Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:12, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрена стадия внешнего управления и представлена логико-информационная схема.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. теоретические основы ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ
0. 1.1. Понятие и нормативно-правовые основы несостоятельности (банкротства).4
0. 1.2. Способы восстановления платежеспособности……………………………….5
0. 1.3. Права и обязанности арбитражного управляющего.....................................….8
0. 1.4. Внешнее управление…………………………………………………….………9
0. 1.5. Удовлетворение требований кредиторов……………………………………..12
0. 1.6. Логико-информационная схема…………………………………………….…13
0. 2. РАССМОТРЕНИЕ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕКОМПАНИЙ – НК «КомиТЭК», ОАО «Нижневартовскнефтегаз» и ОАО «Черногорнефть»…………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...23
Библиографический список……………………………………………...25
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Филиал
«Московского психолого-социального
института» в г. Красноярске
Курсовая
работа
по дисциплине:
Антикризисное
управление
Тема:
«Внешнее управление»
Выполнил:
студент 4 курса группы М С/С 07 Фальченко Е.Е. Проверил: Ст. препадователь Корнев А.В. |
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………...25
Введение.
Переход страны к рыночной
экономике обусловил появление
в сферах политики новых
Банкротство (от итал. bancarotta, буквально – сломанная скамья), признанная судом неспособность должника удовлетворить в срок и в полном объеме требования кредиторов.
Банкротство широко
Законодательством различают
В данной курсовой работе будет рассмотрена
стадия внешнего управления и представлена
логико-информационная схема.
1.1. Понятие и нормативно-правовые
основы несостоятельности (банкротства).
Институт несостоятельности (
Несостоятельность,
Юридическая суть
Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства) предпринимателей представляет собой сложившуюся разветвленную систему нормативных актов различных уровней. В нее входят нормативные акты только федеральных органов государственной власти. Нормы права, относящиеся к банкротству, имеются в Гражданском кодексе РФ и некоторых других законах. Особое место среди федеральных законов занимает Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или объявление должника о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер предупреждения несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации.
Федеральный закон не
В деле о банкротстве
Возбуждение производства в
К заявлению должника
Подаче заявления должно
В заседании арбитражного суда
участвуют: представитель от
Законом о банкротстве
Кроме того, практика подсказала еще ряд мер, некоторые из которых вызывали ранее ожесточенные споры. Это увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц или размещение дополнительных обыкновенных акций должника, а также замещение активов должника. Основные споры вызывал вопрос о возможности проведения указанных мер без согласия учредителей (Участников), поскольку результатом их применения было ущемление прав данных лиц на участие в управлении и получение части прибыли от деятельности должника. Теперь этот вопрос решен таким образом, что применение указанных мер разрешено, но с согласия учредителей (участников).
Перечень мер по
Перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств, кроме уменьшения неэффективных расходов и создания предпосылок для повышения рентабельности выпуска продукции, могут включать также ряд иных мер, носящих организационный характер, направленных на оздоровление общей ситуации на производстве.
Например, в рамках применения
данных мер может быть
Взыскание дебиторской
Наиболее простым способом, который
чаще всего используется
Самым радикальным способом
В этом случае продаже
Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления при наличии решения о продаже предприятия и о минимальной цене его продажи органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника.
Особо можно отметить такой
способ восстановления
Третье лицо может также
При удовлетворении требований
кредиторов или предоставлении
должнику денежных средств
Увеличение уставного капитала
должника за счет
По мере накопления денежных средств, внешний управляющий обращается с ходатайством в арбитражный суд, который выносит определение о проведении расчетов с кредиторами определенной очереди и, при необходимости, в определенной пропорции. Срок проведения таких расчетов не может превышать двух месяцев. Нарушение указанного срока или размера выплаты (пропорции) дает право кредитору требовать начисление процентов на невыплаченную сумму в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Не позднее чем за месяц
до истечения срока внешнего
управления или не позднее
чем через три недели с
На заседании собрания кредиторов принимается одно из названных решений, на основании, которого они обращаются в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. Если собрание кредиторов не примет ни одно из решений, либо такое решение не будет представлено в арбитражный суд в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления, суд принимает решение о признании должника банкротом.
