Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа
Норма ч.2 ст.48 Конституции РФ определённо указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права, прежде всего, на свободу и личную неприкосновенность, ограничены, в связи с уголовным преследованием в целях установления его виновности. Поэтому конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.
Введение
1 Понятие защиты
1.1 Статус адвоката
1.2 Права и обязанности адвоката
2 Суд первой инстанции
2.1 Понятие суда первой инстанции
2.2 Участие адвоката в суде первой инстанции
2.3 Приглашение, назначение, замена, обязательное участие защитника
3 Порядок подачи кассационной жалобы
Заключение
Список литературы
Приложения
При подготовке к судебной реформе в области адвокатуры был использован не только континентальный (европейский), но и имевшийся в самой России опыт столетней деятельности адвокатуры в западных окраинах империи: в Литве и Царстве Польском.
Польская Конституция 1791 года и постановления Литовского статуса требовали, чтобы адвокат был дворянином, имел поместье, не был замечен ни в каком пороке и знал законы. При вступлении в сословие адвокатов кандидат обязан был принести присягу. Молодые люди подготавливались к профессии под руководством опытных адвокатов, которые отвечали за учеников перед законом. Включение в состав адвокатов зависело от суда, высшей судебно-административной власти Царства Польского.
Законом от 14 мая 1832 года в России был создан институт присяжных стряпчих. Это была попытка отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах. Заниматься практикой в коммерческих судах могли только лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих. В этот список включались кандидаты, представившие аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства об их звании и поведении, какие они сами признают нужными. Суд вносил их в список или объявлял словесно отказ без объяснения причин.
Власть в России в некоторые периоды истории относилась с предубеждением к адвокатуре. Известны, например, следующие высказывания российских монархов. В источниках о посещении Петром I Англии в 1698 г. сообщается, что, посетив Вестминстер-Холл (суд), Пётр увидел там «законников», то есть адвокатов, в мантиях и париках. Он спросил:
«Что это за народ и что они тут делают?»
«Это все законники, Ваше Величество» — ответили ему.
«Законники? — удивился Пётр. — К чему они? Во всём моём царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой».
Екатерина II была того же мнения: «Адвокаты и прокуроры у меня не законодательствуют и законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам». В этом она оказалась совершенно права, и император Николай I с такой же уверенностью говорил князю Голицыну, отстаивавшему необходимость введения адвокатуры: «Нет, князь, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты. Проживём и без них».
К середине 50-х годов XIX века уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс единственный способ судопроизводства. А необходимым условием введения состязательного процесса должно было стать учреждение сословия присяжных поверенных. Введению судебной реформы способствовал резкий экономический подъём России, вызванный в 1861 году освобождением крестьян, началом железнодорожного строительства, появлением акционерных обществ и финансовых учреждений.
Император Александр II 20 ноября 1864 года подписал Закон об учреждении судебных уставов. Судебная реформа явилась одной из самых значительных в череде реформ 60-70-х годов. Вводился гласный состязательный суд с участием присяжных заседателей, обвинения и защиты. Александром II были утверждены судебные уставы Российской империи: Устав гражданского судопроизводства и Устав уголовного судопроизводства. По ним в России вводились две системы судебных учреждений: суды с избираемыми судьями — окружные суды и судебные палаты.
Мировой суд (в уездах и городах) был выборным органом и предназначался для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел. Апелляционной инстанцией для всех дел, рассмотренных в мировых судах данного мирового округа, являлся съезд мировых судей.
Общие судебные места создавались для рассмотрения уголовных и гражданских дел, выходивших за пределы компетенции мировых судов. Они состояли из двух судебных инстанций: окружного суда — одного в судебном округе, включавшем несколько уездов, и судебной палаты, действовавшей в пределах одной или нескольких губерний и объединявшей значительное число судебных округов. Окружной суд, как суд первой инстанции, рассматривал все уголовные дела. Судебная палата была судом первой инстанции по политическим делам и апелляционной инстанцией по отношению к окружным судам. Судебная палата являлась также и органом надзора за окружными судами и мировыми съездами.
По ст. 135 Учреждения Судебных Установлений присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование и, кроме того, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. Ст. 355 запрещала быть присяжными поверенными лицам: не достигшим 25-летнего возраста, иностранцам, состоящим на службе от правительства или по выборам, уволенным со службы по суду, а также по некоторым другим обстоятельствам.
Присяжный поверенный, исключенный из числа таковых любой судебной палатой, лишался навсегда права вернуться к профессии на всей территории России. Списки исключённых из числа присяжных поверенных централизованно публиковались и регулярно рассылались по всем судебным палатам, окружным судам и съездам мировых судей. Аналогично поступали и судебные палаты, извещая суды низших инстанций об исключении того или иного лица из числа присяжных поверенных.
Присяжным поверенным, принявшим эту должность, сохранились чины, полученные на прежней службе, и придворные звания. Претендующие на звание присяжного поверенного подавали заявление в совет присяжных поверенных с приложением необходимых документов. Совет рассматривал эту просьбу, затем принимал постановление о принятии кандидата или об отказе. Лицо, принятое в присяжные поверенные, получало свидетельство и после этого принимало присягу. Затем его включали в специальный список присяжных поверенных, а решение о его принятии публиковалось к всеобщему сведению.
Присяжные поверенные имели право:
Присяжный поверенный был обязан вести список дел, которые ему поручались, и представлять его в совет или окружной суд по первому требованию. В п. 4 ст. 355 Учр. Суд. Уст. указывалось на то, что звание присяжного поверенного несовместимо с действительной службой, так как присяжный поверенный должен быть независим от начальства.
