П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ
1.ВИДЫ
ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.ПОНЯТИЕ
КОНСТИТУЦИИ
3.ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ
4.ФУНКЦИИ
КОНСТИТУЦИИ
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ
СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение.
Советские люди живут в самом демократическом
обществе. Их широкие права и свободы материально
и юридически гарантированы. Привыкнув
за десятилетия Советской власти быть
хозяевами страны, мы давно перестали
удивляться этому.
Конституции доказывает то, что
Конституция - это именно Основной
Закон государства, если в нем
присутствуют и разрабатываются
столь важные и основополагающие
проблемы, как права и свободы
человека. Слово "Конституция"
- латинского происхождения, от
constitutio, - установление, устроение. Традиционно
этим термином определяется Основной
закон государства, определяющий его общественное
и государственное устройство, избирательную
систему, принципы организации и деятельности
органов власти и управления, основные
права и обязанности граждан.
Основной
Закон - это фундамент законодательства,
регулирующего взаимоотношения
граждан между собой и с
государством. Конституция нужна
для того, чтобы законы не противоречили
друг другу и не нарушали права
и свободы граждан.
Развитие Российского государства
подтверждает общее правило нашего
времени: каждая страна, считающая
себя цивилизованной, имеет свою
конституцию. И это закономерно.
Конституция важна и необходима
для современного государства,
прежде всего потому, что в
ней закрепляются его исходные
принципы и назначение, функции
и основы организации, формы
и методы деятельности. Конституция
устанавливает пределы и характер
государственного регулирования
во всех основных сферах общественного
развития, взаимоотношения государства
с человеком и гражданином.
Самое главное - конституция придает
высшую юридическую силу фундаментальным
правам и свободам человека, защищает
его честь и достоинство.
Принятие новой Конституции в
России тоже является отражением
серьезнейших общественных потребностей.
Конституцию справедливо называют
главным, основным законом государства.
Если представить себе многочисленные
правовые акты, действующие в
стране, в виде определенного
организованного и взаимосвязанного
целого, некоей системы, то конституция
- это основание, стержень и
одновременно источник развития
всего права. На базе конституции
происходит становление различных
отраслей права, как традиционных,
существовавших еще в прошлом,
так и новых, создаваемых с
учетом перемен в экономике,
социальном развитии, политике и
культуре
1.ВИДЫ
ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
Объективные причины (источники)
возникновения и существования
конституционного права коренятся
в материальных условиях жизни
общества. Правовой же наукой
выработано понятие юридических
источников права. Под источником
права в юридическом смысле
понимаются те формы, в которых
находят свое выражение правовые
нормы. Основными видами источников
конституционного права - являются
нормативно-правовые акты, судебные
прецеденты и правовые обычаи,
а также иногда международные
и внутригосударственные договоры.
Нормативно-правовые акты конституционного
права обычно подразделяются
на законы, нормативные акты исполнительной
власти, нормативные акты органов
конституционного контроля (надзора),
парламентские регламенты, акты
местного самоуправления.
Законы принимаются обычно законодательными
собраниями, иногда другими высшими
органами власти - монархами в
абсолютных монархиях, узкими
постоянно действующими коллегиальными
органами в некоторых странах.
По степени важности и характеру
регулируемых общественных отношений
законы подразделяются на основные
(конституции), конституционные, органические
и обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают
основные права и свободы человека
и гражданина, регулируют основы
общественного строя, форму государства,
устанавливают принципы организации
и деятельности государственных
органов. В отдельных странах
они регулируют не все отмеченные
общественные отношения.
Конституционные законы как источники
права имеют различное значение
в разных странах. В Чехословакии,
например, было принято, что конституционные
законы дополняют Конституцию.
Органические законы в ряде
стран (обычно романской системы
права) определяют статус органов
государства на основе бланкетных
статей конституций. Например, Конституции
Франции предусматривает урегулирование
органическими законами статуса
таких государственных органов,
как Конституционный совет (ст.
63), Высокая палата правосудия (ст.
67), Экономический и социальный
совет (ст. 71), Высший совет магистратуры
(ст. 65).
Ту же юридическую силу, что
и законы, имеют в некоторых
странах нормативные акты, издаваемые
в порядке замещения парламентов.
Они зачастую подлежат последующему
утверждению парламентом и являются
источниками
конституционного права, если содержат
соответствующие нормы.
К нормативно-правовым актам исполнительной
власти относятся нормативные
акты глав государств (указы, декреты,
приказы и т.п.) и нормативные
акты правительств, а иногда
и ведомств (ордонансы, декреты,
постановления и т.п.). Указанные
акты служат источниками конституционного
права лишь в той части,
в какой содержат его нормы.
Между ними существует определенная
субординация: нормативные акты
нижестоящих государственных органов
не должны противоречить актам
вышестоящих. Нормативные акты глав государств
и правительств имеют наиболее широкую
сферу действия.
Практически в каждой стране
существуют конституционно правовые
обычаи, однако лишь в отдельных
странах они считаются официальными
источниками конституционного права.
Это правила поведения, нигде
в официальных изданиях не
записанные в качестве таковых,
однако в течение длительного
времени применяемые и молчаливо
санкционированные государством. Чаще
всего эти правила представляют
собой определенный способ реализации
конституционно-правовых норм. Впрочем,
судом они в любом случае
не защищаются.
Широкое
распространение обычай получил
в конституционном праве Великобритании
(конституционные соглашения). Многие
положения британской конституции
существуют ныне именно в этой
форме: "король
должен
согласиться с биллем, прошедшим
через обе палаты Парламента",
"лидер
партии большинства - Премьер-министр";
"министры выходят в отставку,
если перестают пользоваться
доверием Палаты общин", "Палате
лордов не принадлежит инициатива
финансовых биллей" и др.
Международные договоры служат
источниками конституционного права
в случае, когда регулируют конституционные
проблемы и предусмотрено их
непосредственное применение. В
современных конституциях многих
государств содержатся положения
о примате международного права
перед внутригосударственным. Это порождено
процессом дальнейшей интернационализации
экономики и других сторон общественной
жизни.
2.ПОНЯТИЕ
КОНСТИТУЦИИ
Конституция - это Основной закон
государства, выражающий волю
господствующего класса или всего
общества и закрепляющий основы
общественного и государственного
строя, права и свободы человека
и гражданина.
Слово (термин) "конституция"
происходит, означает "установление",
"устройство". Конституция как
Основной закон государства учреждает
политическую форму существования
общества, систему государственных
органов, устанавливает порядок
их формирования и способ функционирования,
закрепляет права и свободы
человека и гражданина.
Конституция
в современном ее понимании
не была известна ни в древности,
ни в средневековье. Правда, в
древнем Риме отдельные акты
императоров именовались конституциями.
Но они ничего общего не
имели с основными законами
государств, возникшими в эпоху
перехода человечества от феодализма
к капитализму.
Первой конституцией в ее подлинном
понимании оказалась конституция
США 1787 г. Вслед за ней появилась
конституция Франции 1791 г. в
результате победы Великой французской
революции. В Х1Х в. конституции
были приняты в большинстве
европейских стран. С их помощью
господствующие классы стремились
"... придать своей воле... всеобщее
выражение в виде государственной
воли, в виде закона". Конституция
как Основной закон государства
появляется только в ту историческую
эпоху, которая характеризуется
правовым равенством граждан
или подданных. Собственно она
как бы олицетворяет это равенство
своим содержанием. Законодательно
оформляя и закрепляя общественные
отношения, отвечающие коренным
потребностям и интересам господствующих
классов или всего общества, конституция
выступает в качестве мощного
рычага внутриполитической стабильности
государства, устойчивого функционирования
его властных структур.
Закрепляя наиболее важные общественные
отношения, принципиальные положения
и основополагающие устои общества,
политическую форму его существования,
конституция служит правовой
базой для текущего законодательства.
В этом законодательстве преломляются,
раскрываются и конкретизируются
положения конституции. Причем, важно
подчеркнуть, что оно не может
и не должно "развивать" или
дополнять конституцию.
Соответствуя Основному закону
государства, текущее законодательство
наполняет его положения конкретным
содержанием. При этом конституционные
нормы сохраняют свою определенность
и высшую юридическую силу
по отношению к нормам текущего
законодательства.
В отличие от обычных законов,
Основной закон государства характеризуется
стабильностью и долговечностью.
Эти качества конституции обусловлены
двумя обстоятельствами. Во-первых,
в силу абстрактного содержания
ее положений она не подвержена
постоянным
изменениям.
Во-вторых, жесткая процедура по
внесению в нее изменений и
дополнений служит гарантом ее жизнеспособности
и долговечности.
Таким образом, все другие законы
и правовые предписания властных
структур государства должны
соответствовать конституции - их
правовой основе. Те из них,
которые противоречат конституционным
принципам и нормам, подлежат
отмене.
Конституции можно классифицировать
по различным основаниям. В зависимости
от способа объективирования государственной
воли господствующего класса или всего
общества конституции подразделяются
на писанные, т.е. составленные в виде единого
документа и неписаные - состоящие из законов
парламента, содержащих нормы конституционного
характера, судебных прецедентов и правовых
обычаев.
По способу изменения, внесения
поправок и дополнений конституции
можно классифицировать на жесткие
и обычные. Жесткими являются конституции,
для принятия и изменения которых установлена
более сложная процедура, чем для обычных
законов государства. К обычным конституциям
относятся те, которые принимаются и изменяются
в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном
для обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия
или несоответствия тем фактическим
общественным отношениям, которые
сложились и господствуют в
обществе, конституции подразделяются
на фиктивные и действительные.
Фиктивные конституции не выражают общественные
отношения, которые функционируют в стране.
Они оторваны от действительности и сугубо
формальны.