Если же принимается решение
о переходе к расчетам со
всеми кредиторами согласно
После завершения расчетов с
кредиторами арбитражный суд
выносит определение об
1.3. Права и обязанности арбитражного управляющего
в деле о банкротстве.
1.3.1. Права:
- созывать собрание кредиторов;
- созывать комитет кредиторов;
- обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами;
- получать вознаграждения в
- привлекать для обеспечения
возложенных на него
- запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;
- подать в арбитражный суд
заявление об освобождении от
исполнения возложенных на
Физические лица, юридические лица,
государственные органы и
1.3.2. Обязанности:
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое
- вести реестр требований
- предоставлять реестр
- в случае выявления признаков
административных
- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
- осуществлять иные
Арбитражный управляющий
При проведении процедур, применяемых
в деле о банкротстве,
1.4. Внешнее управление.
Внешнее управление – еще одна реабилитационная процедура банкротства, которая вводится с целью восстановления платежеспособности должника. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены. Иначе говоря, задачей внешнего управляющего является изыскать возможности для того, чтобы рассчитаться или провести реструктуризацию тех обязательств, исполнение по которым просрочено более чем три месяца.
По общему правилу внешнее
управление вводится
Кроме того, арбитражный суд может ввести внешнее управление по итогам финансового оздоровления в случаях установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника, подачи в арбитражный суд соответствующего ходатайства собрания кредиторов, а также появление после проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом, обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года. Следует отметить, что для определенных категорий организаций-должников указанные сроки и правила внешнего управления несколько отличаются от тех, которые будут изложены далее.
Определение арбитражного суда
о введении внешнего
С момента введения внешнего
управления начинает
С введением моратория
С введением внешнего
В ходе внешнего управления
органы управления должника
Внешний управляющий обязан
Наиболее крупные сделки (сделки с имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату) и сделки, стороной в которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов, если иное не установлено планом внешнего управления или Законом о банкротстве применительно к отдельным случаям.
Для того, чтобы внешний управляющий имел возможность исправить негативные последствия пагубных для должника решений прежнего руководителя, ему предоставляются особые полномочия.
Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника полностью или частично, если их реализация препятствует восстановлению платежеспособности должника или если их исполнение повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах. В данном случае вновь вводится оценочная категория, доказывание которой может представлять определенные трудности на практике. Кроме того, сделка, совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления, может быть признана судом недействительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора, если указанная сделка влечет за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими кредиторами.
Свою деятельность по
При рассмотрении
Если в течение 4 месяцев с
даты введения внешнего
Внешний управляющий обязан
1.5. Удовлетворение требований
При ликвидации юридического
лица требования его
• в первую очередь
• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
• в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Требования кредиторов каждой
очереди удовлетворяются после
полного удовлетворения
Требования кредиторов по
1.6. Логико-информационная схема внешнего
управления.
Логико-информационная схема –
это графическое изображение
процесса арбитражного
Модель ЛИС представлена на
рис. 1.
Перечень операций | Исполнители | Сроки выполнения | Входная информация | Выходная информация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Модель логико-информационной схемы (ЛИС), рисунок – 1.
Последние события в нефтяной отрасли России, особенно в сфере управления нефтяными должниками, показывают, что у нас, как и в ведущих нефтедобывающих странах, необходимо введение института внешних управляющих. Однако на его создание российскому правительству придется потратить еще немало сил. И попытаться разрешить немало конфликтов.
История российской нефтяной отрасли знает три примера введения внешнего управления в нефтекомпаниях - НК «КомиТЭК», ОАО «Нижневартовскнефтегаз» и ОАО»Черногорнефть». Все они относительно удачны - новой команде менеджеров удалось вывести вчерашних банкротов из долгового пике, стабилизировать добычу нефти и налоговые платежи. Впрочем, первые примеры вскрыли и недостатки нового метода управления - связаны они с разными интересами кредиторов компаний-должников.
Известно, что внешнее управление вводится на предприятиях по решению суда при возбуждении дела о банкротстве, он же принимает решение о кандидатуре управляющего.
Очевидно, что перед внешними управляющими стоят три ключевые задачи - стабилизировать объемы добычи нефти, обеспечить проведение текущих платежей государственным и коммерческим структурам и договориться о реструктуризации уже накопившихся долгов. Как показывает практика, внешним управляющим приходится искать компромиссы и с фактическими хозяевами, временно отстраненными от управления, и с «историческими владельцами» нефтяных компаний - губернаторами российских регионов. И в последнем случае независимым финансовым менеджерам преуспеть особенно тяжело.
Как уже отмечалось, все три компании, находящиеся под внешним управлением, при новых менеджерах смогли увеличить добычу нефти, провести мероприятия по обслуживанию скважин и разработке новых месторождений, а значит, и заложить фундамент своего будущего относительно стабильного существования.
Так, например, НК «КомиТЭК», находящаяся под внешним управлением со стороны ЗАО «Евросевернефть» (компании, специально приглашенной руководством нефтяного холдинга для вывода из кризиса), удалось вывести объемы добычи нефти на уровень рентабельности - 3,5 млн. тонн в год. Как показывает текущая ситуация, новому менеджменту пока удается удерживать достигнутые темпы добычи - в первые месяцы 1999 г. добыто 575 тыс. тонн нефти, что соответствует плановому заданию, поставленному собственником и кредиторами.
В ОАО «Нижневартовскнефтегаз» вообще сложилась критическая ситуация - компания, добывавшая в 80-х гг. 240-250 млн. тонн в год, в минувшем году добыла чуть более 18 млн. тонн нефти. И это - исключительно заслуга управляющего, поскольку годом ранее объем добычи был еще ниже. При этом предприятию впервые за несколько лет удалось увеличить объем капиталовложений, идущих на производственные нужды (ремонт оборудования и обслуживание нефтескважин).
Заметного прогресса добился и новый менеджмент «Черногорнефти». Тяжелая финансовая ситуация в компании и недостаток средств на разработку новых месторождений привели к падению добычи нефти до 4,88 млн. тонн в год. В конце прошлого года компании, уже находившейся под внешним управлением, удалось перевыполнить план почти на 9% и довести объем добычи до 5,3 млн. тонн в год. А в первые месяцы этого года темпы добычи нефти обеспечат годовую добычу в 5,8 млн. тонн.
Происходящие изменения, по оценкам нефтяных экспертов, стали возможны в связи с оптимизацией денежных потоков внутри нефтяных компаний. То есть деньги у нефтяников есть и они стали расходоваться эффективно. Хотя выполнение главной государственной идеи (своевременные налоговые, зарплатные и прочие обязательные платежи) внешние управляющие обеспечивают.
Во всяком случае все три нефтяные компании, находящиеся под внешним управлением, за последние полгода смогли не только стабильно проводить налоговые и прочие обязательные платежи, но и начать погашение части долгов, накопленных прежним руководством. Главным же результатом оптимизации финансовых потоков стало снижение себестоимости бизнеса - в среднем добыча тонны нефти обходится на 2-5% дешевле, чем до введения внешнего управления.
Так, НК «КомиТЭК» уже в конце 1998 г. (при минимальных, заметим, мировых ценах на энергоносители) полностью расплатилась по долгам перед бюджетом, сократила долги по заработной плате на 38 млн. руб. Компания провела внутреннюю реорганизацию, на 30% сократив менеджмент среднего звена и на 9% - суммарные расходы, что позволило выработать стратегический план по стабилизации работы компании и выходу на безубыточное производство к концу 2002 года. Международный аудит, проведенный в НК «КомиТЭК», позволил оценить успехи компании в привычной нерезидентам «системе бухгалтерских координат», а решение компании о сохранении совместных предприятий с иностранным участием позволило диверсифицировать деятельность иностранных инвесторов и партнеров. Реакция последних на действия нового менеджмента не заставила себя ждать - рыночная стоимость компании за прошлый год выросла почти в 9 раз на фоне общего обвала фондового рынка.
Куда тяжелее была стартовая ситуация у внешнего управляющего «Нижневартовскнефтегаза» - на предприятии «висел» не только 5-миллиардный рублевый долг перед кредиторами разных уровней, но и финансирование города Нижневартовска с населением в 250 тысяч человек. Если бы предприятие было вынуждено расплачиваться с долгами сразу же, то на это ушло бы более 70% его бизнеса. Новому менеджменту «ННГ» удалось реструктурировать прежние долги в обмен на график их постепенного погашения и стабильные выплаты текущих налогов. Пока все договоренности соблюдаются - предприятие выплатило 97% обязательных платежей в бюджет региона, 91% - в федеральный бюджет (в 1997 г. - чуть более 60% по обоим показателям). Более того погашено 400 (из 450) млн. руб. долгов за 1997 г. перед региональными властями. Значительно удалось снизить себестоимость добычи нефти (на некоторых месторождениях - на треть), а также погасить задолженность по заработной плате. Хотя в этом случае персонал компании пришлось сократить на 15%.
ОАО «Черногорнефть» была одним из первых российских предприятий, вышедшим на мировые рынки капитала,однако кризис 1996-1997 гг. поставил его на грань банкротства. Новому менеджменту, отказавшемуся от неэффективных партнеров, относительно легко удалось стабилизировать систему возврата средств за поставленную нефть и оптимизировать денежные потоки внутри компании. Менее чем за полгода «Черногорнефти» удалось выйти на стабильное погашение федеральных и местных долгов (225 млн. руб. местным и 46 млн. руб. - федеральному бюджету в течение первого квартала 1999 г.), а поставщикам и подрядчикам компании за этот же период выплачено 532 из 542 млн. руб., предъявленных к оплате - ранее погашалось от 55 до 70% выставляемых счетов. Компании также удалось достичь компромисса с государственными и местными налоговыми органами в вопросе о реструктуризации накопившихся долгов (чему во многом способствовало согласие государственных кредиторов с фигурой внешнего управляющего компании), и в настоящее время «Черногорнефть» накопила средства для выплаты более 12% долга российским кредиторам при плане в 7%.
Внешние управляющие находятся в двояком положении по отношению к кредиторам. С одной стороны, они назначаются решениями суда, и кредиторы тем самым ставятся перед фактом. С другой стороны, внешнему управляющему приходится договариваться с большинством кредиторов о реструктуризации долгов, а также добиваться согласия с планом внешнего управления компанией. И если в рассмотренных выше критериях (добыча нефти и оптимизация денежных потоков) приведенные примеры во многом схожи, то в их отношениях с кредиторами - сильно различаются.
Не характерным, но перспективным примером эффективного внешнего управления является НК «КомиТЭК». В конце 1997 г. для работы с холдингом была приглашена управляющая компания «Евросевернефть». Можно сказать, что руководство «КомиТЭКа» просто «сыграло на опережение» - несколькими месяцами позже внешнее управление было бы введено судебным решением. И еще большой вопрос, нашли бы акционеры компании общий язык с внешними управляющими.
Пример с ОАО «Нижневартовскнефтегаз» можно считать классическим во взаимоотношениях временных управляющих с акционерами и кредиторами компании. Классическим в том смысле, что именно так его трактует законодательство, предполагающее почти полную поддержку кредиторами деятельности временного управляющего. Хотя на деле это не совсем так - и у «ННГ» были серьезные трения с кредиторами и региональными властями и с холдингом («Тюменской нефтяной компанией»), которые не сразу поддержали усилия внешнего управляющего, а затем и план его действий. Все же ТНК остается сферой обширных интересов финансово-промышленных групп, местных властей, региональных предпринимателей, разобраться в которых новому менеджменту крайне не просто. И лишь недавно руководство ТНК и нижневартовские власти нашли компромисс с командой внешнего управляющего.
В отличие от «Нижневартовскнефтегаза», где менеджмент и кредиторы все же пришли к компромиссу, примером конфликта интересов является «Черногорнефть». Выбранный внешний управляющий получил поддержку 98% кредиторов и даже добился реструктуризации долгов перед нерезидентами (ЕБРР, банком «Сосьете Женераль» и др.), однако встретил жесткое сопротивление со стороны кредиторов, близких к той же ТНК. При этом предметом спора стал контроль над компанией, выбирающейся из кризиса, и ее денежными потоками, а не изменение плана по выводу «Черногорнефти» из кризиса или ошибки нового менеджмента. В настоящее время суд поменял внешнего управляющего, а дальнейшие перспективы компании зависят уже не столько от действий нового менеджмента, сколько от интересов различных групп кредиторов. При этом от подобного противостояния кредиторов не застрахован ни один «кризисный должник», а пример с «ННГ» может стать едва ли не приятным исключением. Поскольку наряду с положительными чертами институт внешнего управления имеет и свои минусы.
Его главный недостаток - неопределенность функций и взаимоотношений кредиторов и нового менеджмента. Признавая в целом успехи внешних управляющих, приходится констатировать, что они не могут быть самостоятельными в своих действиях, а возможность подачи судебных апелляций со стороны кредиторов приводит к затягиванию принятия управленческих решений. С другой стороны, расширение их полномочий ведет к ущемлению прав кредиторов и позволяет ставить под сомнение правильность проводимых мероприятий по финансовому оздоровлению компании. А значит, и в этом случае действия внешних управляющих можно оспаривать в суде, а процесс управления должниками будет прерываться всякий раз с подачей судебных исков.
Где же выход. Пожалуй он - в возможном
создании некоего Антикризисного арбитражного
суда, члены которого будут специализироваться
на разрешении споров между менеджментом
и кредиторами компаний, находящихся под
внешним управлением, а также компаний-банкротов.
Создание такого судебного органа позволит
избежать долгосрочного хождения по судам
различных уровней и взаимной подачи кредиторами
исков как на решения внешнего управляющего,
так и апелляций на решения, принятые разными
судебными инстанциями. К тому же более
квалифицированные судебные решения позволят
избежать различных казусов, аналогичных
случившемуся с той же «Черногорнефтью»,
когда интересы 98% кредиторов оказались
принесены в жертву оставшимся 2%.
Судебное
решение о продлении срока
внешнего управления
04 сентября 2010 года
Дело № А33-11921/2008
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края установил:
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «СибирьЛесЭкспорт» (далее по тексту - должник) банкротом.
Определением арбитражного суда от 03.06.2009 в отношении должника введено внешнее управление сроком до 03.12.2010, внешним управляющим должника утвержден Галынский Михаил Васильевич.
Сообщение о введении внешнего управления в отношении должника опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 27.06.2009 № 114.
В настоящем судебном заседании рассматривается ходатайство внешнего управляющего о продлении срока внешнего управления в отношении должника в связи с изменением плана внешнего управления и утверждением новой редакции плана на собрании кредиторов 11 июня 2010 года, предусматривающей более продолжительный срок для осуществления мероприятий по восстановлению платежеспособности должника по сравнению с ранее установленным арбитражным судом.
В судебном заседании 26 августа 2010 года внешний управляющий поддержал ходатайство о продлении срока внешнего управления, суду пояснил, что долги погашаются, в том числе, перед арбитражными управляющими Кацером Е.И., Галынским М.В.; кроме того, погашаются текущие платежи, возникающие в период внешнего управления, в том числе по налогам; внесены изменения в план внешнего управления, ведется замещение активов, отклонений от плана внешнего управления нет.
Уполномоченный орган возразил против продления срока внешнего управления, пояснил, что позиция налогового органа останется прежней до изучения документов, представленных внешним управляющим в подтверждение перечисления в бюджет задолженности по налогам и сборам, уплаты текущих платежей по наблюдению и внешнему управлению.
Представитель собрания кредиторов, кредиторов Острянина И.В. и ООО «Внешнеэкономическая компания-ТимЭкс» поддержал заявленное внешним управляющим ходатайство о продлении срока внешнего управления, суду пояснил, что кредиторы большинством голосов приняли решение о продлении внешнего управления.
Уполномоченный орган заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании в целях ознакомления с документами, подтверждающими перечисление в бюджет задолженности по налогам и сборам, уплату текущих платежей по наблюдению и внешнему управлению.
Внешний управляющий не возрази против объявления перерыва.
Представитель собрания кредиторов, кредиторов Острянина И.В. и ООО «Внешнеэкономическая компания-ТимЭкс» возразил против объявления перерыва в судебном заседании, поскольку представитель уполномоченного органа, по его мнению, не успеет согласовать позицию со своим доверителем.
В целях предоставления уполномоченному органу возможности ознакомиться с представленными в судебное заседание документами внешнего управляющего должника, арбитражный суд удовлетворил ходатайство уполномоченного органа, в судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 час. 45 мин. 01.09.2010.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: //rad.arbitr.ru).
После окончания перерыва 01 сентября 2010 года судебное заседание продолжено в присутствии тех же представителей лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Внешний управляющий поддержал ходатайство о продлении срока внешнего управления, суду пояснил, что в настоящее время выполняются мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления в новой редакции, в том числе замещение активов должника - на базе имущественных прав должника (права аренды лесных участков) создано и зарегистрировано в установленном порядке новое юридическое лицо в форме открытого акционерного общества, в Федеральную службу по финансовым рынкам 16.08.2010 подано заявление о регистрации выпуска акций. Внешний управляющий пояснил, что должник получит в январе 2011 года запланированные 10 млн. рублей, при этом он оценивает установленный планом внешнего управления срок поступления денежных средств как реальный.
Уполномоченный орган суду пояснил, что должник в настоящее время не имеет задолженности по текущим налоговым платежам, но считает достаточным продление внешнего управления до февраля 2011 года включительно, после чего внешнее управление следует завершить и перейти к расчетам с кредиторами, поскольку после поступления в январе 2011 года денежных средств, достаточных для удовлетворения требований кредиторов, нецелесообразно еще четыре месяца нести расходы на проведение процедуры банкротства на общую сумму 800 000 рублей.
Внешний управляющий пояснил, что в соответствии с Законом о банкротстве и судебной практикой продление внешнего управления именно на шестимесячный срок позволит завершить расчеты с кредиторами, осуществляемые на основании определения суда, подготовить отчет об итогах внешнего управления и представить этот отчет на утверждение в арбитражный суд.
Представитель собрания кредиторов, кредиторов Острянина И.В. и ООО «Внешнеэкономическая компания-ТимЭкс» поддержал ходатайство внешнего управляющего о продлении срока внешнего управления на шесть месяцев.
Иные лица, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, письменные пояснения относительно рассматриваемого ходатайства суду не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении ходатайства внешнего управляющего арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
31.07.2009 года собранием кредиторов ООО «СибирьЛесЭкспорт» в установленном Законом о банкротстве порядке утвержден план внешнего управления, составленный внешним управляющим 03.07.2009 на основании данных бухгалтерского учета и отчетности, переданных ему бывшим руководителем ООО «СибирьЛесЭкспорт».
11.06.2010 собранием кредиторов ООО «СибирьЛесЭкспорт» изменен план внешнего управления и утверждена его новая редакция, которой предусмотрено осуществление мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, в течение 24 месяцев: создание на базе имущественных прав должника (прав аренды лесных участков из состава земель лесного фонда, разрешенное использование - заготовка древесины, общей площадью 17 839 га, расположенных в Красноярском крае, Енисейском районе и предназначенных для заготовки древесины) открытого акционерного общества, реализация акций этого акционерного общества и осуществление расчетов с кредиторами.
