Подача исковых заявлений в арбитражный суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Изменения социально-политического и экономического характера, произошедшие в России за последнее десятилетие, внедрение рыночных отношений в экономику, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных, арбитражных судов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ АРБИТРАЖНЫХ СПОРОВ.............................................................................................................................5
1.1. Подведомственность дел арбитражным судам .................................................5-8
1.2. Подсудность дел арбитражному суду...............................................................8-10
ГЛАВА 2. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА И ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ.................................................................................................10
2.1. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения..........................10-12
2.2. Правила подачи искового заявления в арбитражный суд.............................12-14
Заключение……………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………....……………………………..16

Работа содержит 1 файл

Арбитр.docx

— 46.80 Кб (Скачать)

 

План:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ АРБИТРАЖНЫХ СПОРОВ.............................................................................................................................5

1.1. Подведомственность дел арбитражным судам .................................................5-8

1.2. Подсудность дел арбитражному суду...............................................................8-10

ГЛАВА 2. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА И  ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА В АРБИТРАЖНОМ  СУДЕ.................................................................................................10

  2.1. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения..........................10-12

  2.2. Правила подачи искового заявления в арбитражный суд.............................12-14

Заключение……………………………………………………………………………...15

Список литературы……………………………………....……………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменения социально-политического  и экономического характера, произошедшие в России за последнее десятилетие, внедрение рыночных отношений в  экономику, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных, арбитражных судов.

И как следствие их деятельность требовала правового закрепления (процессуальную регламентацию). 5 марта 1992 г. вступил в силу первый Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК), 5 мая 1995 г. второй, на сегодняшний  день принят третий АПК РФ, вступивший в действие с 01 сентября 2002г.

Принятие АПК 1995 г., более  совершенного по сравнению с первым, ознаменовало в российском праве  начало движения в сторону демократии и создания правового государства.

Новый АПК РФ, 2002г. еще  более усовершенствованный, что  позволяет надеяться на то, что  Россия постепенно, шаг за шагом, но все же становится правовым государством.

  Судьба России сегодня решается в сфере экономики, от которой, в конечном счете зависит социальная, политическая и иные стороны нашей жизни. В свою очередь, состояние экономики находится в прямой зависимости от того, кто здесь "правит бал", есть ли в ней правовой порядок, действуют ли цивилизованные правила закона или же она подвластна криминальному произволу.

  Система арбитража как раз и служит этим целям - защита прав и законных интересов учреждений, организаций, предприятий и граждан-предпринимателей. Чем совершеннее и мощнее эта система, тем больше возможностей для нормального функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а, следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы развития всей страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ АРБИТРАЖНЫХ СПОРОВ

1.1. Подведомственность дел арбитражным судам

 Каждый орган государства,  осуществляя возложенные на него  задачи, должен действовать строго  в пределах предоставленных ему  полномочий и не вторгаться  в компетенцию других органов.  Такое строгое разграничение  компетенции является важным  условием, обеспечивающим нормальную, правомерную работу всего государственного  аппарата, в том числе и суда.

Арбитражный суд выполняет  особую государственную функцию: он осуществляет правосудие в сфере  экономических отношений. Никакой  другой орган государственной власти и никакой другой суд не может  принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом  к ведению арбитражных судов.  

 В юридической литературе  под подведомственностью понимают  как разграничение компетенции  между различными органами, так  и круг дел к ней отнесенных (ее составляющих). Термин “подведомственность” происходит от слова “ведомство”, т. е. система (совокупность) учреждений, обслуживающих какую-либо область (отрасль) государственного управления.1

Совокупность юридических  норм, которые образуют институт подведомственности, определяет свойства дел (характер правоотношений, в силу которых их разрешение отнесено к компетенции того или иного  государственного органа).

  Отсюда вытекает, что, принимая дело к производству, арбитражный суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться арбитражным судом. Арбитражный суд должен убедиться в том, что поступившее на его рассмотрение дело действительно подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.

 Подведомственностью  называется институт, устанавливающий  пределы компетенции судебных  органов в области разрешения  дел. 

  В соответствии с Конституцией Российской Федерации арбитражные суды призваны рассматривать и разрешать дела, вытекающие из экономических правоотношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Право судебных органов  рассматривать и разрешать в  установленном законом процессуальном  порядке отнесенные к их ведению  дела называется судебной юрисдикцией.  Судебная юрисдикция арбитражного  суда определяется арбитражным  процессуальным законодательством  и другими законами Российской  Федерации. 

