Отчет о производственной практике в Международном Коммерческом Арбитражном Суде

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:42, отчет по практике

Описание работы

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации - ведущий в России и странах Восточной Европы третейский суд по разрешению коммерческих споров международного характера, преемник Внешнеторговой арбитражной комиссии, образованной при Всесоюзной торговой палате в 1932 году.

Работа содержит 1 файл

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово.docx

— 31.44 Кб (Скачать)

Отчет о производственной практике в Международном Коммерческом Арбитражном Суде.

 

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации - ведущий  в России и странах Восточной  Европы третейский суд по разрешению коммерческих споров международного характера, преемник Внешнеторговой арбитражной  комиссии, образованной при Всесоюзной торговой палате в 1932 году. МКАС входит в число наиболее крупных и  авторитетных арбитражных центров  мира, признанных как отечественными, так и зарубежными предпринимателями. С 1999 года МКАС является членом Международной  федерации коммерческих арбитражных  институтов (МФКАИ). На этом сайте содержится информация о деятельности МКАС и  об особенностях процедуры разбирательства  споров, размещены текст Регламента и список арбитров МКАС на русском  и основных иностранных языках, избранные  материалы арбитражной практики. Материалы данного сайта, за исключением  документов, утвержденных ТПП РФ, не могут рассматриваться в качестве официальных источников.

Правовой статус Международного коммерческого арбитражного суда при  Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС) определен Законом «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 года и Положением о МКАС, которое является Приложением 1 к указанному Закону. В основу данного Закона положен Типовой закон, принятый в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренный Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем национальном законодательстве. МКАС является независимым постоянно действующим арбитражным (третейским) судом. Он состоит при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает Регламент МКАС, порядок исчисления арбитражного сбора, других расходов суда, оказывает иное содействие его деятельности.

По соглашению сторон в  МКАС могут передаваться две категории споров: 
* споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей; 
* споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации. 
          МКАС также принимает к своему рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации, в частности, договоров, предусматривающих исключительную компетенцию соответствующих арбитражных центров в стране ответчика.

Арбитражное соглашение

Предпосылкой для обращения  в МКАС является наличие арбитражного (третейского) соглашения. Соглашение об арбитраже может быть включено в договор (контракт) как одно из его условий либо заключено в  виде отдельного соглашения, в том  числе и впоследствии, с целью разрешения уже возникшего спора.  
          Четкое определение порядка рассмотрения споров приобретает особое значение именно при заключении и исполнении внешнеэкономических контрактов. Как свидетельствует практика, при заключении контрактов в сфере внешнеторговой и иной внешнеэкономической деятельности, этому вопросу не всегда уделяется должное внимание. Данное обстоятельство связано во многом с тем, что на переговорах о заключении контракта стороны озабочены прежде всего согласованием его материальных условий (предмет, цена, сроки исполнения и т.п.) и зачастую не уделяют достаточно внимания вопросу о порядке урегулирования споров. Каждая из сторон надеется, что ее контрагент добросовестно, в полном соответствии с условиями контракта выполнит принятые на себя обязательства. Но так происходит не всегда. Когда сторона убеждается, что ее права нарушены, возникает вопрос о способе защиты своих прав, месте рассмотрения претензий и требований.  
         Регламентом МКАС рекомендуется следующая формулировка арбитражной оговорки (имеются ее переводы на иностранные языки ): «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом».  
        Международным договором и национальным законодательством большинства государств предусмотрена обязанность государственного суда оставить без рассмотрения иск по спору, в отношении которого имеется третейское (арбитражное) соглашение.  
         В России условиями оставления иска без рассмотрения государственным судом являются: 
а) заявление ходатайства об этом не позднее первого заявления стороны по существу спора; 
б) отсутствие у государственного суда оснований для установления, что "соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено" 
(ч.3 ст. II Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, п. 2 ст.8 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»; п.8 ст.148 АПК РФ).  
         Двумя основными принципами арбитражного соглашения, закрепленными в ст.16 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» являются: принцип "компетенции-компетенции" и принцип "автономности арбитражного соглашения". 
Первый принцип означает право арбитража после возбуждения и в ходе разбирательства решать вопрос о наличии у него компетенции без обращения к государственному суду, который осуществляет лишь "последующий" контроль в отношении такого решения в установленных законом пределах и порядке на стадиях производства по делам об отмене/исполнении решения третейского суда. 
Автономность арбитражного соглашения наделяет третейский суд компетенцией рассматривать и разрешать вопрос о действительности арбитражного соглашения отдельно (автономно) от вопроса о действительности договора, в который это соглашение (оговорка) включено или к которому оно относится. Законодательное закрепление второго принципа является основанием для разрешения третейским судом спора, возникшего из признанного им недействительным договора, при условии, что основание недействительности договора не является одновременно основанием недействительности оговорки.    
           При решении вопроса о том, какую арбитражную оговорку необходимо включать в контракты с контрагентами из Армении, Бельгии, Болгарии, Индии, Китая, Республики Корея, Латвии, Македонии, Молдавии, Польши, Словении, Украины, Финляндии, Чехии, Эстонии, Японии, следует учитывать рекомендации, содержащиеся в соглашениях о сотрудничестве в области арбитража, заключенных ТПП РФ с зарубежными торговыми (хозяйственными) палатами и арбитражными центрами.

