Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 11:37, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных.
В обществе с древних времен существовали проблемы урегулирования взаимоотношений должников и кредиторов, которые нашли свое выражение в проявлении и развитии такого общественного института, как банкротство.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА 5
1.1. Начальные этапы становления института банкротства 5
1.2 Определение, сущность и функции банкротства 12
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Рудиментарные
реорганизационные процедуры по
реструктуризации задолженности должника
с целью продолжения его
Современные реорганизационные процедуры в зарубежном законодательстве о банкротстве появились после 1978 г., когда в США была принята Глава 11 Кодекса о банкротстве. В последующие годы волна реформ законодательства о банкротстве привнесла реорганизационные процедуры в Италии – в 1979 г., во Франции – в 1985 г., в Соединенном Королевстве – с 1986 по 2004 г., в Новой Зеландии – в 1989 г., в Канаде – в 1992 г., в Германии – в 1994 и 1999 гг., в Швеции – в 1996 г., в Японии и Мексике – в 2000 г.
В свою очередь, в России наибольшее количество нормативно-правовых актов по вопросу несостоятельности было издано в XIX веке. В России того времени несостоятельность делилась на торговую и неторговую, для управления конкурсной массой кредиторами выбирался куратор, существовала возможность обжаловать сделки должника, возражать против необоснованных требований других кредиторов. В целом к концу XIX века в России было достаточно развитое по сравнению с другими странами законодательства о банкротстве.
Важной вехой в развитии института банкротства стало принятие 19 декабря 1800 г. Банкротского устава. Это была первая попытка комплексного регулирования банкротства путем принятия единого кодифицированного акта.
Данный устав ввел множество новелл в институт банкротства. В Банкротском уставе виден переход законодателя к современным понятиям критериев несостоятельности, отказ от категории неоплатности, свойственной Русской правде. Банкротом законодатель того времени признавал лицо, которое не могло сполна заплатить своих задолженностей.
В 1832 г. был принят новый Устав о несостоятельности. Однако он оказался менее удачным, чем Банкротский устав 1800 г. «По полноте постановлений, по ясности положений Банкротский устав (1800 г.) стоит выше Устава о банкротстве 1832 г., особенно если принять во внимание позднейшее время издания последнего и существование такого образца, как французское Торговое уложение».
Так,
новый устав установил сложную
систему родов и разрядов обязательств,
в частности, преимущественное положение
имели церкви и монастыри. Во вторую
очередь удовлетворялись
В уставе 1832 г. не указаны также точные сроки начала и окончания конкурсного производства.
Следующим этапом в развитии института банкротства было принятие в 1922 г Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г – Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в 1927 г. в него были введены соответствующие главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности). Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д.
С 1930-х гг. в Российской Федерации правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места банкротства. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.
В законодательстве России институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. ст. 61 и 65 ГК РФ.
Между тем следует отметить, что с принятием первой части ГК РФ многие положения закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993 – 1994 гг. федеральное законодательство о банкротстве широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах Российской Федерации было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.
Таким образом, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики.
В
1998 г. принят новый закон о банкротстве,
учитывающий как опыт ведущих зарубежных
стран, так и специфику российской действительности.
В результате этого была создана российская
правовая система регулирования банкротства,
не уступающая мировым аналогам. Вместе
с тем следует заметить, что данный закон
не смог в полной мере обеспечить эффективную
правовую защиту интересов субъектов
гражданского оборота в области несостоятельности.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ
«О банкротстве» (далее – закон о банкротстве
1998 г.) был в большей степени направлен
на защиту интересов кредиторов. В результате
он из средства оздоровления экономики
превратился в источник конфликтов, привел
к разорению многих платежеспособных
предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы
не в осуществлении мер по финансовому
оздоровлению предприятий, а в их банкротстве
и овладении их имуществом.
1.2.
Определение, сущность
и функции банкротства.
Банкротство – это, прежде всего, экономическая проблема, но решается она в строго очередных рамках национального законодательства. В законодательстве ряда стран в разные периоды понятия экономической несостоятельности и банкротства использовались как синонимы, обозначающие признанную судом несостоятельность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя.
Однако, как бы не трактовали понятие банкротства законодательства различных стран, его сущность везде одинакова. Она заключается в том, что банкротство представляет собой общественный институт, посредством которого производится урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов в рамках судебных процедур с учетом интересов работников предприятия должника, его собственников, государства и населения региона по месту расположения должника.
Институт
банкротства выполняет две
2.
Особенности функционирования
института банкротства
на современном этапе.
Банкротство это не просто явление, то есть проявление чего-нибудь, событие, случай, а институт, определенная форма организации общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, а также правила жизнедеятельности и поведения людей.
По
мере возникновения крупных
В основу современного подхода положено представление о том, что, с точки зрения общества, прежде всего, необходимо сохранить функционирующую компанию, а не удовлетворить претензии кредиторов путем распродажи ее имущества.
До середины XX века в мире функционировали две основные модели банкротства: англо-саксонская, преимущественно прокредиторская, направленная на возврат долгов кредиторам, и американская, направленная на финансовое оздоровление компании. Однако в последние десятилетия наблюдается их сближение в направлении сохранения бизнеса с целью достижения стабилизации социально-экономической ситуации на разных уровнях общества.
В результате развития системы регулирования отношений должника и кредиторов в странах с развитой рыночной экономикой к настоящему времени сформировался институт банкротства, обладающий следующими характеристиками:
Значительный интерес
- нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие банкротство индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
- нормы ГК РФ, содержащие специальные
указания по применению
- нормы ГК РФ, непосредственно
не затрагивающие отношения
Центральное место в системе правового регулирования банкротства занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов. С другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
Кроме того, в систему законодательства, регулирующего банкротство, входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций", Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.
Информация о работе Возникновение и развитие банкротства как общественного института