Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:43, реферат
В системе правовых органов судебной системе принадлежит одно из ведущих мест. Судебная система РФ устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Судебную систему согласно данным законам составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Введение….………………………………………………………………3
1. История становления современного Арбитражного судопроизводства.………………………………………………………………………. 3
2. Вопросы компетенции арбитражных судов…………………………4
3. Роль Арбитражного судопроизводства в экономических спорах ….6
Заключение…...…………………………………………………………...9
Список литературы……...…………………………………
- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение….……………………………………………………
1. История становления современного Арбитражного судопроизводства.…………………………………
2. Вопросы компетенции арбитражных судов…………………………4
3. Роль Арбитражного судопроизводства в экономических спорах ….6
Заключение…...…………………………………………
Список литературы……...………………………………………
Введение
В системе правовых органов судебной системе принадлежит одно из ведущих мест. Судебная система РФ устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Судебную систему согласно данным законам составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
При этом судебную систему составляют суды общей юрисдикции, которые рассматривают дела по самым разным вопросам – наследственным, жилищным, гражданским. Кроме этого, имеются суды, которые занимаются разрешением экономических споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так называемые арбитражные суды, которые являются самостоятельной ветвью судебной системы и ее составной частью. К федеральным арбитражным судам относятся: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды субъектов РФ. Структура судебно-арбитражных органов, их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливается Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
1. История становления современного Арбитражного судопроизводства.
До 1991 г. споры между субъектами экономики рассматривались созданной в советский период системой государственных арбитражей. Государственные арбитражи были, по сути, административными органами, которые не столько разрешали экономические споры, сколько укрепляли плановую государственную дисциплину в экономической сфере.
В нашей стране рубеж 80-х – 90-х годов ХХ века был связан с внедрением в экономику частноправовых регуляторов, появлением частной собственности, развитием многоукладной экономики. С появлением и ростом количества субъектов предпринимательства возникает необходимость в реформировании органов, осуществляющих юрисдикцию в этой сфере. Появилась потребность в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.
Первым практическим шагом в упразднении государственных арбитражей и создании судебных органов, разрешающих экономические споры, стало принятие Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде».
С июля 1991 года в России начался процесс формирования системы арбитражных судов, которая в тот период была двухзвенной (двухуровневой). Первое звено – арбитражные суды субъектов Федерации, которые создавались в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах. Второе звено было представлено единственной судебной инстанцией – Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ВАС РФ). Теперь система федеральных арбитражных судов является четырехзвенной.
2. Вопросы компетенции Арбитражных судов.
Арбитражный суд – самостоятельный орган государственной власти, занимающий особое место в судебной системе. Это единственный в РФ судебный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ отнесенные законом к его ведению экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.
Арбитражные суды осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В ст. 4 данного Закона предусмотрено, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, указанным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами.
Арбитражный суд имеет только свою, отличную от других судов систему (ст.3 ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации», ст.23 – 25 ФКЗ о судебной системе), свои задачи (ст.5 ФКЗ об арбитражных судах), но свою процессуальную форму деятельности. При этом своя процессуальная форма деятельности арбитражного суда, в отличие от других судебных органов, обеспечивает надежные гарантии прав организаций и граждан на судебную защиту в арбитражном суде.
Эту процессуальную форму не вправе использовать при рассмотрении и разрешении гражданских споров ни один из юрисдикционных органов – ни Конституционный Суд РФ, ни суд общей юрисдикции, ни третейский суд, ни административные органы.
В 2002 году в России вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс. Он устанавливает порядок рассмотрения дел в арбитражном суде, который наряду с другими судебными органами осуществляет принцип правосудия. Актуальность работы заключается в том, что с принятием нового АПК в подведомственность арбитражного суда относятся все дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Это позволяет уйти от так называемой альтернативной подведомственности, сохранявшейся до настоящего времени, в том числе по делам с участием иностранных лиц.
К ведению арбитражного суда по Арбитражному процессуальному кодексу 2002 года отнесены новые категории дел – об оспаривании нормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления; об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности; о взыскании обязательных платежей; об оспаривании постановлений и иных действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного пристава-исполнителя; об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями решений третейских судов; о выдаче юридическим лицам и индивидуальным исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; о признании и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, принятых в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – граждан Российской Федерации, иностранных лиц, организаций с иностранными инвестициями.
Такое расширение подведомственности дел арбитражному суду повлекло и расширение сферы действия принципа осуществления правосудия только арбитражным судом.
3. Роль Арбитражного судопроизводства в экономических спорах
Основная роль арбитражных судов заключается в разрешении экономических споров между предприятиями (гражданско-правовые споры) и споров между предприятиями и государством (административные споры). Так же роль арбитражного суда подчеркивается обязательным исполнением принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.
В последние годы судейское сообщество указывало на проблемы судебной системы РФ, такие как: большое количество дел, длительные сроки их рассмотрения, высокая нагрузка на судей. Одним из решений этой проблемы является процедура мирового соглашения. Мировое соглашение позволит, с моей точки зрения, ускорить процесс судебного делопроизводства, уменьшить судебные издержки сторон, и, в то же время, найти решение проблемы, явившейся причиной судебного разбирательства.
