Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 08:06, дипломная работа
Цели настоящей работы состоят в комплексном, системном исследовании сущности и порядка осуществления процедур банкротства как одного из важнейших компонентов и одновременно убедительных свидетельств осуществления процесса реформирования российской экономики и преодоления на этой основе ошибочных представлений о роли и месте процедур банкротства в современных условиях хозяйствования.
Цели исследования обусловили постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие, содержание, юридическую и экономическую природу процедур банкротства в современных условиях;
2. выявить динамику формирования и развития процедур банкротства в ретроспективном и сравнительном аспектах;
3. показать особенности и специфические черты судебных процедур банкротства и определить их место в конкурсном пра
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие процедуры банкротства юридических лиц
1.2.Виды процедур банкротства юридических лиц
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правовое регулирование процедуры наблюдения
2.2. Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления
2.3. Правовое регулирование процедуры внешнего управления
2.4. Правовое регулирование процедуры конкурсного производства
2.5. Правовое регулирование процедуры мирового соглашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вместе с тем, нам представляется, что судебные процедуры банкротства нельзя в полной мере относить к процессуальным формам, поскольку при их осуществлении имеет место, в первую очередь, не государственно-властная деятельность, а деятельность иных субъектов: должника, кредиторов и арбитражного управляющего. Именно этим обстоятельством, на наш взгляд, можно объяснить тот факт, что законодатель называет деятельность, осуществляемую в ходе несостоятельности (банкротства) именно процедурами, а не процессом. Что касается термина «производство», интенсивно используемого как в нормативно-правовых актах, так и в научных трудах, то наиболее чётко прослеживается соотношение указанного понятия с категорией «процесс»: данные термины соотносятся как общее и особенное; производство - часть процесса, а процесс - совокупность производств.[11]
Как и в дореволюционном законодательстве, в действующем в настоящее время Законе о банкротстве 2002 г. наряду с нормами материального права содержится целый раздел, посвящённый рассмотрению дел о несостоятельности, нормы которого имеют процессуальный характер. Некоторые современные исследователи считают, что Закон о банкротстве является, в первую очередь, нормативным актом материального права.[12] Однако, по нашему мнению, данный комплексный нормативно-правовой акт содержит в равной степени нормы как материального, так и процессуального права.[13]
Для того чтобы определить понятие «процедуры банкротства», необходимо уяснить его общелексическое значение и отграничить от иных, смежных понятий, встречающихся в законодательстве о банкротстве.
Обратившись к словарям русского языка, можно установить общее лексическое значение термина «процедура». Под процедурой (фр. proc'edure от лат. procedere - продвигаться) понимается официально установленная последовательность действий для осуществления или выполнения чего-либо.[14]
Кроме понятия «процедура», в Законе о банкротстве 2002 г. используется термин «меры» (в частности, статья 30 Закона именуется «Меры по предупреждению банкротства организаций», статья 46 - «Меры по обеспечению заявленных требований кредиторов»).
Одним из значений слова «мера» является действие или совокупность действий, средств для осуществления, достижения чего-либо.[15]
Следовательно, в общелексическом значении понятия «процедура» и «мера» имеют схожий смысл с той лишь разницей, что применительно к термину «процедура» используются такие дополнительные признаки, как «последовательность» и «официальность». Тем самым, термин «мера» в общелексическом значении можно считать родовым по отношению к понятию «процедура», который конкретизирует первое понятие[16].
В нормативно-правовых актах о банкротстве в указанные понятия вкладывается несколько иной смысл, поскольку понятия «меры» и «процедуры банкротства» законодатель разграничивает. Если все применяемые законодательством о несостоятельности процедуры банкротства чётко перечислены в статье 27 Закона о банкротстве 2002 г. и конкретизированы в отдельных главах данного нормативно-правового акта, то меры лишь упоминаются в законодательстве и менее конкретизированы; в частности, меры по предупреждению банкротства организаций (ст. 30 Закона), меры по обеспечению требований кредиторов (ст. 46 Закона). Значит, понятия «меры» и «процедуры банкротства» нельзя отождествлять.
Представляется, что в целях объединения понятий «меры» и «процедуры банкротства» в одну группу действий, осуществляемых в процессе конкурсного права,[17] можно использовать термин «мероприятие».
Под мероприятием понимается организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление какой-либо цели.[18] Поскольку мероприятиями являются только целевые действия, то необходимо определить цели осуществления конкурсного процесса. Цели характеризуют те общие результаты, к которым нужно стремиться при осуществлении конкурсного права.
Основными целями конкурсного права являются удовлетворение требований кредиторов должником, не исполняющим свои денежные обязательства и обязанности, а также вывод организации из кризиса, переход к устойчивой работе путём повышения эффективности управления и использования ресурсов, обеспечение защиты интересов собственников и кредиторов, создание условий для активных инновационно - инвестиционных процессов.[19]
Последние из названных целей конкурсного права наиболее ярко проявляются в рамках продолжниковой системы законодательства о банкротстве, суть которой сводится к защите интересов должников, которые попали в тяжёлое финансовое положение. Государство стремится создать для таких субъектов все необходимые условия по выходу из критической ситуации, в числе которых помощь должнику освободиться от долгов и получить возможность нового старта. В странах, где господствует продолжниковая система несостоятельности (банкротства), основные цели конкурсного права реализуются на микроэкономическом уровне (уровне отдельной организации).
Продолжниковым системам противопоставляются прокредиторские системы банкротства, для которых главной является, защита интересов кредиторов путём полного удовлетворения их требований и под жёстким контролем за сохранностью активов должника и оперативной его ликвидацией. При этом, как правило, исключается возможность предъявлять иски к третьим лицам. На наш взгляд, указанные выше цели конкурсного права реализуются также в рамках прокредиторской системы законодательства о банкротстве, в первую очередь, на макроэкономическом уровне (уровне народного хозяйства, в отличие от отраслевого уровня или уровня низовых хозяйственных звеньев), поскольку для государства в целом неэффективно функционирующая организация способна поразить народное хозяйство, а в итоге, и всё общество. Банкротами оказываются все: и государство, и коммерческие, и некоммерческие организации, и граждане.[20] Следовательно, решение вопросов по упорядочению невыплачиваемых долгов неплатёжеспособными организациями является важной гарантией здоровья экономики страны.
В то же время в научной литературе по вопросам несостоятельности (банкротства) наиболее распространённой является позиция о том, что основными целями конкурсного права является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.[21] Представляется, что вышеназванные цели нельзя считать единственными, характеризующими те результаты, к которым нужно стремиться при осуществлении конкурсного права, поскольку на протяжении истории развития правового института несостоятельности (банкротства) расширяется перечень тех процедур, которые могут применяться по отношению к несостоятельному должнику в сторону увеличения числа реабилитационных процедур, имеющих своей целью восстановление платёжеспособности должника.
Вызывает интерес позиция В.Ф. Попондопуло, который полагает, что цель конкурсного процесса заключается в том, чтобы предупредить захват имущества неплатёжеспособного должника со стороны одного или нескольких кредиторов в ущерб остальным, чтобы наиболее справедливо распределить это имущество между кредиторами.[22] Однако если принять сторону В.Ф. Попондопуло, то придётся согласиться с тем, что и реорганизационные процедуры направлены лишь на справедливое удовлетворение требований кредиторов, а не на финансовое оздоровление должника, и не учитывают интересы самого должника, тогда как в современном российском законодательстве о несостоятельности учитываются интересы как кредиторов, так и неплатёжеспособного должника.
Все вышеназванные цели конкурсного права конкретизируются в задачах, которые осуществляются в рамках отдельных процедур банкротства и, в отличие от целей, всегда реализуются на уровне отдельных организаций (микроэкономическом уровне). Так, задачи процедуры внешнего управления состоят в том, чтобы упорядочить проведение мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности должника, и заключаются в финансовом оздоровлении должника за счёт выявления и использования внутренних ресурсов должника, а также привлечения внешних финансовых источников. В то же время задачи процедуры конкурсного производства заключаются в составлении конкурсной массы, обязательств должника, погашении в определённой очерёдности требований кредиторов и ликвидации банкрота - юридического лица.
Следовательно, при формулировании признаков понятий «мероприятия» и «процедуры банкротства» нужно использовать термин «цели» конкурсного права, которые, в свою очередь, при рассмотрении отдельных процедур несостоятельности будут конкретизированы в виде «задач» той или иной процедуры банкротства.
Исходя из проведённого анализа целей конкурсного права, можно дать определение понятия «мероприятия несостоятельности (банкротства)». Нами предлагается понимать под мероприятием в рамках несостоятельности (банкротства) юридического лица организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление основных целей конкурсного права: удовлетворение требований кредиторов должником, не исполняющим свои денежные обязательства и обязанности, а также вывод организаций из кризиса, переход к устойчивой работе, обеспечение защиты интересов собственников и кредиторов, создание условий для активных инновационно - инвестиционных процессов.
Используя названное определение понятия «мероприятия банкротства», можно определить также понятия «меры» и «процедуры банкротства».
На сущность любого явления указывают, в первую очередь, его признаки, то есть показатели, знаки, по которым можно узнать, определить это явление.[23] Признаками в логике называют всё, что, так или иначе, характеризует предметы, в чём предметы сходны или различны между собой. Обычно говорят, что признаки - это качества, свойства. Вернее считать, что признак - это не качество и свойство, а наличие или отсутствие такового.[24] Особенно важное значение имеет деление признаков на существенные и несущественные. Чтобы образовать понятие о предмете, надо выделить наиболее существенное в нём и тем самым определить существенные признаки предмета, составляющие основу понятия.
Основными существенными признаками процедуры банкротства юридического лица можно считать следующие. Во-первых, это последовательность действий, то есть непрерывно следующие одно за другим активные деяния. Вторым признаком процедуры банкротства является признак официальной установленности законодательством данной последовательности действий. Все действия, осуществляемые в рамках процедуры банкротства, чётко указаны в законодательстве о банкротстве. В-третьих, такая официально установленная законодательством последовательность действий применяется по отношению к юридическому лицу, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным. Определение признаков несостоятельности (банкротства) может быть темой отдельного исследования. В рамках данной работы отметим только, что Закон о банкротстве 2002 г. в п.2 ст. 3 формулирует признаки банкротства юридического лица таким образом: юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанность не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом необходимо, чтобы минимальный размер денежных требований к должнику - юридическому лицу в совокупности составлял не менее ста тысяч рублей (ст. 6 Закона о банкротстве 2002 г.). И, наконец, последним признаком процедуры несостоятельности является цель её осуществления - удовлетворение требований кредиторов должником и вывод организации из экономического кризиса.
Понятие «процедура банкротства» должно заключать в себе диалектическое единство всеобщего и особенного. Опираясь на этот методологический принцип, выскажем следующее суждение. Существенной всеобщностью «процедуры банкротства» является первый её признак, так как он характеризует любые мероприятия, осуществляемые в рамках конкурсного права. Все остальные признаки банкротства нужно считать специальными, отличительными признаками, поскольку они отграничивают процедуры банкротства от иных мероприятий, проводимых в конкурсном процессе (в частности, от мер несостоятельности).
Исходя из анализа вышеперечисленных признаков процедуры банкротства, можно сформулировать само понятие процедуры банкротства. Процедура банкротства юридического лица - официально установленная законодательством о несостоятельности (банкротстве) последовательность действий, применяемых к должнику — юридическому лицу, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным, с целью удовлетворения требований кредиторов и вывода организации из экономического кризиса.
Данное определение, на наш взгляд, содержит все основные признаки процедуры банкротства и позволяет отграничить рассматриваемое правовое явление от других, смежных понятий, таких, как «меры» и «мероприятия» в процессе банкротства. Представляется, что предлагаемая правовая конструкция является перспективной в научном плане. Она открывает возможности более глубокого исследования правовых связей между отдельными действиями, осуществляемыми в рамках той или иной процедуры банкротства.
Одно из направлений современной научной мысли исходит из постулата о том, что термины «мера» и «процедура банкротства» тождественны.[25] Однако, по нашему мнению, удвоение терминологии нецелесообразно, оно затрудняет разработку, анализ, восприятие проблемы.
С точки зрения законодательства о банкротстве, под мерами банкротства понимается совокупность действий и средств для реализации определённых, более частных задач, нежели те цели, которые ставятся при проведении процедур банкротства. Так, меры по предупреждению банкротства организаций направлены на выполнение задач, которые стоят перед определённой организацией ещё до того момента, когда налицо признаки банкротства. Меры по обеспечению требований кредиторов используются в ситуации, когда применяются процедуры банкротства.
Следовательно, понятия «меры» и «процедуры банкротства» имеют разный смысл, исходя из целей и задач тех или иных действий, которые осуществляются в рамках конкурсного права. В то же время, на первых этапах развития конкурсного законодательства понятия «процедуры», «меры» и «мероприятия» в процессе банкротства отождествлялись.
Изначально круг применяемых к должнику процедур был крайне узок, и всё воздействие сводилось к наказанию несостоятельного должника (право неудовлетворённых кредиторов разрубить тело несостоятельного должника на части, обращение в рабство, позднее - помещение в долговые ямы, тюрьмы). Затем произошёл переход к исключительно имущественным последствиям (разделу имущества среди кредиторов). Далее средневековое право создало мировую сделку как способ прекращения производства по делу о несостоятельности. Дальнейшие изменения приоритетов в конкурсном процессе вызвали к жизни новые меры воздействия на должника, попавшего в сложное финансовое положение: стали, востребованы меры, направленные на восстановление платёжеспособности должника.[26]
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации