Возникновение и развитие банкротства как общественного института

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных.
В обществе с древних времен существовали проблемы урегулирования взаимоотношений должников и кредиторов, которые нашли свое выражение в проявлении и развитии такого общественного института, как банкротство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА 5

1.1. Начальные этапы становления института банкротства 5

1.2 Определение, сущность и функции банкротства 12

2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Рудиментарные реорганизационные процедуры по реструктуризации задолженности должника с целью продолжения его деятельности впервые появились в Австрийском  законодательстве в 1914 г., но они редко  применялись на практике. Аналогичные процедуры были включены в законодательство о банкротстве Испании в 1922 г., Южной Африки – в 1926 г., Бельгии, Франции, Германии, Нидерландов и Соединенных Штатов – в 1930-х годах.

     Современные реорганизационные процедуры в  зарубежном законодательстве о банкротстве появились после 1978 г., когда в США была принята Глава 11 Кодекса о банкротстве. В последующие годы волна реформ законодательства о банкротстве привнесла реорганизационные процедуры в Италии – в 1979 г., во Франции – в 1985 г., в Соединенном Королевстве – с 1986 по 2004 г., в Новой Зеландии – в 1989 г., в Канаде – в 1992 г., в Германии – в 1994 и 1999 гг., в Швеции – в 1996 г., в Японии и Мексике – в 2000 г.

     В свою очередь, в России наибольшее количество нормативно-правовых актов по вопросу несостоятельности было издано в XIX веке. В России того времени несостоятельность делилась на торговую и неторговую, для управления конкурсной массой кредиторами выбирался куратор, существовала возможность обжаловать сделки должника, возражать против необоснованных требований других кредиторов. В целом к концу XIX века в России было достаточно развитое по сравнению с другими странами законодательства о банкротстве.

     Важной  вехой в развитии института банкротства  стало принятие 19 декабря 1800 г. Банкротского устава. Это была первая попытка комплексного регулирования банкротства путем принятия единого кодифицированного акта.

     Данный  устав ввел множество новелл в  институт банкротства. В Банкротском  уставе виден переход законодателя к современным понятиям критериев несостоятельности, отказ от категории неоплатности, свойственной Русской правде. Банкротом законодатель того времени признавал лицо, которое не могло сполна заплатить своих задолженностей.

     В 1832 г. был принят новый Устав о  несостоятельности. Однако он оказался менее удачным, чем Банкротский устав 1800 г. «По полноте постановлений, по ясности положений Банкротский устав (1800 г.) стоит выше Устава о банкротстве 1832 г., особенно если принять во внимание позднейшее время издания последнего и существование такого образца, как французское Торговое уложение».

     Так, новый устав установил сложную  систему родов и разрядов обязательств, в частности, преимущественное положение  имели церкви и монастыри. Во вторую очередь удовлетворялись требования по оплате труда рабочих и лишь затем требования казны и конкурсных кредиторов.

     В уставе 1832 г. не указаны также точные сроки начала и окончания конкурсного  производства.

     Следующим этапом в развитии института банкротства  было принятие в 1922 г Гражданского кодекса  РСФСР, в 1923 г – Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в 1927 г. в него были введены соответствующие главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности). Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д.

     С 1930-х гг. в Российской Федерации  правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при  плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места банкротства. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

     В законодательстве России институт банкротства  получил правовое закрепление в 1992 г. в законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. ст. 61 и 65 ГК РФ.

     Между тем следует отметить, что с  принятием первой части ГК РФ многие положения закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993 – 1994 гг. федеральное законодательство о банкротстве широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах Российской Федерации было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.

     Таким образом, главными причинами необходимости  реформирования законодательства о  банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более  развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики.

     В 1998 г. принят  новый закон о банкротстве, учитывающий как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования банкротства, не уступающая мировым аналогам. Вместе с тем следует заметить, что данный закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О банкротстве» (далее – закон о банкротстве 1998 г.) был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом. 
 
 
 

        1.2. Определение, сущность и функции банкротства.  

     Банкротство – это, прежде всего, экономическая проблема, но решается она в строго очередных рамках национального законодательства. В законодательстве ряда стран в разные периоды понятия экономической несостоятельности и банкротства использовались как синонимы, обозначающие признанную судом несостоятельность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Банкротство – неплатежеспособность, имеющая  или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя.

     Однако, как бы не трактовали понятие банкротства законодательства различных стран, его сущность везде одинакова. Она заключается в том, что банкротство представляет собой общественный институт, посредством которого производится урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов в рамках судебных процедур с учетом интересов работников предприятия должника, его собственников, государства и населения региона по месту расположения должника.

     Институт  банкротства выполняет две основные функции:

  1. поддержание рыночной конкурентной среды посредством обеспечения расчетов хозяйствующих субъектов по своим обязательствам, их экономической ответственности перед кредиторами вплоть до изъятия собственности и отчуждения бизнеса;
  2. страхование предпринимательских рисков посредством ограничения должника величиной вложенных в бизнес средств при отсутствии криминальны проявлений в его деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Особенности функционирования института банкротства на современном этапе. 

    Банкротство это не просто явление, то есть проявление чего-нибудь, событие, случай, а институт, определенная форма организации общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, а также правила жизнедеятельности и поведения людей.

    По  мере возникновения крупных корпораций, изменения их природы под воздействием научно-технической революции, взаимопроникновения отраслей и экономик различных стран, нарастания процессов глобализации, бурного развития финансовых рынков отношения должника и кредиторов стали затрагивать не только их интересы, но и интересы государства, местных органов власти, больших групп людей, работающих на предприятиях должника, его контрагентов.

    В основу современного подхода положено представление  о том, что, с точки зрения общества, прежде всего, необходимо сохранить функционирующую компанию, а не удовлетворить претензии кредиторов путем распродажи ее имущества.

    До  середины XX века в мире функционировали  две основные модели банкротства: англо-саксонская, преимущественно прокредиторская, направленная на возврат долгов кредиторам, и американская, направленная на финансовое оздоровление компании. Однако в последние десятилетия наблюдается их сближение в направлении сохранения бизнеса с целью достижения стабилизации социально-экономической ситуации на разных уровнях общества.

    В результате развития системы регулирования отношений должника и кредиторов в странах с развитой рыночной экономикой к настоящему времени сформировался институт банкротства, обладающий следующими характеристиками:

    • Приоритет интересов общества в целом перед интересами должника или отдельных кредиторов;
    • Сбалансированность защиты интересов кредиторов, должника, работников и иных заинтересованных лиц;
    • Ориентация на предоставление компании возможности дальнейшего существования деятельности в целях сохранения рабочих мест и защиты интересов, а не на ее ликвидацию;
    • Защита и обеспечение повышения стоимости активов должника;
    • Использование института банкротства в отношении как юридических лиц, к которым применяются процедуры реорганизации и ликвидации, так и физических лиц, которые после реструктуризации задолженности освобождаются от долгов.

       Значительный интерес представляет  опыт использования института  банкротства в Российской Федерации.  Действующее российское законодательство о банкротстве представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

      - нормы ГК РФ, непосредственно  регулирующие банкротство индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

      - нормы ГК РФ, содержащие специальные  указания по применению положений  о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения  требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной  ответственности лиц, которые  имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

      - нормы ГК РФ, непосредственно  не затрагивающие отношения несостоятельности  (банкротства), но имеющие определяющее  значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

       Центральное место в системе правового регулирования банкротства занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов.  С другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

       Кроме того, в систему законодательства, регулирующего банкротство, входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций", Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

Информация о работе Возникновение и развитие банкротства как общественного института