Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:25, контрольная работа
Определения арбитражного суда - это постановления, которые не разрешают спора сторон по существу, в отличие от решения. Определения арбитражного суда разрешают отдельные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, его появления, движения и прекращения.
Арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных действующим АПК, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства.
Определения арбитражного суда различаются по своему характеру и последствиям. От определений, выносимых в процессе рассмотрения дела, следует отличать определения, которыми завершается рассмотрение спора без
1) производство в апелляционной инстанции;
2) производство в кассационной инстанции;
3) производство в порядке надзора;
4)
пересмотр по вновь
Каждый институт является самостоятельным структурным подразделением арбитражного процессуального права, имеет свою целевую направленность, предмет регулирования и обособлен в отдельной главе АПК РФ.
Вместе с тем все они регулируют процессуальные отношения, имеющие ряд общих существенных признаков:
а) процессуальные отношения предназначены здесь в основном для проверки правильности актов арбитражного суда;
б) отмена или изменение судебных актов может иметь место только в случаях, прямо указанных в законе;
в) проверять судебные акты вправе только те судьи, которые уполномочены на это законом;
г)
при проверке судебных актов могут
присутствовать лица, участвующие в
деле.
В новом Кодексе кассационное производство, предназначенное по ранее действующему законодательству для проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений арбитражного суда первой инстанции, заменено производством в апелляционной инстанции (гл. 20).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, установив, что не вступившее в законную силу решение является необоснованным либо незаконным, обязан сам, не передавая дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, исследовать вновь представленные доказательства, оценить их совокупность с имеющимися в деле, и с учетом установленных им обстоятельств вынести новое решение. Учитывая, что судебные составы, рассматривающие дела в апелляционной инстанции, находится в тех же арбитражных судах, что и составы, рассматривающие дела по первой инстанции, законодатель посчитал нецелесообразным и неоправданным с точки зрения судебной этики предоставлять суду апелляционной инстанции право возвращать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Такая конструкция института апелляционного производства позволяет оперативно и при меньших издержках средств и труда рассматривать и разрешать дела, "не гоняя" их из одной инстанции в другую.
Для
решения задач, поставленных законом
перед апелляционной
Институт "Производство в кассационной инстанции", закрепленный в гл. 21 АПК РФ, введен в Кодекс впервые, его нормы регулируют совершенно новые, неизвестные ранее арбитражному судопроизводству отношения, образующие самостоятельную стадию арбитражного процесса. Как самостоятельная и новая стадия процесса производство в кассационной инстанции имеет свои цели, объект, субъективный состав, свои предпосылки возникновения и содержание.
Главными задачами производства в кассационной инстанции являются проверка законности решений арбитражного суда, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, а также создание надежных гарантий защиты прав в арбитражном процессе.
Право
кассационного обжалования
Объектом
кассационного обжалования
Определения арбитражного суда могут быть обжалованы в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных законом (ст. 179).
Решения, вынесенные по первой инстанции Высшим Арбитражным Судом РФ, окончательны и не могут быть обжалованы ни в апелляционном, ни кассационном порядке. Это следует из содержания ст. 135 и 162 АПК РФ.
Однако, чтобы по данному вопросу не было никаких сомнений, приведенное выше положение лучше было бы прямо сформулировать в Кодексе путем введения в ст. 161 исключительного правила.
Процессуальный закон детально регламентирует содержание, порядок и сроки подачи кассационной жалобы.
Кассационное производство введено в арбитражный процесс вовсе не для того, чтобы дублировать апелляционное. Оно имеет свои задачи, которые верно сформулированы в законе — проверять законность решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях (ст. 162). Для выполнения этих задач суд кассационной инстанции должен наделяться соответствующими полномочиями.
Статьи 180 АПК РФ устанавливает круг судебных актов, которые могут быть объектом пересмотра в порядке надзора, процессуальные средства возбуждения деятельности суда надзорной инстанции.
Объектом пересмотра в порядке надзора могут быть не только вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, но и постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями. В порядке надзора пересматриваются как вступившие в законную силу решения, вынесенные арбитражными судами субъектов Российской Федерации, так и решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенные по первой инстанции.
Не могут быть предметом судебно-надзорного органа, а является лишь поводом для истребования должностным лицом дела для решения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для принесения протеста в порядке надзора.
В ст. 181 АПК РФ указаны перечень и компетенция лиц, имеющих право на принесение протеста в порядке надзора на вступившие в законную силу акты арбитражного суда.
По новому АПК РФ право приостанавливать исполнение решения, постановления предоставлено не только Председателю Арбитражного Суда Российской Федерации, но и его заместителям (ст. 182). Суд же, рассматривающий дело в порядке надзора, такого права не имеет.
Каждое из указанных выше должностных лиц может приостановить исполнение лишь тех судебных актов, на которых ему предоставлено право принести протест.
Вместе с тем они не вправе приостановить исполнение решения, постановления, которое суд обратил к немедленному исполнению в соответствии со ст. 135 АПК РФ.
В порядке надзора могут быть опротестованы не только решения и постановления, но и вступившее в законную силу определения арбитражных судов (ст. 191). Их исполнение тоже может быть приостановлено по ст. 182 АПК РФ.
По действующему закону в системе арбитражных судов функционирует только один судебно-надзорный орган — Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Президиум созывается по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.
В ст. 184 АПК РФ содержится новое правило об истребовании дел. При наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора дело истребуется из соответствующего арбитражного суда должностными лицами, перечисленными в ст. 181 АПК РФ, и не может быть направлено для проверки в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации без их распоряжения.
Поводом для истребования дела из соответствующего суда являются заявления сторон, других лиц, участвующих в деле, граждан и организаций, не являющихся лицами, участвующими в деле на права которых повлияло вынесенное решение или постановление и др.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство не запрещает должностному лицу, имеющему право на принесение протеста, истребовать дело из соответствующего суда и по собственной инициативе.
При отсутствие оснований для истребования дела и принесения протеста лицу, подавшему заявление, должен быть дан мотивированный ответ. В ст. 185 АПК РФ введена новелла, ограничивающая право организаций и граждан на подачу заявления о принесении протеста: оно теперь может быть подано только после рассмотрения дела в апелляционной и кассационной инстанциях. Заявление о принесении протеста по делу, которое не было предметом рассмотрения ни в одной из этих инстанций, по смыслу закона не подлежит рассмотрению и возвращается лицу, подавшему его.
Подробно порядок работы Президиума регулируется Регламентом, утвержденным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Перечень полномочий Президиума, данный в ст. 187 АПК РФ, является исчерпывающим.
Ряд
существенных новелл внесены и в
гл. 23 АПК, посвященную пересмотру по
вновь открывшимся
Конкретизированы
основания для пересмотра по вновь
открывшимся обстоятельствам
Согласно ч.2 ст. 192 АПК РФ такими основаниями являются:
1)
существенные для дела
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта;
3)
установленные вступившим в
4) отмена судебного акта, арбитражного суда, решения, приговора суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к принятию данного решения.
Срок
подачи заявления о пересмотре решения
по вновь открывшимся
В ч. 3 ст. 193 АПК РФ говорится, что при подаче заявления после истечения установленного срока и отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока либо при непредставлении доказательств направления копий заявления и приложенных к нему документов другим лицам, участвующим в деле, оно возвращается судьей заявителю.
Впервые в этой статье записано, что о возвращении заявления выносится определение, которое может быть обжаловано (ч. 4, 5 ст. 193 АПК). данные нормы укрепляют гарантии защиты прав лиц, участвующих в деле, в арбитражном процессе.
Сделанные в ч. 2 ст. 194 АПК РФ дополнения внесли ясность по спорному ранее в арбитражной практике вопросу. Согласно сформулированному здесь правилу, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменен судебный акт, производится в той инстанции арбитражного суда, в который изменен судебный акт или принят новый судебный акт.
Значительные
коррективы внесены и в полномочия
суда, рассматривающего дела по вновь
открывшимся обстоятельствам. Согласно
ч. 1 ст. 196 АПК РФ арбитражный суд,
рассмотрев заявление о пересмотре по
вновь открывшимся обстоятельствам вступившего
в законную силу судебного акта, удовлетворяет
заявление и отменяет судебный акт либо
отказывает в пересмотре.
Заключение
В стадии разрешения дела по существу арбитражный суд выносит определения, способствующие вынесению законного и обоснованного решения, которые направлены на защиту прав и законных интересов сторон и помогают ходу процесса и его движению. К ним относятся определения об отложении производства по делу, о приостановлении производства по делу, о заключении мирового соглашения, об истребовании необходимых доказательств и др.