при установлении в процессе рассмотрения хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 85 и 87 АПК.
Наконец, Президиум обладает полномочиями оставить в силе решение либо постановление апелляционной инстанции, либо постановление кассационной инстанции по рассматриваемому делу.
20. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения. Однако они не могли быть известны ни заявителю, ни суду, рассмотревшему дело, в силу объективных обстоятельств, независящих от заявителя и суда.
Основания пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства;
3) установленные
вступившим в законную силу при
4) отмена судебного
акта арбитражного суда или
суда общей юрисдикции либо
постановления другого органа, послуживших
основанием для принятия судебн
5) признанная
вступившим в законную силу
судебным актом арбитражного
суда или суда общей
6) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле;
7) установленное
ЕСПЧ нарушение положений
Объектом пересмотра
по вновь открывшимся
Вступившие в законную
силу решение, определение, принятые арбитражным
судом первой инстанции, пересматриваются
по вновь открывшимся обстоятельст
Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, не позднее трех месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.
По ходатайству лица, обратившегося с заявлением, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня открытия указанных обстоятельств, и суд признает причины пропуска срока уважительными.
О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение.
Принятое к производству заявление арбитражный суд рассматривает в судебном заседании в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд.
Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления.
В случае отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт, в общем порядке.
Арбитражный суд вправе повторно рассмотреть дело непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, если лица, участвующие в деле, или их представители присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу в том же судебном заседании.
21. действия суда связанные с исполнением судебных актов
Исполнительное производство - это совокупность урегулированных правовыми нормами действий, необходимых для принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов иных органов.
Принудительное исполнение судебных актов, в том числе актов арбитражных судов и актов других органов в РФ, возложено законом на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) и ее территориальные органы.
Непосредственное
Требования судебного пристава - исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, долж лиц и
граждан на
всей территории РФ. В случае
невыполнения требований