Споры в МКАС разрешаются  арбитрами, избранными самими сторонами  либо назначенными в порядке, предусмотренном  Регламентом МКАС. Арбитры не являются представителями сторон.   
          Арбитры должны обладать необходимыми специальными знаниями, быть независимыми и беспристрастными. Соблюдение этих требований обеспечивается правом стороны заявить об отводе арбитра.

В случае возникновения спора из внешнеэкономической сделки при  отсутствии арбитражного соглашения сторона  сделки вправе обращаться в государственный  общий или специализированный (арбитражный, хозяйственный, экономический, торговый) суд того государства, процессуальным законом которого предусмотрена  компетенция данного суда. Как  правило, это также соответствующий  государственный суд по месту  нахождения ответчика либо его имущества. Рассмотрение спора в иностранном  государственном суде, который в  своей деятельности руководствуется  нормами процессуального права  соответствующего иностранного государства (lex fori), как правило, связано со значительными издержками для истца. Гораздо более неблагоприятными последствиями подобного рассмотрения спора для истца, не всегда знающего специфику иностранного правосудия, могут, в частности, стать: непризнание правомерным выбора сторонами контракта того или иного применимого права, признание недействительными тех или иных материальных условий договора. В результате возможен как отказ в рассмотрении иска, так и отказ в удовлетворении исковых требований. 
         Нередко отечественные предприниматели при подписании контрактов с зарубежными партнерами включают положение о рассмотрении споров из контрактов в российском государственном арбитражном суде. В условиях, когда у контрагента, против которого вынесено решение государственного арбитражного суда нет имущества в России, возникает проблема исполнения указанного судебного решения. 
Если решения, вынесенные в России в порядке международного коммерческого арбитража, невозможно обжаловать по существу в государственных судах и в силу Нью-Йоркской конвенции 1958 г. можно исполнить более чем в 130 странах мира, то решения национальных судов одного государства по коммерческим спорам, при отсутствии соответствующего международного договора, как правило, неисполнимы на территории другого государства. В такой ситуации у истца остается попытка достичь желаемого результата через новое рассмотрение дела по существу в суде соответствующего иностранного государства по месту нахождения ответчика или его имущества. 
          Преимуществом разбирательства спора в порядке международного коммерческого арбитража перед рассмотрением спора в государственном суде являются также значительные возможности спорящих сторон по формированию состава арбитража, разрешающего их спор. Стороны вправе согласовать кандидатуру единоличного арбитра, а могут – каждая выбрать по одному арбитру, чтобы избранные подобным образом арбитры согласовали кандидатуру третьего – председателя состава. Если избрание единоличного арбитра или председателя состава сторонами не оговорено, то они в соответствии с Регламентом МКАС назначаются Президиумом МКАС, который также назначает арбитров и запасных арбитров за неизбравшие их стороны. Арбитры, за исключением председателя состава и единоличного арбитра, могут быть избраны как из списка арбитров МКАС, так и вне списка, в том числе, из числа иностранных специалистов. Подобный механизм обеспечивает беспристрастность и позволяет подобрать наиболее компетентных специалистов в спорной области взаимоотношений.  
         Слушание дела по соглашению сторон может быть проведено как на русском, так и иностранном языке, как в г. Москве, так и в ином месте. Разбирательство в МКАС отличается упрощенной, но достаточной процедурой. Важным достоинством является конфиденциальность разрешения споров: слушание дел в государственных судах осуществляется, как правило, в открытых заседаниях, и их решения могут быть полностью опубликованы, тогда как в МКАС дела рассматриваются в закрытых заседаниях, а решения если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны. 
Нередко российские участники внешнеэкономической сделки избирают местом рассмотрения споров зарубежные третейские суды (арбитражи). Между тем, следует принимать во внимание, что рассмотрение спора за рубежом сопряжено с более высокими как арбитражным сбором, так и оплатой услуг адвокатов, многочисленными дополнительными расходами, которые не всегда удается взыскать с должника.  
         Для того чтобы возможные споры из контракта разрешались в МКАС, целесообразно включить соответствующую оговорку в текст контракта при подготовке его к подписанию. Использование рекомендуемой в Регламенте формулировки арбитражного соглашения придаст юридическую предсказуемость обязательствам сторон уже тем, что их спор будет разрешен по известным правилам.

