Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:19, научная работа
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Введение
1. Профориентация
1.1 Сложности профессионального самоопределения
1.2 Система профориентационной работы в школе
2. Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов
2.1 Формирование у старшеклассников навыков и мотивов самоопределения
2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению
3. Психологическое сопровождение профориентации
Заключение
Список литературы
Приложения
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ПО НУМЕРАЦИИ.
Заказ №4105
ВУЗ: ДВГУ
Факультет, курс: Психология, 4 курс
Предмет: Психология
Вид работы: курсовая работа с практической частью
Объём: 35 страниц
Тема: Психологические особенности профориентационной работы с подростками
Доп.требования: с практической частью
Тема: Психологические
особенности профориентационной работы
с подростками
Содержание:
Введение
1. Профориентация
1.1 Сложности профессионального
самоопределения
1.2 Система профориентационной
работы в школе
2. Профориентационная
деятельность в
2.1 Формирование у
старшеклассников навыков и
2.2 Критерии и характеристики
сформированности готовности к
профессиональному самоопределению
3. Психологическое
сопровождение профориентации
Заключение
Список литературы
Приложения
1.
Профориентация
Профориентация – научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны, отдельной отрасли экономического региона.[37,30,3]
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. [3]
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. [27]
В широком смысле слова
профориентация - система общественного
и педагогического воздействия
на молодёжь, с целью её подготовки
к сознательному выбору профессии,
система государственных
В узком смысле слова
профориентация - целенаправленная деятельность
по формированию у учащихся внутренней
потребности и готовности к сознательному
выбору профессии.
1.1 Сложности
профессионального
Современное понимание профориентационного процесса, адаптированного к рыночной экономике, предполагает, что традиционные подходы к профориентации молодежи нуждаются в критическом переосмыслении. [33] Сегодня совершенно недостаточно помочь подростку осознать свои профессиональные интересы и выбрать направление профессионального обучения.
Профориентация в рыночных условиях - это, прежде всего, трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на принцип реальности.
Одновременно должно быть обеспечено повышение его адаптивных возможностей в профессиональной сфере и сформирована адекватная мотивация к профессиональному образованию и труду.
Отсутствие рыночно-ориентированной системы профориентации учащейся молодежи приводит к тому, что реальные потребности экономики в кадрах не удовлетворяются в полной мере. [7]
Более того, конкуренция
на рынке образовательных услуг
и отсутствие ответственности за
последующее трудоустройство
1.2 Система
профориентационной работы в
школе
Профессиональная
ориентация в школе - это система
учебно-воспитательной работы, направленной
на усвоение учащимися необходимого объёма
знаний о социально-экономических и психофизических
характеристиках профессий. [10,32]
В школе профориентационная
работа проводится под руководством
заместителя директора по воспитательной
работе, классными руководителями,
школьным психологом, социальным педагогом,
библиотекарем, медицинским работником,
учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся [28,30]:
- сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-научить анализировать
свои возможности и
Основными направлениями
профориентационной работе в школе
являются
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная
консультация.
Профессиональная
информация включает в себя сведения
о мире профессий, личностных и профессионально
важных качествах человека, существенных
для самоопределения, о системе учебных
заведений и путях получения профессии,
о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное
воспитание включает в себя формирование
склонностей и профессиональных интересов
школьников. Сущность педагогической
работы по профессиональному воспитанию
заключается в том, чтобы побуждать учащихся
к участию в разнообразных формах учебной
и внеклассной работы, общественно-полезному
и производственному труду, к активной
пробе сил. Это позволяет на практическом
опыте узнать и определить свои склонности
и способности. Склонность развивается
в процессе деятельности, а профессиональные
знания успешно накапливаются при наличии
профессиональных интересов. Важно, чтобы
школьник пробовал себя в самых различных
видах деятельности.
Профессиональное
консультирование- изучение личности
учащегося и на этой основе выдача
профессиональных рекомендаций. Профессиональная
консультация чаще всего носит индивидуальный
характер.
Классный руководитель
может использовать такие методы работы
как наблюдение за деятельностью и развитием
учащихся, изучение результатов их учебной
и внеучебной деятельности, анкетирование,
составление психолого-педагогических
характеристик учащихся.
Важно помнить, что
профориентационная работа в школе приносит
пользу только тогда, когда к профориентационной
работе привлечён весь коллектив школы,
и когда соблюдаются следующие принципы:
Объектом профориентационной
деятельности является процесс социально-
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности [12,13]. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.
Как правило, на занятия,
к которым учащийся более склонен,
он тратит больше времени и к тому же трудиться
с желанием. Если человек при этом добивается
еще и определенных результатов в этой
деятельности (учебной или трудовой), то
можно говорить о способностях к данной
деятельности. Основным показателем способности
следует считать легкость усвоения новых
знаний и быстроту совершенствования
умений, достижение высоких результатов
деятельности.
Что конкретно делается
в школе по профориентации учащихся?
[45]
2.
Профориентационная
деятельность в
общеобразовательных
учреждениях с
учениками старших
классов
На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих учащихся обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.
Формирование таких
навыков целеполагания включает в себя
два составляющих [2]:
В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль.
Будет
ли человек натыкаться
на неожиданные препятствия,
находится в подвешенном
состоянии или стоять
на распутье выбора,
зависит от четкости,
ясности выбранной цели
и подробного и обоснованного
плана ее достижения.
Цель играет в жизни
человека решающую роль. Если, поставив
себе цель, вы не получаете в конечном
итоге удовлетворения – знайте: вы насилуете
свою природу, приносите себе вред, идете
не по правильному пути. И на оборот. Радость,
которую вы испытываете от преодоления
препятствий – это сигнал о том, что вы
действуете в правильном направлении.
Вот почему главное в жизни – уметь правильно выбрать цель, направить на ее достижение волю. [42,43]
Цель – это образ
желаемого результата, специально переработанная,
подготовленная к исполнению мечта.
[44] Как и мечта, качественная цель должна
быть привлекательной, воодушевляющей,
но в отличие от мечты она более конкретна,
детальна, как-либо измерима, определена
во времени, обязательна для достижения.
Самый важный шаг –
постановка целей. Если удастся сосредоточиться
на цели, гораздо легче отыскать пути к
ее достижению. Это важно как в жизни вообще,
так и в профессиональной деятельности
тем более.
Существует два
вида целей:
Наряду с навыками
целеполагания необходимо формирование
и мотивов профессионального
самоопределения.
В данном вопросе хотелось
бы раскрыть особенности формирования
и развития мотивационной сферы профессионального
самоопределения, познакомить с этапами
и условиями, методами и средствами ее
формирования, а так же отметить характеристики
критериев сформированности у старшеклассников
готовности к профессиональному самоопределению
[11] и их показатели готовности школьников
к профопределению. Традиционно под мотивацией
понимаются побуждения вызывающие активность
и определяющие ее направленность. Предмет
деятельности есть ее действительный
мотив. Разумеется, он может быть как вещественным,
так и идеальным, как данным в восприятии,
так и существующим только в воображении,
мысли. Главное, что за ним всегда стоит
та или иная потребность. Переживание,
являющееся источником действия, побуждением
к нему, выступает как его мотив. В качестве
мотива всегда выступает переживание
чего-то личностно значимого для индивида.
[10]
Информация о работе Психологические особенности профориентационной работы с подростками