Арбитражные суды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Система арбитражных судов в Российской Федерации……………………………..4
Понятие арбитражных судов и их системы………………………………………….4
Структура арбитражной системы…………………………………………………….4
3. Система арбитражных судов в Российской Федерации………………………..…..6

Задачи и основные полномочия арбитражных судов………………………………..7
Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации………………………10
Подведомственность дел арбитражным судам……………………………………10
Критерии подведомственности дел арбитражным судам……………………10
Виды подведомственности дел арбитражным судам………………………….15
Основные категории дел, подведомственных арбитражным судам……………..18
Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений………………….…………………………..18
Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правонарушений……………………19
Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности……………………………………………………………………20
Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов………………………………………………………………..21
Подведомственность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений ………………...22
3 Подсудность дел арбитражным судам…………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………...………………………………..

Работа содержит 1 файл

готовый рефер по хоз праву.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

   Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение, когда речь шла об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, что имело место до принятия нового АПК, то такие ситуации возможны в ряде случаев в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.

Основные  категории дел, подведомственные арбитражным судам

    Хотя  новый АПК отказался от перечня  дел, подведомственных арбитражным судам, тем не менее для удобства правоприменительной деятельности законодатель приводит в ст. 28—32 АПК основные категории дел, которые подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Подведомственность  экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений

    Согласно  ст. 28 АПК арбитражные суды рассматривают  в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

    Характер  спорного правоотношения, используемый в ст. 28 АПК, как критерий подведомственности дел арбитражному суду подчеркивает, что арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений. Исходя из сложившейся на данный момент практики можно дать примерный перечень таких споров:

   1)   О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами. Споры преддоговорного характера подведомственны арбитражному суду в случаях, когда обязанность заключения договора предусмотрена федеральным законом либо соглашением сторон. Как указано в п. 4 ст. 445 ГК, если сторона, для которой в соответствии с ГК или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В частности, к ведению арбитражных судов отнесено рассмотрение споров (с соблюдением критерия субъектного состава спора):

  • об отказе коммерческой организации от заключения публичного договора (п. 3 ст. 426 ГК);
  • об отказе в заключении основного договора при наличии предварительного договора (п. 5 ст. 429 ГК).

   2)   Об изменении условий или о  расторжении договоров. Речь идет  о требованиях, предусмотренных  гл. 29 ГК. При этом в соответствии  со ст. 452 ГК по таким искам  установлен обязательный досудебный претензионный порядок разрешения спора.

   3)   О неисполнении или ненадлежащем  исполнении обязательств. Речь идет  о различных спорах из обязательственных  правоотношений, связанных с толкованием  договоров, о надлежащем исполнении  прав и обязанностей сторон обязательств, взыскании убытков и санкций, предусмотренных законом и договором, и других спорах.

   4)  О признании права собственности.  Имеются в виду иски, связанные  с признанием как права собственности,  так и защищаемого наряду с  ним права законного владения имуществом.

   5)   Об истребовании собственником  или иным законным владельцем  имущества из чужого незаконного  владения (виндикационные иски).

   6)   О нарушении прав собственника  или иного законного владельца,  не связанном с лишением владения (негаторные иски).

   7)   О возмещении убытков. Имеются  в виду иски о возмещении  как убытков, причиненных ненадлежащим  исполнением либо неисполнением  договорных обязательств, так и  убытков внедоговорного характера,  например возмещение убытков,  причиненных государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 16 ГК).

Подведомственность  экономических споров и других дел, возникающих  из административных и иных публичных  правоотношений

   Согласно  ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают  в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  2. об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, поскольку данный перечень не является закрытым.

