Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:21, курсовая работа
Основной причиной, определившей выбор темы данной работы, явилось желание использовать предоставленную автору обстоятельствами возможность как можно скорее и полнее ознакомиться с системой организации работы отечественных арбитражных судов, а, точнее, с одним из узловых моментов организации данной ветви отечественной судебной системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ 5
§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ 5
§2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ 7
§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-1995 И АПК-2002 9
ГЛАВА 2. КРУГ ДЕЛ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ 11
§1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 11
§2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
17
§3. СПОРЫ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Тихоокеанский
институт политики и
права
Кафедра
гражданского и предпринимательского
права
Курсовая работа студента
группы Ю-5 факультета второго высшего образования
Павленко
Виктора Даниловича
Научный руководитель –
Ст.
преподаватель кафедры гражданского
и предпринимательского права Бурова
И.Л.
Дата защиты ________________
Оценка
____________________
Владивосток
2002
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ | 5 |
§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ | 5 |
§2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ | 7 |
§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-1995 И АПК-2002 | 9 |
ГЛАВА 2. КРУГ ДЕЛ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ | 11 |
§1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ | 11 |
§2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ |
17 |
§3. СПОРЫ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ | 22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 25 |
БИБЛИОГРАФИЯ | 27 |
Основной причиной, определившей выбор темы данной работы, явилось желание использовать предоставленную автору обстоятельствами возможность как можно скорее и полнее ознакомиться с системой организации работы отечественных арбитражных судов, а, точнее, с одним из узловых моментов организации данной ветви отечественной судебной системы. Интерес был предопределен спецификой собственной производственной деятельности и возникающей в процессе этой деятельности необходимостью принимать участие в подготовке материалов к арбитражным процессам.
Ознакомление
с материалами по избранной теме
показало, что существует большое
количество вопросов, возникающих в
процессе правоприменительной
Значение правильного решения вопроса подведомственности споров тем или иным судам трудно переоценить. Необоснованный отказ в принятии к рассмотрению исковых материалов, в том числе и арбитражным судом, практически означает отказ в правосудии, что, естественно, противоречит 46 статье Конституции Российской Федерации. Вот почему так важно добиться предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства, определяющего подведомственность дел арбитражным судам. Отсутствие четкого и однозначного правового регулирования в этой области может приводить и приводит к нарушению прав хозяйствующих субъектов.
В работе ставилась задача ознакомиться со всем кругом споров, подведомственных сегодня арбитражному суду, определенных действующим арбитражным процессуальным законом, ознакомиться с материалами по существующим проблемам в данной области, и, учитывая тот факт, что в период подготовки курсовой работы законодательными органами страны был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс, - рассмотреть различия вопросов подведомственности в новом и прежнем кодексах.
Большой
объем информации по теме данной курсовой
работы автор почерпнул в работе «Вопросы
подведомственности дел арбитражным судам
в Российской Федерации»1, а также
на Интернет-сайтах Высшего арбитражного
суда2 и Агентства деловой информации3.
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ
СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ
ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ
§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ
Каждый
орган государства, осуществляя
возложенные на него задачи, должен
действовать строго в пределах предоставленных
ему полномочий и не вторгаться в
компетенцию других органов. Такое
строгое разграничение
Арбитражный суд выполняет особую государственную функцию: он осуществляет правосудие в сфере экономических отношений. Никакой другой орган государственной власти и никакой другой суд не может принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов.
В юридической литературе под подведомственностью понимают как разграничение компетенции между различными органами, так и круг дел к ней отнесенных (ее составляющих).
Термин «подведомственность» происходит от слова «ведомство», т. е. система (совокупность) учреждений, обслуживающих какую-либо область (отрасль) государственного управления.
Существительное
«подведомственность» соответствует
прилагательному «
В юридической литературе правовой институт «подведомственность» означает разграничение круга дел между судом, арбитражным судом и административными органами.
Совокупность юридических норм, которые образуют институт подведомственности, определяет свойства дел (характер правоотношений, в силу которых их разрешение отнесено к компетенции того или иного государственного органа).
Отсюда
вытекает, что, принимая дело к производству,
арбитражный суд должен прежде всего
проверить, может ли данное дело вообще
рассматриваться арбитражным
Подведомственностью называется институт, устанавливающий пределы компетенции судебных органов в области разрешения дел.
В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации арбитражные суды призваны
рассматривать и разрешать
Право судебных органов рассматривать и разрешать в установленном законом процессуальном порядке отнесенные к их ведению дела называется судебной юрисдикцией. Судебная юрисдикция арбитражного суда определяется арбитражным процессуальным законодательством и другими законами Российской Федерации.
• Конституционный Суд РФ;
• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
• Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации"2 в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ст. 25 ГПК РСФСР судам общей юрисдикции подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. При этом к экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры о признании права собственности, о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Поэтому очевидно, что арбитражный суд не вправе будет отказать муниципальному образованию в принятии искового заявления. Представляется, однако, что споры муниципальных образований между собой, а также с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации должны будут разрешаться не в Высшем Арбитражном Суде РФ, а в арбитражных судах субъектов Российской Федерации.
§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-19955 И АПК-20026
В июле текущего (2002) года законодательными органами РФ был принят и подписан Президентом РФ новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Анализ статей АПК-95 и АПК-2002, регулирующих вопросы подведомственности споров арбитражным судам, позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Подведомственность дел арбитражным судам