Рыночная стоимость имущественных прав аренды должника определена независимым оценщиком (ООО «ИнвестОценкаАудит») и согласно отчету № 297-3/10 составляет 11 228 000,00 рублей.
На основании измененного плана внешнего управления указанные имущественные права должника (право аренды) вносятся в уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества (фирменное наименование: открытое акционерное общество «СибирьЛесЭкспорт+») по цене определенной независимым оценщиком.
Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах.
В материалы дела представлены учредительные документы открытого акционерного общества «СибирьЛесЭкспорт+», свидетельство о его государственной регистрации за основным регистрационным номером 1102454000648, заявление на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг номинальной стоимостью 11 228 000 рублей.
Согласно отчету внешнего управляющего от 25.08.2010 от сдачи в субаренду лесных участков происходит регулярное поступление денежных средств - за период с июня 2009 года по 24 августа 2010 года на счет должника поступили денежные средства в сумме 2 872 242,60 рублей, израсходованы денежные средства в сумме 2 871 366,77 рублей, из них 1 572 938,16 рублей в бюджет на выплату текущих налогов и платежей, арендных платежей Агентству лесной отрасли администрации Красноярского края. Кроме того, погашено в полном объеме вознаграждение временному управляющему, выплачивается вознаграждение внешнему управляющему и производятся выплаты, связанные с осуществлением процедур банкротства по мере представления первичных подтверждающих документов.
Из финансового прогноза следует, что при выполнении плана внешнего управления по истечении двух лет должник получит выручку от продажи акций и от сдачи в субаренду земельных участков в сумме 12 905 200 рублей, расходы на процедуры банкротства составят 3 763 801,14 рублей, и после расчетов с кредиторами, задолженность перед которыми составляет 5 128 993,46 рублей основной задолженности и 677 535,12 рублей процентов, в наличии у должника останутся свободные денежные средства в сумме 3 334 870,28 рублей.
Завершение мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника предусмотрено планом внешнего управления в новой редакции в январе 2011 года, когда на счет должника должны поступить денежные средства в сумме 10 105 200 рублей от реализации акций созданного в порядке замещения активов открытого акционерного общества с последующими расчетами с кредиторами, которые должны завершиться в апреле 2011 года.
Учитывая, что в установленный судом срок до 03 декабря 2010 года процедура внешнего управления не будет завершена, во исполнение решения собрания кредиторов от 11.06.2010 внешний управляющий обратился в Арбитражный суд Красноярского края с ходатайством о продлении срока внешнего управления на 6 месяцев.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 108 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 306-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) установленный арбитражным судом срок внешнего управления может продлеваться в случае, если собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана вешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный срок, но не более, чем максимальный срок внешнего управления.
Внешнее управление не может быть продлено на срок, превышающий совокупный срок внешнего управления, установленный пунктом 2 статьи 92 Закона о банкротстве - 24 месяца.
Собранием кредиторов ООО «СибирьЛесЭкспорт» от 11.06.2010 большинством голосов принято решение об обращении в Арбитражный суд Красноярского края с ходатайством о продлении срока внешнего управления сроком на шесть месяцев, до 03.06.2011 (53,31 % от общего числа голосов конкурсных кредиторов проголосовали «за», 46,69% - «против»).
Основанием к принятию указанного решения явилось утверждение плана внешнего управления в новой редакции, требующей для осуществления мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и расчетов с кредиторами срок, превышающий первоначально установленный судом срок на 18 месяцев до 03.12.2010.