   Критерии  подведомственности дел в сфере  административного судопроизводства заключаются в следующем:

    1. спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных).
    2. содержание спора связано с предпринимательской либо иной экономической деятельностью, либо доступом к ней, либо оценкой законности ненормативного или нормативного акта в данной сфере.
    3. в отличие от дел гражданского судопроизводства в административном судопроизводстве другие требования к правовому статусу сторон. Здесь статус юридического лица либо гражданина-предпринимателя имеет, как правило, только истец. Кроме того, в качестве истца может выступать прокурор и государственные органы, органы местного самоуправления. Что касается ответчика, то в этом качестве может выступать Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, муниципальные образования, должностные лица, включая судебных приставов-исполнителей. При этом соответствующие органы как субъекты публично-правовых отношений могут как иметь статус юридического лица, так и не быть наделенными им.

    Как подчеркнуто в п. 3 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых  вопросах, связанных с введением  в действие Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации", дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях подведомственны арбитражным судам, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда России в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК, а также названные в ст. 192 АПК, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности, в ст. 138 НК, ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", ст. 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

Подведомственность  дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Условия подведомственности арбитражным судам  дел об установлении юридических  фактов сформулированы в гл. 27 АПК. В отличие от АПК 1995 г. в новом Кодексе относительно подробно урегулированы вопросы подведомственности и рассмотрения данной категории дел особого производства.

   В аспекте  подведомственности по данному вопросу  имеется не утратившее своего значения постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции". В п. 2 постановления определены четыре условия, при наличии которых в совокупности арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов: 

  • если согласно закону факт порождает юридические  последствия, т. е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;
  • если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;
  • если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Подведомственность  дел об оспаривании  решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

    В данном случае речь идет как о новой  категории дел, подведомственных арбитражным  судам (оспаривание решений третейских судов), так и о делах, которые  ранее разрешались ими (выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов). При этом возникает вопрос о понятии третейского суда, поскольку данный термин используется в российском законодательстве в самом разном значении. Под ним понимается как третейский суд, образованный в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" (ранее — в соответствии с Временным положением о третейском суде), так и третейский суд, выполняющий функции международного коммерческого арбитража, образованного на территории Российской Федерации. Дело в том, что Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" также использует данный термин. Компетенция арбитражных судов на осуществление полномочий в соответствии с комментируемой статьей распространяется на деятельность и тех и других третейских судов. При этом сохраняют силу общие критерии подведомственности дел арбитражным судам: спор должен быть подведомствен арбитражному суду в связи с его предметом, а в определенных случаях — с субъектным составом.

    Оспаривание решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении  предпринимательской и иной экономической  деятельности, является новой категорией дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов:

  1. арбитражные суды вправе рассматривать заявления об оспаривании решений третейских судов, вынесенные в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", если дело, рассмотренное третейским судом, подведомственно арбитражному суду.
  2. возникает вопрос о компетентном суде при оспаривании решений международных коммерческих арбитражей, образованных на территории Российской Федерации, а также третейских судов, выполняющих функции международного коммерческого арбитража. Согласно п. 2 ст. 6 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" функции компетентного суда выполняет областной и равный ему по статусу суд общей юрисдикции, а все дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, должны рассматриваться арбитражным судом. Поэтому логичнее дать такое толкование по данному вопросу, что с момента вступления в силу правил о подведомственности оспаривание решений международных коммерческих арбитражей также производится в арбитражный суд, если дело, разрешенное арбитражем, касается предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении  предпринимательской и иной экономической  деятельности, ранее относилась к  подведомственности арбитражных судов. Однако по новому процессуальному законодательству необходимо уточнение ряда положений:

  1. арбитражные суды компетентны на выдачу исполнительных листов по решениям третейских судов, образованных в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" по делам, которые им подведомственны.
  2. в соответствии с п. 2 ст. 31 АПК арбитражным судам подведомственны дела по выдаче исполнительных листов на решения третейских судов, выполняющих функции международного коммерческого арбитража, а также международных коммерческих арбитражей, образованных на территории Российской Федерации. Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" с самого начала не определил компетентный суд, который должен рассматривать заявления о признании и исполнении арбитражных решений. Поэтому, хотя в основном данные дела рассматривались областными судами общей юрисдикции, в отдельных случаях заявления взыскателей подавались в арбитражные суды, которые признавали себя компетентными (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 1999 г. N 3836/98).

Информация о работе Арбитражные суды