Первое прошение с ходатайством о принятии в присяжные поверенные было подано 15 марта 1866 года бывшим стряпчим Санкт-Петербургского Коммерческого суда П. А. Андреевым. Чуть позже такие же прошения подали К. К. Арсеньев, В. П. Гаевский, В. Д. Спасович, Д. В. Стасов, В. И. Танеев. 17 апреля в Петербурге было торжественное открытие новых судебных учреждений и первые русские адвокаты приступили к своим обязанностям.
Судебная реформа 1864 года коренным образом преобразила всю систему правосудия Российской империи.
Уставы
- ввели принцип независимости и несменяемости судей;
- установили подсудность
всего населения без каких-
- отделили предварительное следствие как от полицейского сыска, так и от прокуратуры;
- обеспечили состязательность судебного процесса, полностью уравняв в правах стороны обвинения и защиты.
Сердцевину реформы составили учреждение суда присяжных и создание свободной, отделённой от государства, адвокатуры.
Россия, в то время, полуфеодальная страна с глубоко въевшимися во все поры общества крепостническими отношениями, с режимом неограниченной абсолютистской власти, страна, лишённая парламента и Конституции, — неожиданно получает демократическую, прогрессивную форму организации судебной власти. Широко выросла известность российских адвокатов.
Большевистская революция оказала разрушительное воздействие на отечественную адвокатуру. 22 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет о суде, который вошёл в литературу под названием «Декрет о суде № 1».
Декрет упразднял все общие судебные установления:
- окружные палаты,
- окружные суды,
- правительствующий Сенат со всеми департаментами,
- военные суды,
- морские суды,
- коммерческие суды,
- институты судебных
Вместо упразднённых судебных органов создавались местные суды и революционные трибуналы.
19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции (НКЮ) издал специальную Инструкцию революционному трибуналу. Инструкция установила, что при ревтрибунале учреждается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты, что названная коллегия образуется путём свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендацию Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В Инструкции указано, что из состава коллегии правозаступников ревтрибунал может пригласить для каждого дела общественного обвинителя и, если обвиняемый сам не пригласит себе защитника, такового назначает революционный трибунал из числа членов коллегии. Таким образом. Инструкцией были введены общественное обвинение и защита, дополняемые общегражданским обвинением и защитой.
На коллегию правозаступников
возлагалась обязанность
В специальном разделе Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года предусматривалось, что коллегия правозаступников переименовывается в коллегию защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе при уездных и губернских исполкомах. Члены коллегии избирались исполкомом Советов и получали содержание в размере оклада, установленного для народных судей. В качестве защитников и представителей сторон допускались ближайшие родственники трудящихся и юрисконсульты советских учреждений. Однако члены коллегий, состоявших в основном из дореволюционных адвокатов, не удовлетворяли новую власть, которая провозгласила классовый подход в правосудии.
В 1920 г. народный комиссар юстиции РСФСР Д. И. Курский высказал идею, чтобы защита строилась на началах обязательной трудовой повинности. Это объяснялось острой нехваткой адвокатов, большей частью ушедших в подпольную адвокатуру и юрисконсультами учреждений.
По Положению о народном суде от 21 октября 1920 года, коллегии защитников и обвинителей были упразднены, защита и обвинение разделены. В качестве защитников судебные органы стали привлекать лиц, способных исполнять эту обязанность. На этих лиц исполкомы Советов составляли особые списки. Учреждения, в которых данные лица состояли на службе, обязаны были по требованию суда освобождать их от работы на время выступления в суде в качестве защитника. За ними сохранялась заработная плата по месту работы. При недостатке защитников в качестве таковых привлекались консультанты, состоявшие при отделах юстиции. Таким образом, с этого времени вводится общественная защита, дополняемая должностной.
IX съезд Советов, прошедший в Москве в конце 1921 года, принял, в частности, постановление «О новой экономической политике и промышленности», в котором говорилось, что «…новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономической политики, должны получить свое выражение в законе и защиту в судебном порядке… Граждане и корпорации, вступившие в договорные отношения с государственными органами, должны получить уверенность, что их права будут охранены». Для того чтобы выйти из глубокого социально-экономического кризиса, большевики, в соответствии с ленинской новой экономической политикой, вынуждены были развивать экономику с элементами рынка. А для защиты интересов предпринимателей, в собственность или пользование которым передавалась часть национализированной промышленности, необходимо было, в частности, восстанавливать и разрушенный институт адвокатуры. За период гражданской войны численность адвокатов в России сократилась с 13 тыс. в 1917 году до 650 к 1921 году.
Почти два года (с октября 1920 года до середины 1922 года) специальной организации защитников
в стране не существовало. Начало судебной
реформе было положено законами об адвокатуре
и прокуратуре. Положение об адвокатуре
было принято Центральным исполнительным
комитетом РСФСР 22 мая 1922 г. По этому Положению,
члены коллегии защитников первого состава
утверждались президиумом губисполкома
по представлению губернского отдела
юстиции. В дальнейшем прием производился
президиумом коллегии защитников с доведением
об этом до сведения президиума губисполкома,
которому предоставлялось право отвода
принятых новых членов коллегии. Членам
коллегии защитников было запрещено занимать
должности в государственных учреждениях
и предприятиях, за исключением выборных
должностей и должностей профессорско-
Президиум коллегии избирался на губернском общем собрании защитников. Президиум должен был:
Оплата труда за юридическую помощь производилась в зависимости от имущественного положения клиентов: бесплатно, по таксе, по соглашению.
Защитники вносили из своего
заработка отчисления в фонд президиума
на расходы по содержанию президиума
коллегии, на организацию юридических
консультаций, а также на оплату
членов коллегии защитников за выступления
по назначению. К защите в суде, кроме
адвокатов, допускались близкие
родственники обвиняемого или потерпевшего,
представители государственных
учреждений и предприятий, а также
представители профсоюзов. Прочие лица
допускались с особого