Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:00, доклад
Правосудие, форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел — об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Основными элементами осуществления П. являются: установление факта, события, по поводу которого ведётся судопроизводство (преступление, имущественные отношения и др.), применение к этому факту соответствующей правовой нормы, вывод суда на основе данной правовой нормы по рассматриваемому случаю (признание подсудимого виновным и применение к нему меры уголовного наказания или оправдание его, удовлетворение иска или отказ в нём). Осуществление П. судом производится в установленном законом процессуальном порядке.
Правосудие, форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел — об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Основными элементами осуществления П. являются: установление факта, события, по поводу которого ведётся судопроизводство (преступление, имущественные отношения и др.), применение к этому факту соответствующей правовой нормы, вывод суда на основе данной правовой нормы по рассматриваемому случаю (признание подсудимого виновным и применение к нему меры уголовного наказания или оправдание его, удовлетворение иска или отказ в нём). Осуществление П. судом производится в установленном законом процессуальном порядке.
Осуществление
правосудия является главным содержанием
судебной власти, важнейшей судебной функцией.
Первое свойство правосудия
- осуществление правосудия только судом
(ст. 118 Конституции РФ). Осуществление
правосудия является видом государственной,
правоохранительной деятельности, которая
составляет исключительную компетенцию
суда.
Вторым свойством правосудия
является рассмотрение дел в определенной
форме, в соответствии с установленными
законом правилами. Рассмотрение дела
происходит в форме судебных заседаний,
которое происходит непрерывно, устно
и открыто. В судебном заседании участвуют
стороны, наделенные равными правами для
защиты своих интересов. Ведущее место
принадлежит суду. При разрешении дела
суд применяет норму материального права
к конкретному правоотношению. Осуществляющие
правосудие судьи и народные заседатели
независимы и подчиняются только закону.
Завершается судебное заседание вынесением
приговора (по уголовным делам) или решения
(по гражданским). Приговор или решение
должны быть законны и обоснованны, иначе
они могут быть отменены кассационной
или надзорной инстанциями. Деятельность
этих судебных инстанций тоже является
правосудием.
Третьей характерной чертой правосудия
является то, что оно осуществляется способами,
указанными в законе.
В соответствии со ст. 4 Закона "О судоустройстве
РСФСР" правосудие осуществляется путем:
1) рассмотрения и разрешения в судебном
заседании гражданских дел по спорам,
затрагивающим права и интересы граждан,
государственных предприятий, учреждений,
организаций, колхозов, иных кооперативных
организаций, их объединений, других общественных
организаций;
2) рассмотрения в судебных заседаниях
уголовных дел и применения установленных
законом мер наказания к лицам, виновным
в совершении преступления, либо оправдания
невиновных.
Кроме того, ст. 4 Закона "Об арбитражных
судах в РФ" и ст. 1 Арбитражного процессуального
кодекса называют правосудием и разрешение
экономических споров арбитражными судами.
Таким образом, законодательно определены
три способа осуществления правосудия:
рассмотрение в судебных заседаниях уголовных,
гражданских и арбитражных дел.
В то же время ст. 118 Конституции РФ говорит,
что судебная власть осуществляется посредством
гражданского, уголовного, административного
и конституционного судопроизводства.
В связи с этим возникает вопрос: включает
ли понятие "правосудие" в себя административное
и конституционное судопроизводство?
Сразу уточним, что понятия "правосудие"
и "судопроизводство" близкие, но
не тождественные.
В уголовное судопроизводство, к примеру,
входит рассмотрение судьей жалоб на незаконное
применение органом расследования заключения
под стражу в качестве меры пресечения,
которое правосудием не является, поскольку
судья не рассматривает дело по существу,
а принимает промежуточное решение, касающееся
только меры пресечения. Существуют и
иные виды судебной деятельности в рамках
уголовного и гражданского судопроизводства,
которые также правосудием в том смысле,
как это определено законом, не являются.
Что касается административного судопроизводства,
то на основании ст. 202 Кодекса об административных
правонарушениях РСФСР дела о некоторых
административных проступках рассматриваются
районным (городским) судом. При рассмотрении
дел об административных правонарушениях
применяется ряд важнейших принципов
правосудия (состязательность, гласность,
равенство граждан перед законом и судом).
Это позволяет ряду авторов включать административное
судопроизводство в понятие правосудия.
Но многие авторы занимают по этому вопросу
более осторожную позицию. Процедура рассмотрения
административных дел по сравнению с уголовными
и Гражданскими делами значительно упрощена,
правом производства и принятия по ним
решения обладают, помимо суда, еще ряд
органов и должностных лиц, что никак не
соответствует принципу "осуществления
правосудия только судом". Поэтому предлагается
включить административное судопроизводство
в понятие правосудия только после соответствующего
законодательного решения.
Конституционное судопроизводство также
значительно отличается от уголовного,
гражданского и арбитражного. Все суды,
рассматривающие уголовные, гражданские
и арбитражные дела, применяют нормы права
к конкретной ситуации, Конституционный
Суд контролирует только соответствие
нормативных актов Конституции РФ. Полномочия,
задачи Конституционного Суда РФ также
разнятся с полномочиями и задачами судов
общей юрисдикции и арбитражных судов.
Наконец, в Конституционном Суде РФ нет
представителей народа, а ведь согласно
ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право
участвовать в отправлении правосудия.
Таким образом, законодательно закреплены
три способа осуществления правосудия,
отнесение к правосудию же административного
и конституционного судопроизводства
на данный момент проблематично.
Основными проблемами российского правосудия в постсоветский период являются зависимость судов от органов исполнительной власти, а судей - от руководителей судебных органов, преобладание обвинительного уклона при разрешении уголовных дел, волокита. Широко распространено такое явление как вмешательство в деятельность по отправлению правосудия со стороны лиц, облеченных влиянием и властью. Имеют место и проявления коррупции - за 10 месяцев 2010 года к уголовной ответственности привлечены 4 судьи. В обществе назрело недовольство результатами деятельности российских судов, и это обстоятельство время от времени вызывает дискуссию о необходимости продолжения судебной реформы