Учитывая право собрания кредиторов должника решать вопрос о возможности изменения плана внешнего управления, в том числе в части продления сроков внешнего управления, а также то обстоятельство, что срок внешнего управления, предусмотренный планом внешнего управления в новой редакции, не превышает максимального срока внешнего управления, установленного пунктом 2 статьи 92 Закона о банкротстве - 24 месяца, суд полагает подлежащим удовлетворению ходатайство внешнего управляющего о продлении срока внешнего управления в отношении ООО «СибирьЛесЭкспорт» на шесть месяцев до 03 июня 2011 года.
Возражение уполномоченного органа против продления срока внешнего управления после февраля 2011 года арбитражный суд отклоняет, поскольку решение о продлении срока внешнего управления принято собранием кредиторов в соответствии с нормами Закона о банкротстве и финансовым прогнозом, изложенным в плане внешнего управления, утвержденном 11.06.2010, согласно которым процедура завершения расчетов с кредиторами не позволит фактически окончить внешнее управление ранее установленной даты.
Руководствуясь статьей 108 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)»
от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции Федерального
закона от 30.12.2008 № 306-ФЗ, статьями 176, 184,
185, 223 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Арбитражный суд
Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
Продлить срок внешнего управления в отношении общества с ограниченной ответственностью «СибирьЛесЭкспорт» на шесть месяцев до 03 июня 2011 года.
Внешнему управляющему в срок до 03.06.2011 представить в арбитражный суд отчет по результатам проведения внешнего управления с приложением документов, предусмотренных статьей 119 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Настоящее определение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее определение может быть обжаловано
в течение четырнадцати дней после его
вынесения путем подачи апелляционной
жалобы в Третий арбитражный апелляционный
суд через Арбитражный суд Красноярского
края.
Председательствующий
С.В. Ахметова
Судьи
Л.Д. Блинова
Т.В. Шевцова
Заключение.
Внешнее управление – судебная процедура, определенная ст. 2 Закона о банкротстве как "процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности".
Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
Основанием для применения процедуры служит решение кредиторов о введении внешнего управления. В этом случае арбитражный суд связан решением собрания кредиторов и не вправе изменить его, применив к должнику иную процедуру.
Таким образом, независимо от того, сделан ли временным управляющим в ходе анализа финансового состояния вывод о возможности восстановить платежеспособность должника или об отсутствии такой возможности, суд своим определением лишь подтверждает волю кредиторов.
При этом кредиторы, приняв указанное решение, рискуют незначительно, так как срок внешнего управления может быть сокращен или прекращен судом по ходатайству собрания кредиторов.
Например, после введения внешнего управления следующее решение кредиторов будет основано на плане, представленном внешним управляющим. Если внешний управляющий в течение первого месяца приходит к выводу, что перспектива восстановления платежеспособности отсутствует, он указывает на это в плане внешнего управления и рекомендует открыть конкурсное производство.
Во втором случае суд уполномочен выносить определение о введении внешнего управления, если собранием кредиторов в установленные сроки не принято решение о применении одной из процедур банкротства. Такое определение выносится, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (например, это вывод, вытекающий из анализа финансового состояния, проведенного временным управляющим).
Первый шаг в работе внешнего управляющего – это принятие в управление имущества должника и проведение его инвентаризации. Принятие имущества в управление производится с оформлением акта приема-передачи. Четких требований к акту не существует, поэтому с точки зрения формы нужно помнить, что акт является двусторонним и подписывается руководителем предприятия и арбитражным управляющим.
Практика показывает, что на несостоятельном предприятии, как правило, есть что скрывать и рассчитывать на то, что управляющему передадут все имущество добросовестно, не приходится. Тем более что инвентаризация еще не проведена и управляющий не знает истинного положения вещей.
Вместе с тем, ответственность за полноту
передачи имущества лежит на руководителе
должника. Поэтому знать, что принимать
по акту нужно, но целесообразно оставить
инициативу за руководителем предприятия.
Нужно также иметь в виду, что, как правило,
внешним управляющим утверждается специалист,
ранее выполнявший функции временного
управляющего. Поэтому еще на стадии наблюдения
целесообразно составить представление
о том, чем располагает предприятие.
Библиографический список