За 2011 года в МКАС поступило 252 исков от компаний из 39 стран мира.

Иностранные участники арбитражных  разбирательств происходили из следующих государств: Германия – 17; Украина — 37; Казахстан – 15; Китай – 13; Белоруссия – 11; Кипр – 9; США, Узбекистан – по 8; Италия, Монголия, Литва, Британские Виргинские острова – по 5; Великобритания, Чехия, Швеция, Сербия, Индонезия, Финляндия, Нидерланды – по 3; Молдова, Панама, Индия, Сейшельские острова – по 2; Монако, Иран, Австралия, ОАЭ, Испания, Пакистан, Болгария, Вьетнам, Египет, Франция, Израиль, Джерси, Корея, Словакия, Япония – по 1.

Среди иностранных участников споров за рассматриваемый период преобладали  стороны из стран Западной и Восточной  Европы – всего 55 компаний и стран  СНГ — всего 79 компаний.

В 238 спорах участвовали российские компании. В МКАС поступило 14 споров, в которых обе стороны являлись иностранными компаниями.

Итог прошедшего 2011 г. по предметной разновидности контрактов, из которых возникали споры, показывает, что, как и в прежние годы, продолжают преобладать споры, связанные с  договором внешнеторговой купли-продажи (поставки) – 162 споров (67,7 % от общего количества), далее следуют:

споры из договоров по оказанию услуг и выполнению работ – 29 (12,1 %);

 споры из договоров  строительного подряда – 9 (3,2 %);

 споры из кредитных  договоров – 4 (1,7%);

 споры из договоров  аренды – 4 (1,7 %);

 споры из договоров  коммерческого представительства  – 2 (0,8 %).

Споры, вытекающие из всех остальных  групп внешнеторговых обязательств (перевозка, транспортная экспедиция, поручительство, корпоративные обязательства, интеллектуальная собственность, лизинг и другие) составили по 0,5 - 4,6% по каждой группе, а вместе взятые около 12,8%.

Мкас осуществляет свою деятельность на основании таких международных договоров, как:

  1. Нью-йоркская (1958 г.) Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений

            Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, 1961 
            Московская конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых             споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества от 26 мая 1972 г.

  1. Арбитражного процессуального кодекса от 24.07.2002, Регламента Мкаса, Согласительного регламента, Правил по оказанию содействия, Правил о беспристрастности и независимости третейских судий, Положений о сборах и расходах.

В соответствии с § 4 Регламента МКАС (в редакции Приказа ТПП РФ от 23.06.2010 г.) в состав Президиума МКАС входят по должности Председатель МКАС и  его заместители, а также семь лиц, избираемых сроком на 5 лет из списка арбитров общим собранием арбитров, включенных в указанный список, и  два лица, назначаемые Президентом  ТПП РФ. Председателем Президиума является Председатель МКАС. 
Президиум МКАС решает вопросы, отнесенные к его компетенции Регламентом МКАС, анализирует арбитражную практику, рассматривает вопросы распространения информации о деятельности МКАС, международных связей МКАС и другие вопросы деятельности МКАС. В заседаниях Президиума МКАС принимает участие ответственный секретарь МКАС с правом совещательного голоса. 
Решения Президиума принимаются простым большинством голосов при условии участия в заседании не менее пяти членов Президиума, включая Председателя Президиума. Решения Президиума оформляются протоколом. Функции секретаря Президиума выполняет ответственный секретарь МКАС.

За время прохождения производственной практики во Мкасе я ознакомилась с деятельностью ТПП РФ, а так же с практикой МКАС и МА. Проводила описи дел и знакомилась с их содержанием, учувствовала в судебных заседаниях Мкас,осуществляла переводы материалов по практике международного коммерческого арбитража с русского на английский язык, подготавливала проекты ответов для консультаций Мкас и судебных заседаний.

 


Информация о работе Отчет о производственной практике в Международном Коммерческом Арбитражном Суде