Семинар № 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Вопросы
к семинарскому занятию:
- Политический процесс: понятие, содержание, сущность.
Термин «процесс» заимствован
политологией из кибернетики, где под
ним понимается любая последовательность
наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий,
ведущих к конкретному результату.
В политологии
распространены три основные
точки зрения на определение
политического процесса: во-первых,
под политическим процессом понимают
все, что происходит в политике,
во- вторых, отождествление этой категории
с категорией «политика», в- третьих, трактовка
понятия «политический процесс» как смены
состояний политической системы общества.
Таким образом, политический процесс,-
в широком смысле это «совокупная деятельность
социальных общностей, общественных объединений
и групп, отдельных лиц, преследующих определенные
политические цели», а в узком смысле -
«деятельность социальных субъектов по
осуществлению политических решений».
Наличие в обществе
политических процессов свидетельствует о том, что политическая
система существует, функционирует и развивается.
Политический процесс показывает, как
индивиды, группы, институты со своими
субъективными интересами и целями взаимодействуют
друг с другом и с государством, реализуя
специфические роли и функции.
Политология оперирует
несколькими методологическими
подходами к определению сущности
и содержания политического процесса:
- институциональный
подход связывает политический
процесс с трансформацией институтов
власти - основных субъектов политического процесса;
- артикуляционный
подход рассматривает содержание
политического процесса через
артикуляцию социальных потребностей
в политической сфере в процессе
реформ, принятия политических решений
и т.д.;
- социологический
подход рассматривает политический процесс
через анализ воздействия социальных
и социокультурных факторов;
- интеракционистский
подход рассматривает политический
процесс как взаимодействие политических
акторов в определенном политическом
пространстве в определенное время для достижения определенных
политических целей;
- бихевиористский
подход рассматривает политический
процесс в виде результирующего
вектора поведения, политических
воль и интересов субъектов
политики;
- структурно-функциональный
подход рассматривает политический процесс как
определенный порядок действий социальных
субъектов, посредством которых происходит
формирование, преобразование и функционирование
политической системы.
Структурно политический
процесс включает следующие элементы:
субъекты и участники процесса; объект
процесса; средства, методы, ресурсы, которые
связывают субъект и объект-цель.
Субъекты представляют
собой активных акторов политического
процесса, действующих осознанно
и целенаправленно. Участники
процесса - пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно
и даже помимо их воли, порой не в полной
мере осознающие смысл и значение происходящего.
Основными субъектами политического процесса
являются политические системы, политические
институты (государство, гражданское общество,
политические партии и т.д.), организованные
и неорганизованные группы людей, индивиды.
Объектом политического процесса является
любая политическая проблема (цель). В
каждом политическом процессе может решаться
не одна, а несколько политических проблем.
Ресурсами могут
служить знание, наука, технические
и финансовые средства, настроения
масс, идеология, общественное мнение
и другие факторы.
Функционирование
и эффективность политического
процесса постоянно находятся
под влиянием следующих факторов: степень разделения властей
(законодательной, исполнительной, судебной)
и их уравновешенность; уровень централизации
(децентрализации) власти; качество взаимодействия
партийных и государственных структур,
прямо или косвенно влияющих на процесс
принятия политических решений; способы
нахождения и реализации политических
решений; соотношение прав и прерогатив
центральных и местных органов власти;
взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения
между правящей и оппозиционной элитами,
связи между политическим руководством
и техническим аппаратом управления, отношения
между отраслевыми сегментами правящей
элиты, уровень коррумпированности элиты).
Ядром содержания
политического процесса является
политическое решение. Политическое
решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной
форме процесс определения целей, задач
политического действия, этапов, форм,
методов и способов их достижения.
Политические
процессы в зависимости от
тех или иных субъективных
и объективных факторов могут
иметь разные режимы протекания:
- функционирования
- простое воспроизводство повторяющихся
политических отношений (это,
как правило, стабильный период
развития общества и политической
системы без острых политических
конфликтов и кризисов; легитимная
политическая элита уверенно удерживает в своих руках
политическую власть; конституция государства
одобряется и поддерживается большинством
населения);
- развития - адекватное
реагирование структур и механизмов
власти на новые социальные
требования и соответствующие
изменения в политической системе (эта
стадия характеризуется частичными изменениями
в государственных органах, что позволяет
повысить уровень влияния правящей элиты,
ее авторитет и роль в решении вопросов
общественной жизни; на этой стадии активизируется
деятельность элиты оппозиции, которая
создает «теневой кабинет» и борется за
влияние на народные массы, на электорат);
- упадка - распад
целостности политической системы
(на определенном уровне политической
системы происходит ее застой,
стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический
вес и влияние, что в состоянии сформировать
иные, новые формы организации политической
жизни; эта иная по направленности динамика
политического процесса имеет негативный
характер по отношению к существующему
институту власти, в результате правящая
элита и связанные с нею политические
институты теряют свою легитимность).
Политический
процесс имеет свои этапы развития.
Г.Алмонд и Г.Пауэлл выделили
пять основных этапов развертывания
политической динамики и соответствующих им носителей:
- первый этап -
артикуляция индивидуальных и
групповых интересов (их носителем
выступают групповые объединения);
- второй этап -
агрегирование интересов путем
селекции и объединения разнородных
интересов различных индивидов
и групп в единой партийно-политической позиции;
- третий этап -
выработка политического курса
на основе интеграции коллективных
решений институтов государства;
- четвертый этап
- реализация принятых решений
через функционирование институтов
исполнительной власти, которые организуют для этого
надлежащие мероприятия и изыскивают
необходимые ресурсы;
- пятый этап - контроль
и арбитраж через деятельность
институтов судебного и конституционного
надзора, выполняющих функции
устранения рассогласований между
другими организациями и группами на базе
общепризнанных норм.
В политической
науке выделяются два способа
функционирования политического
процесса: консервативно-рутинный и
радикально-реформаторский. Консервативно-рутинный
способ направлен на сохранение
сложившихся политических институтов (государство,
партии, общественные объединения, административный
аппарат, судебная система, законодательная
власть) и форм правления (политический
режим). Он отличается обилием регламентов,
упорядочивающих поведение людей в различных
сферах их жизнедеятельности, делегированием
значительного количества властных полномочий
наверх, отсутствием плюрализма политической
системы и оппозиции.
Радикально-реформаторский
политический процесс несет в
себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем
функционируют гибкие формы организации.
Он ведет к качественному обновлению прежних
задач, изменению средств и способов политической
деятельности. Отношение к новизне в этом
случае всегда позитивное и противостояние
к инновациям носит разумный характер.
Таким образом,
политический процесс - это совокупная
деятельность социальных общностей,
общественных организаций и групп,
отдельных лиц, преследующих определенные
политические цели. Между политическими
процессами как внутри общества, так и международными
политическими процессами всегда есть
различия.
- Структура и типология политических процессов.
Структура процесса
Некоторые аналитики
и ученые полагают, что политический
процесс — стихийное явление,
имеющее иррациональный характер, зависящее от воли
и характера людей, прежде всего политических
лидеров.
Значимость случайных
явлений и событий особенно
заметна на микроуровне. Однако
общий характер политической
деятельности как целедостижения,
а также институциональный и прочие контексты данной деятельности
(правила, определенные формы и способы
поведения, традиции, господствующие ценности
и т.п.) делают политический процесс в целом
упорядоченным и осмысленным. Он представляет
собой логически разворачиваемую последовательность
взаимодействий между субъектами. Таким
образом, политический процесс — целостное
явление, поддающееся структурированию
и научному анализу. Непредсказуемость
и кажущуюся необъяснимость тех или иных
событий следует рассматривать в основном
как следствие несовершенства научного
аппарата и инструмента исследования.
Структура политического
процесса может быть описана
с помощью анализа взаимодействия
между различными политическими
субъектами, а также посредством
выявления динамики (основных фаз
политического процесса, смены этих фаз и т.п.)
этого явления. Большое значение имеет
также выяснение факторов, влияющих на
политический процесс. Таким образом,
структуру политического процесса можно
определить как совокупность взаимодействий
между субъектами, а также их логической
последовательности («сюжета» политического
процесса). Каждый отдельно взятый политический
процесс имеет свою собственную структуру
и, соответственно, свой собственный «сюжет».
Субъекты, совокупность
их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы
измерения, а также факторы, влияющие на
политический процесс, обычно носят название
параметры политического процесса.
Можно выделить
две группы факторов политического
процесса: внутренние и внешние.
К внешним относятся среда (социально-экономические, социокультурные
и прочие условия) и ее воздействие, системные,
но внешние для данного политического
процесса политические обстоятельства,
такие как правила и условия политической
игры, внешние политические события и
т.п. К внутренним можно отнести такие
параметры, как характеристика субъектов,
их целей и намерений, распределение властных
ресурсов, логика политического процесса.
Важным параметром
политического процесса является
его разделение на этапы. Разнохарактерность
и разномерность процессов приводит к
тому, что выделить какие-либо этапы, общие
для всех типов процессов, достаточно
сложно. Различными будут этапы функционирования
политической системы, электорального
процесса или процесса создания и функционирования
политической партии. Поэтому выделение
конкретных этапов целесообразно, применительно
к определенным типам политических процессов.
Большинство взаимодействий
политических субъектов касаются
осуществления публичной власти.
В силу этого обстоятельства
особенно велика значимость процесса принятия
и реализации политических решений. Анализ
этого процесса является одной из наиболее
популярных тем зарубежной политической
науки.
Среди исследователей
нет единого мнения относительно
количества и содержания его
этапов.
Обобщая различные
подходы, можно выделить следующие
основные фазы: постановка проблемы
(сбор необходимой информации
о существующих проблемах, общественных
запросах и возможных путях
решения, определение первостепенных
и второстепенных проблем); формулирование альтернативных решений; сравнительный
анализ и выбор наиболее эффективного
решения; формулирование государственного
решения и его легитимация (путем принятия
законов, голосования и проч.); реализация
принятых решений; контроль за реализацией
и осуществлением обратной связи.
Если обратиться
к процессу функционирования
всей политической системы, то
набор этапов будет существенно
отличаться, так как будет учитываться
взаимодействие системы со средой.
Вместе с тем, известные в
науке попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы
на принятии и реализации управленческих
решений.
Классическим набором
фаз является выделение основных
этапов Г.Алмондом и Г.Пауэлом:
артикуляция индивидуальных и
групповых интересов; агрегирование
этих интересов (их объединение в единой позиции);
выработка политического курса; реализация
принятых решений; контроль за исполнением
этих решений.
Необходимо отметить,
что данная модель отражает
лишь один из типов политического
процесса и не может рассматриваться как универсальная
Типология политических процессов
На практике политическое
взаимодействие сводится к процессу
принятия и реализации решений,
отражающих интересы и требования
участников политического процесса.
В связи с этим в политическом
процессе можно выделить две его активно
взаимодействующие между собой составляющие:
ценностную (система культуры, доминирующие
нормы и ценности политической жизни)
и технологическую, которая обозначается
понятием «стиль политики». Применение
данных категорий позволяет осуществить
типологию политических процессов на
основе различий присущих им политических
стилей.