Психологические особенности профориентационной работы с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:19, научная работа

Описание работы

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Содержание

Введение

1. Профориентация

1.1 Сложности профессионального самоопределения

1.2 Система профориентационной работы в школе

2. Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов

2.1 Формирование у старшеклассников навыков и мотивов самоопределения

2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению


3. Психологическое сопровождение профориентации

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ  ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ПО НУМЕРАЦИИ.

Заказ №4105

ВУЗ: ДВГУ

Факультет, курс: Психология, 4 курс

Предмет: Психология

Вид работы: курсовая работа с практической частью

Объём: 35 страниц

Тема: Психологические  особенности профориентационной работы с подростками

Доп.требования: с  практической частью

Тема: Психологические особенности профориентационной работы с подростками 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение 

1. Профориентация 

1.1 Сложности профессионального самоопределения 

1.2 Система профориентационной работы в школе 

2. Профориентационная  деятельность в общеобразовательных  учреждениях с учениками старших  классов 

2.1 Формирование у  старшеклассников навыков и мотивов  самоопределения 

2.2 Критерии и характеристики  сформированности готовности к  профессиональному самоопределению 
 

3. Психологическое  сопровождение профориентации 

Заключение 

Список литературы 

Приложения 
 
 

1. Профориентация 

Профориентация  – научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны, отдельной отрасли экономического региона.[37,30,3]

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. [3]

Ориентация - умение разобраться  в окружающей обстановке или направление  деятельности в определённую сторону. [27]

В широком смысле слова  профориентация - система общественного  и педагогического воздействия  на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова  профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному  выбору профессии. 

1.1 Сложности  профессионального самоопределения 

 Современное понимание профориентационного процесса, адаптированного к рыночной экономике, предполагает, что традиционные подходы к профориентации молодежи нуждаются в критическом переосмыслении. [33] Сегодня совершенно недостаточно помочь подростку осознать свои профессиональные интересы и выбрать направление профессионального обучения.

 Профориентация в рыночных условиях - это, прежде всего, трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на принцип реальности.

Одновременно должно быть обеспечено повышение его адаптивных возможностей в профессиональной сфере и сформирована адекватная мотивация к профессиональному образованию и труду.

Отсутствие  рыночно-ориентированной  системы профориентации учащейся молодежи приводит к тому, что реальные потребности экономики в кадрах не удовлетворяются в полной мере. [7]

Более того, конкуренция  на рынке образовательных услуг  и отсутствие ответственности за последующее трудоустройство выпускников  приводят к тому, что учебные заведения  ориентируются на сиюминутную популярность профессий, на расхожие иллюзии и заблуждения абитуриентов. [18] 
 

1.2 Система  профориентационной работы в  школе 

Профессиональная  ориентация в школе - это система  учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. [10,32] 

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.  
 
 

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся [28,30]:

- сформировать положительное  отношение к труду;

-научить разбираться  в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить  требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-научить анализировать  свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании  и оценке качеств и возможностей  своей личности) 

Основными направлениями  профориентационной работе в школе  являются 

- Профессиональная  информация.

- Профессиональное  воспитание.

- Профессиональная  консультация. 

Профессиональная  информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. 

Профессиональное  воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. 

Профессиональное  консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. 

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся. 

Важно помнить, что  профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: 

  • Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. [34]
 
  • Оптимальное сочетание  массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися  и родителями.[22]
 
  • Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
 
  • Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями  общества в кадрах).
 

Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального  самоопределения человека. 

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности [12,13]. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. 

Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся? [45] 

  • - формирование  положительного отношения учащихся  к труду;
  • - проведение спецкурса "Мои профессиональные намерения";
  • - осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
  • -изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
  • - выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
  • - проведение профконсультаций школьников;
  • - осуществление психофизиологической диагностики способностей;
  • - выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;
  • - проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
  • - проведение экскурсий на предприятия, в организации.
 

2. Профориентационная  деятельность в  общеобразовательных  учреждениях с  учениками старших  классов 

На сегодняшний  день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих учащихся обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Формирование таких  навыков целеполагания включает в себя два составляющих [2]: 

  • Актуализация  и структурирование учебных и  профессиональных целей учащихся;
  • Обучение навыкам постановки целей
 

В жизни человека представления  о близком и далеком будущем  играют такую же важную роль.

Будет ли человек натыкаться на неожиданные препятствия, находится в подвешенном состоянии или стоять на распутье выбора, зависит от четкости, ясности выбранной цели и подробного и обоснованного плана ее достижения. 

Цель играет в жизни  человека решающую роль. Если, поставив себе цель, вы не получаете в конечном итоге удовлетворения – знайте: вы насилуете свою природу, приносите себе вред, идете не по правильному пути. И на оборот. Радость, которую вы испытываете от преодоления препятствий – это сигнал о том, что вы действуете в правильном направлении.  

Вот почему главное в  жизни – уметь  правильно выбрать  цель, направить на ее достижение волю. [42,43]

Цель – это образ  желаемого результата, специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. [44] Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения. 

Самый важный шаг –  постановка целей. Если удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более. 

Существует два  вида целей:  

  • Глобальные  цели, то есть те, которые вы рассчитываете  достичь через продолжительный  период времени.
 
  • Текущие цели, то есть те, для достижения которых  вы принимаете конкретные решения.
 

Наряду с навыками целеполагания необходимо формирование и мотивов профессионального  самоопределения. 

В данном вопросе хотелось бы раскрыть особенности формирования и развития мотивационной сферы профессионального самоопределения, познакомить с этапами и условиями, методами и средствами ее формирования, а так же отметить характеристики критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению [11] и их показатели готовности школьников к профопределению. Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и определяющие ее направленность. Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли. Главное, что за ним всегда стоит та или иная потребность. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его мотив. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида. [10] 

Информация о работе Психологические особенности профориентационной работы с подростками