В настоящее время распространены две точки зрения о роли суда, и, в частности, арбитражного суда. Одна точка зрения сводится к тому, что роль суда должна быть пассивной, другая точка зрения настаивает на активной роли суда в процессе примирения сторон. По моему мнению, активная роль суда обусловлена самой концепцией действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ. Эта концепция предполагает, что оказание содействия урегулированию споров, которое позволило бы сохранять и развивать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильность в экономике страны, является обязанностью суда.
Дело в том, что чаще всего участники процесса сами отказываются от примирения и заключения мирового соглашения в силу затянувшегося конфликта, который, иногда носит субъективный характер – стороны не хотят признавать законность и обоснованность требований друг к другу и идти на компромисс. В большинстве своем их может устроить только принятие судебного акта, который подлежит исполнению, даже посредством принуждения проигравшей стороны. Затянувшийся судебный процесс, в котором ни одна из сторон не хочет уступить, выливается «в копеечку» каждой из сторон, не зависимо, кто из них прав, а кто нет. Проигравшая сторона терпит еще большие убытки, возмещая судебные издержки, и ее экономическая стабильность может серьезно пошатнуться. Если бы стороны взаимно пришли к мировому соглашению, они могли бы реально сократить затраты, связанные с арбитражным судопроизводством, уменьшить или отсрочить компенсационные выплаты истцу, тем самым реабилитируясь для дальнейших коммерческих отношений и не принося большого урона собственному производству.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что арбитражные суды в какой-то мере играют роль «стабилизаторов» в экономике, как региона, так и страны в целом. Они позволяют решать вопросы с недобросовестными дебиторами, с арендаторами, подрядчиками, исполнителями, то есть теми организациями и частными лицами, которые влияют на уменьшение выручки, а, следовательно, и прибыли предприятий. Данная проблема является одной из причин несвоевременной уплаты либо уклонения от выплат налогов предприятиями в бюджет государства, что может отрицательно повлиять на общую экономическую ситуацию.
Можно привести жизненный пример: готовится к сдаче здание торгового комплекса, торговые площади которого уже распределены и закреплены договорами между арендаторами, но дата открытия переносится из-за задержек сдачи подрядчиком здания в эксплуатацию. Открытие комплекса откладывается, но некоторые арендаторы уже вносят арендную плату. Следовательно, арендаторы терпят убытки из-за отсутствия продаж и выплат за аренду еще не сданного помещения, собственники терпят убытки из-за вложений в строительство и отсутствия возможности полностью реализовать и сдать торговые площади, государство не получает налоги с возможных продаж. Тогда арендаторы подают иск в арбитражный суд на собственника комплекса, тот, в свою очередь, выставляет иск подрядчику. В ходе арбитражного дела данные проблемы должны быть решены, и данное дело должно быть закрыто с минимальными издержками в минимальные сроки. В результате должны быть удовлетворены все претензии, убытки каждой стороны в результате сокращаются, затем появляется прибыль, с которой своевременно и в полной мере выплачиваются налоги в государственный бюджет.
Заключение
Таким образом, в системе правосудия арбитражный суд занимает свое положение как суд, который принимает решения по экономическим спорам и иным делам, отнесенным к исключительной компетенции арбитражного суда. Такие решения не вправе выносить ни судьи судов общей юрисдикции, ни судьи Конституционного Суда РФ.
Арбитражный суд является структурой, которая косвенно влияет на экономическую ситуацию в каждом субъекте федерации и в стране в целом. Он позволяет сокращать затраты организаций на судебный процесс, избегать снижения темпов производства в связи с уменьшением бюджета предприятий, и, при принятии мирового соглашения, не потерять из-за затянувшегося конфликта наработанные коммерческие связи.
Почти каждая организация, так или иначе, имеет причастность к арбитражному судопроизводству, как истец, или как ответчик. Исходя из личного опыта, можно судить, что наиболее частыми являются арбитражные дела, где одной из сторон является Федеральная Налоговая Служба, и другие контролирующие организации (Министерство труда, Пенсионный фонд, Министерство социальной защиты). Так же арбитражные дела ведутся на основании претензий партнеров и заказчиков. Зарегистрированные дела и ход арбитражного судопроизводства, юридические документы по делу можно посмотреть на сайте www.arbitr.ru (Высший Арбитражный Суд РФ) или www.ufa.arbitr.ru (Официальный сайт Арбитражный Суд РБ). Все это очень упрощает и ускоряет взаимодействие сторон и позволяет сократить временные рамки самого судебного процесса.
Список используемой литературы
1. Андреева,Т. Актуальные вопросы надзорного производства в арбитражном суде/Т.Андреева// Хозяйство и право – 2004 – №8
2. Андреева,Т. Вопросы компетенции арбитражных судов в новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации/Т.Андреева//
3. Антонов, И.В. О роли арбитражных судов в разрешении корпоративных конфликтов/И.В.Антонов//Закон: журнал для деловых людей – 2007 – №4
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – М.:Кодекс,2002 – 72с.
5. Борисова, Е. О производстве в арбитражном суде/Е.Борисова//Хозяйство и право – 2004 – №5
6. Казаченко, Г.Б. Особенности рассмотрения дел в арбитражном суде/ Г.Б. Казаченко //Закон – 2007 – №5
7. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ/Под ред. Г.А.Жилина – М.:ООО «ТК Велби», 2003. – 348с.
8. Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 года – М.:Кодекс,2006 – 64с.
Информация о работе Роль Арбитражного судопроизводства в экономических спорах