  По характеру правоотношений споры, вытекающие из хозяйственных правоотношений в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, отнесены к юрисдикции арбитражных судов.

В соответствии с Арбитражным  процессуальным кодексом РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Законодатель относит  к экономическим спорам следующие: разногласия по договору, заключение которого предусмотрено законом, или передача разногласий на разрешение арбитражного суда; об изменении условий или о расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; о возмещении убытков; о защите чести, достоинства и деловой репутации; о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; о признании не подлежащим к исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен безакцептный порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в безакцептном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.2

 Рассматривает арбитражный  суд и иные дела, в том числе:  об установлении фактов, имеющих  значение для возникновения, изменения  или прекращения прав организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности (об установлении фактов, имеющих  юридическое значение); о несостоятельности  (банкротстве) организаций и граждан. 

1.2. Подсудность дел арбитражному суду

  Арбитражные суды вправе рассматривать экономические и другие споры, вытекающие из хозяйственной деятельности и управлении ею, законом отнесенные к их ведению, т. е. подведомственные им. Установление компетенции конкретного арбитражного суда на разрешение конкретного дела осуществляется путем определения подсудности дел данному суду.

 Дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (общая, родовая подсудность).

 Разграничение подведомственности  хозяйственных споров между арбитражными  судами, установление подсудности  дел конкретным арбитражным судам  в теории и в арбитражном  законодательстве проводится по  субъектному составу сторон, по  предмету спора и по месту  нахождения ответчика или спорного  имущества (общая территориальная подсудность). Из общего правила допускаются исключения, и может иметь место подсудность исключительная, договорная и специальная.

  Субъектный и предметный признаки применяются при определении подсудности между Высшим Арбитражным Судом РФ и арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

 Высший Арбитражный  Суд РФ в качестве суда первой  инстанции рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, а также дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации. Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующие закону и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей. Все остальные деда рассматриваются арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

    Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

 Перечень гражданских  и иных споров, подсудных Высшему  Арбитражному Суду Российской  Федерации, строго определяется  законодательством. Все остальные  хозяйственные споры подсудны  арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

В действующем арбитражном  процессуальном законодательстве правила  территориальной подсудности изложены в ст. 34 АПК РФ.

 Общее правило территориальной  подсудности состоит в том,  что иск предъявляется в арбитражный  суд по месту нахождения ответчика.  Иск к юридическому лицу, вытекающий  из деятельности его обособленного  подразделения, предъявляется по  месту нахождения обособленного подразделения.

 Местом нахождения  юридического лица признается  место нахождения исполнительного  органа (дирекция, правление и т.п.).

 Место нахождения ответчика  указывается истцом. В арбитражном  процессе ни суд, ни другие  органы власти не занимаются  розысками ответчика. Об этом  должен позаботиться истец. 

ГЛАВА 2. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА И ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
2.1. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения

Арбитражным процессуальным законодательством предоставлено  право обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспоренных прав и законных интересов заинтересованным лицам: организациям независимо от форм собственности, а также гражданам, зарегистрированным в качестве предпринимателей.3

Так же в случаях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 4 АПК), правом на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено прокурору, государственным органам, органам местного самоуправления и др.

Однако наличие права  на возбуждение конкретного дела в арбитражном суде связано с существованием определенных юридических фактов и соблюдением установленного арбитражным процессуальным законодательством порядка обращения в этот судебный орган. Отсутствие правообразующего фактического состава или нарушение порядка реализации права на обращение в арбитражный суд исключает возможность возбуждения арбитражного производства полностью, либо задерживает его своевременное возбуждение.

Право на обращение с иском  в арбитражный суд представляет собой установленную законом  возможность для каждого заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Из вышесказанного вытекает следующее: правом на обращение в арбитражный суд могут воспользоваться заинтересованные лица (ч. 1 ст. 4 АПК РФ). Заинтересованными лицами являются - стороны; третьи лица; заявители и иные лица по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о несостоятельности (банкротстве); прокурор; государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд с иском в защиту государственных и общественных интересов (ч. 2 ст. 4, ст. 40 АПК РФ).

Информация о работе Подача исковых заявлений в арбитражный суд