Источники правового регулирования налоговых отношений и их иерархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:43, доклад

Описание работы

С практической точки зрения источники правового регулирования налоговых отношений можно разграничить на две большие группы:
а) нормативные;
б) судебные (прецедентные).
Нормативные источники — это нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие налоговые отношения.

Работа содержит 1 файл

Доклад по арбитражке.docx

— 21.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине «Арбитражная практика разрешения налоговых споров» на тему: «Источники правового регулирования налоговых отношений и их иерархия» выполнила студентка 4 курса 6 группы ФКФ Самсонова Лидия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники правового регулирования 
налоговых отношений и их иерархия

С практической точки зрения источники правового  регулирования налоговых отношений  можно разграничить на две большие  группы: 
а) нормативные; 
б) судебные (прецедентные). 
Нормативные источники — это нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие налоговые отношения. К ним относятся следующие. 
1. Конституция РФ — главный нормативный правовой акт нашей страны, который имеет высшую юридическую силу. Конституция РФ содержит ряд норм прямого действия, которые регулируют налоговые правоотношения и применяются на всей территории РФ. 
Это следующие правовые нормы: 
— пункт 2 ст. 4, определяющий, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; 
— статья 15, определяющая, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ; законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее системы; правила международного договора РФ имеют приоритет над нормами национального законодательства; 
— пункт 3 ст. 17, определяющий, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; 
— пункт 1 ст. 34, провозглашающий право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности; 
— пункт 2 ст. 45, определяющий, что каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом; 
— статья 46, гарантирующая каждому судебную защиту его прав путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц; 
— пункт 1 ст. 48, гарантирующий право каждому на получение квалифицированной юридической помощи; 
— статья 49, устанавливающая, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; 
— пункт 2 ст. 50, определяющий, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; 
— статья 51, устанавливающая, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а также в иных установленных федеральным законом случаях освобождения от обязанности давать свидетельские показания; 
— статья 53, указывающая, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц; 
— статья 54, определяющая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон; 
— статья 57, указывающая, что каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы; законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют; 
— пункт «з» ст. 71, определяющий, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации; 
— пункт «и» ст. 72, определяющий, что установление общих принципов налогообложения и сборов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 
— статья 76, устанавливающая, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить вышеуказанным федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон; 
— пункт 3 ст. 123, провозглашающий принципы состязательности судопроизводства; 
— пункт 1 ст. 132, наделяющий органы местного самоуправления правом устанавливать местные налоги и сборы. 
Обозначенные конституционные нормы и принципы имеют важное практическое значение при разрешении налоговых споров. Их влияние проявляется через правоприменительную практику Конституционного Суда РФ, который на основе соответствующих норм Конституции РФ выявляет конституционно-правовой смысл нормативных положений законодательства о налогах и сборах и дает конституционное истолкование отдельных норм налогового законодательства. 
Необходимо иметь в виду, что формулируемые в решениях Конституционного Суда РФ выводы, касающиеся конституционно-правового смысла и толкования норм материального права, имеют общеобязательный характер для всех правоприменительных органов, включая налоговые органы, арбитражные суды и суды общей юрисдикции (ст. ст. 6, 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 
2. Законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное законодательство), которое состоит из вступившего в действие с 1 января 1999 г. Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов. 
Необходимо помнить, что все нормативные правовые акты, входящие в систему федерального, регионального и местного законодательства о налогах и сборах (федеральные законы; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов), должны приниматься в соответствии с НК РФ (ч. ч. 1, 4, ст. 5) и не должны противоречить его положениям (ст. 6). 
Если же при возникновении налогового спора такие противоречия обнаруживаются, то в силу императивного указания закона должны применяться положения НК РФ (ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»; ч. 2 ст. 13 АПК РФ; ч. 2 ст. 11 ГПК РФ и др.). 
Следует иметь в виду, что принятые до 1 января 1999 г. и не признанные утратившими силу в связи с принятием ч. 1 и ч. 2 НК РФ федеральные законы о налогах и сборах действуют в настоящее время в части, не противоречащей положениям ч. ч. 1 и 2 НК РФ (ст. 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»; ст. 29 Федерального закона от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»). Данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянной оценки действующих норм федеральных законов на предмет их соответствия положениям частей 1 и 2 НК РФ. В случае выявления подобного противоречия необходимо делать вывод о том, что соответствующие нормы федеральных законов не действуют в силу прямого указания закона. 
3. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное законодательство), состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, регулирующее налоговые правоотношения на уровне субъектов РФ. 
Региональное законодательство о налогах и сборах, так же как и федеральное, должно приниматься в соответствии с НК РФ (п. 4 ст. 1 НК РФ) и не противоречить ему. 
Очень важным для качественной защиты интересов налогоплательщиков моментом является вопрос о разграничении компетенции федерального и регионального законодателя при установлении региональных налоговых платежей и льгот. Высшие судебные инстанции вынуждены сегодня уделять данному вопросу постоянное внимание, так как и федеральное, и региональное законодательство содержит множество пробелов по данному вопросу. В частности, можно обозначить следующие ориентиры, выработанные судебной практикой по решению данной проблемы: 
— региональный законодатель не вправе ухудшать положение налогоплательщиков по сравнению с федеральным законодательством, он может лишь улучшать его, и то только в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом Так, например, дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджет, и только в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом; 
— все существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная налоговая ставка, должны регулироваться федеральным законом (Определение КС РФ от 9 апреля 2002 г. N 69-0). 
4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (местное законодательство), которые принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ(п. 5 ст. 1 НК РФ). К ним предъявляются такие же требования, как и к актам федерального и регионального законодательства. 
5. Изданные до 1 января 1999 г. нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно НК РФ могут регулироваться только федеральными законами. Указанные акты действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов

6. Нормативные  правовые акты органов исполнительной  власти, исполнительных органов  местного самоуправления и органов  государственных внебюджетных фондов  о налогах и сборах. 
Указанные правовые акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и должны издаваться только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К примеру, Министерство РФ по налогам и сборам  в пределах своей компетенции утверждает:

— формы заявлений  о постановке на учет в налоговые  органы; 
— формы деклараций (расчетов) по налогам; 
— устанавливает порядок их заполнения, который обязателен для налогоплательщиков (п. 3 ст. 31 НК РФ). 
При этом названные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах(п. 1 ст. 4 НК РФ). 
Во всех иных случаях, прямо не предусмотренных НК РФ, издаваемые Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, органами государственных внебюджетных фондов приказы, инструкции и методические указания являются обязательными только для их подразделений, но не для налогоплательщиков (п. 2 ст. 4 НК РФ).

7. Международные  договоры РФ по вопросам налогообложения (международное налоговое право). 
Важно помнить, что, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем в НК РФ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах о налогах и сборах, они имеют приоритет над нормами российского национального налогового законодательства (ст. 7 НК РФ). 
Судебные источники правового регулирования налоговых отношений. 
Хотя с формальной точки зрения современное российское право прецедентным не является, однако в реальной жизни судебные решения оказывают на правовое регулирование налоговых отношений колоссальное влияние. 
К судебным источникам правового регулирования налоговых отношений относятся следующие: 
1. Решения Конституционного Суда РФ, который выявляет конституционный смысл правовых норм федерального и регионального налогового законодательства, дает им конституционное толкование, а также проверяет их на соответствие Конституции РФ. 
В случае несоответствия каких-либо правовых норм требованиям Конституции РФ Конституционный Суд РФ лишает их юридической силы. 
2. Судебные акты Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам применения налогового законодательства. 
3. Постановления федеральных арбитражных судов округов по вопросам применения норм налогового законодательства. 
Как уже указывалось выше, наибольшей юридической силой обладают решения КС РФ. Они являются обязательными для всех российских судов, включая ВАС РФ и ВС РФ, которые должны разрешать относящиеся к их юрисдикции налоговые споры в строгом соответствии с позицией КС РФ. В этой связи можно утверждать, что решения КС РФ имеют силу обязательного прецедента для всех правоприменительных органов. 
Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ по вопросам применения налогового законодательства (например, совместное Постановление Пленумов ВАС РФ и ВС РФ N 41/9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и др.) имеют обязательный характер для нижестоящих судов, входящих, соответственно, в систему арбитражных судов или судов общей юрисдикции. Таким образом, постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ также имеют для всех нижестоящих судов силу обязательного судебного прецедента. 
Постановления Президиумов ВАС РФ и ВС РФ по конкретным делам, связанным с разрешением споров по применению налогового законодательства, а также всевозможные информационные письма и обзоры судебной практики разрешения налоговых споров в принципе не носят обязательного характера для нижестоящих судов (за исключением дел об оспаривании нормативных актов). Тем не менее нижестоящие суды обычно с уважением относятся к названным судебным источникам регулирования налоговых отношений и стараются ориентироваться на них при разрешении конкретных дел. Данные судебные источники регулирования налоговых отношений имеют для нижестоящих судов силу убеждающего прецедента. 
Постановления федеральных арбитражных судов округов представляют относительно новый, но тем не менее достаточно важный судебный источник правового регулирования налоговых отношений. Практика показывает, что в настоящее время до ВАС РФ доходит лишь небольшая часть дел по налоговым спорам. Более того, ВАС РФ просто не успевает отследить и своевременно высказать свое мнение по многим спорным вопросам, возникающим в хозяйственной жизни страны. Основная масса налоговых споров сегодня окончательно разрешается на уровне федеральных арбитражных судов округов, поэтому формируемая данными судами практика применения норм налогового законодательства имеет достаточно серьезное значение для арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, находящихся под юрисдикцией соответствующего федерального арбитражного суда округа. 
Постановления федеральных арбитражных судов округов по вопросам применения норм материального права в принципе не являются обязательными ни для нижестоящих судов, ни для иных правоприменительных органов. По общему правилу они имеют силу убеждающего прецедента. Тем не менее нижестоящие арбитражные суды при рассмотрении налоговых споров обычно стараются ориентироваться на формируемую окружными судами судебную практику. Более того, в некоторых ситуациях высказанные окружными судами подходы к толкованию норм материального права имеют для нижестоящих судов обязательную силу, т.е. являются обязательным прецедентом 
Хорошее знание источников правового регулирования налоговых отношений и их иерархии является необходимым, но отнюдь не достаточным условием правильного разрешения налоговых споров по вопросам права.


Информация о работе Источники правового регулирования налоговых отношений и их иерархия