Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

Монопольная власть может быть антиконкурентной, направленной на ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Результатом реализации монопольной силы может стать ограничение возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды 4
Глава 2. Особенности регулирования монополий в России 11
2.1 Возникновение монополии в России 11
2.2 Антимонопольное регулирование в России 11
2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ 21
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно  обозначить следующие положения: содействие формированию рыночных отношений, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соотнесение положений положительного и отрицательного эффектов, предполагающих правила разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

     Реализация  конкурентной политики стала возможной  только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.

     За  нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов власти, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

     Изменение характера конкуренции определяет новые концептуальные подходы к осуществлению конкурентной политики как на международном, так и на национальном и региональном уровнях, что обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства и системы органов регулирования.

Список  использованной литературы

 
  1. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  3. Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями);
  4. Закон от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»
  5. Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями);
  6. Приказ от 13 октября 2004 г. № 135 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы»
  7. Постановление от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе»
  8. Постановление от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы федеральной антимонопольной службы»
  9. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. – Москва: Омега-Л, 2006 г.
  10. Курс микроэкономики. Под редакцией Р. М. Нуреева.  2003 г.
  11. П. Покрытан. О регулировании монопольных тарифов // Экономист, 2006, №2, с. 9-14;
  12. В. Качалин. Международные аспекты антимонопольного регулирования // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 2, с. 49-56;
  13. В чем соль цены  // Российская газета, 2 мая 2006 г.

Приложение 1

Принципы  и методы реализации антимонопольной  политики

 
Принципы Методы
I. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации 1. Содействие  развитию товарных рынков и  конкуренции (устранение административных, межрегиональных и других барьеров).

2. Поддержка  малого предпринимательства.

3. Проведение  политики демонополизации производства  и обращения. 4. Наблюдение и контроль  за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них.

5. Совершенствование  антимонопольного законодательства.

6. Наблюдение  и контроль за деятельностью  естественных монополий

II. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции 1. Контроль и  наблюдение за субъектами, имеющими  доминирующее положение на рынке. 

2. Контроль  и наблюдение за согласованными  действиями субъектов, направленными  на ограничение конкуренции.

3. Пресечение  недобросовестной конкуренции. 

4. Контроль  за актами и действиями органов  власти, направленными на ограничение  конкуренции и ущемление интересов  хозяйствующих субъектов

III. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции 1. Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка.

2. Приоритет  положительного эффекта в социально-экономической  сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка

IV. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов 1. Верховенство  законов над другими нормативными  актами, принимаемыми органами власти и управления.

2. Преемственность  норм международного права и  интегрирование российского антимонопольного  законодательства в европейское. 

3. Пропаганда  основных требований и норм  антимонопольного законодательства.

4. Формирование  общественного сознания в пользу  развития рыночных сил

Приложение 2

Размеры штрафных санкций  при нарушении  антимонопольного законодательства, изложенные в Кодексе  РФ об административных правонарушениях

Статья Содержание  нарушения Сумма штрафов (количество МРОТ), налагаемых:
на  граждан на должностных лиц на юридических лиц
14.3. Нарушение законодательства о рекламе Нарушение рекламодателем, рекламо-производителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) От 20 до 25 От 40 до 50 От 400 до 500
14.6. Нарушение порядка ценообразования Завышение или  занижение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, установленных надбавок к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования От 20 до 25 От 40 до 50 От 400 до 500
14.9. Ограничение свободы торговли Действия должностных  лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ - От 40 до 50 -
14.10. Незаконное использование товарного знака Незаконное  использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров От 15 до 20 От 30 до 40 От 300 до 400
с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара
19.5. Невыполнение в установленный срок законного предписания АМО Невыполнение  в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства От 3 до 5 От 5 до 10 От 50 до 100
Невыполнение  в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа - От 40 до 50 От 2000 до 5000
19.7. Непредставление

сведений

(информации)

в АМО

Непредставление или несвоевременное

представление в государственный орган

сведений (информации), представление которых предусмотрено Законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде

От 1 до 3 От 3 до 5 От 30 до 50
19.8. Непредставление ходатайств, заявлений, сведений в АМО и орган регулирования

естественных

монополий

Непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) От 15 до 20 От 30 до 50 От 1000 до 5000
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях, либо представление заведомо недостоверных сведений От 10 до 15 От 20 до 30 От 500 до 1000

Информация о работе Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства