Внешнее
управление - довольно редко (до недавнего
времени) применяемая процедура
банкротства. Применение данной процедуры
достаточно затрата на начальных
этапах, так как в арбитражный
суд необходимо представить полный
официальный аудит и оценку предприятия,
составлить официальный бизнес-план внешнего
управления. Да и сама эта процедура достоточно
сложная для арбитражного управляющего,
как правило, для целей внешнего управления
привлекают не арбитражных управляющих
- юристов-одиночек, а состоявшуюся команду
антикризисных управляющих, имеющих экономическое
или специальное техническое образование
и большой опыт работы по практическому
руководству производственным предприятием.
Максимальный срок внешнего управления
составляет 2 года (с продлением по
решению собрания конкурсных
кредиторов и суда).
Предприятие при этом работает,
платит текущие платежи, но... вводится
мораторий на удовлетворение
требований кредиторов. Мораторий
распространяется на денежные
обязательства и обязательные
платежи, сроки исполнения которых
наступили до введения внешнего управления.
С даты введения внешнего управления прекращаются
полномочия руководителя должника, управление
делами должника возлагается на внешнего
управляющего;
Кредиторы, в том числе и
залоговые, не имеют возможности
истребовать свои долги...
А теперь, давайте представим
себе, что у Вас, уважаемый читатель,
есть возможность обеспечить
крупными, очень выгодными заказами
один "провинциальный заводик",
но на непродолжительное время,
на 2-3 года (например, на период строительства
и подготовки к Сочинской Олимпиаде).
Заводик этот, скорее всего "еле
дышит", имеет долги по налогам,
зарплате, кучу ненужных основных
фондов, да еще и крупный кусочек
земли, который стоит очень
дорого. Так что покупать Вам
этот заводик - мягко говоря невыгодно.
С другой стороны, везти, к примеру, нестандартные
строительные конструкции из промышленных
центров (Санкт-Петербург, Москва, Урал...)
еще менее выгодно из-за больших накладных
расходов. Но терять крупный заказ тоже
не хочется...
Вам скорее всего будет выгодно взять
этот заводик в аренду на несколько лет,
но, кто ж его Вам отдаст... Особенно, если
Вы не хотите платить старые долги этого
заводика, в том числе и по налогам. Кроме
того, никакой банк или лизинговая компания
не будут финансировать покупку для Вас
этого объекта, как потенциального "неликвида"
через несколько лет.
Уважаемый читатель, разрешите подсказать
Вам один любопытный вариант,
но очень "экономный вариант"
- начать банкротство этого заводика
и ввести на нем процедуру
внешнего управления ...
Итак, давайте еще раз пройдемся
по тезисам в начале этой
статьи, только уже с комментариями,
применительно к данному заводику:
"При внешнем управлении банкротство
вводится на длительный срок (несколько
лет)". Да, Вас этот срок вполне
устраивает, ведь осталось еще
пару лет до Олимпиады, да
и после ее завершения достройка
объектов будет активно идти
еще годик, другой.
"Предприятие при этом работает,
платит текущие платежи, но...".
Да, в этом пункте Вас тоже
все устраивает: предприятие работает
- это хорошо, платит текущие плежи
- это означает, что Вы можете гарантировать
оплату субподрядчикам (договора с субподрядчиками,
заключенные после введения процедур
банкротства будут уже относиться к текущим
платежам).
"- от управления предприятием
практически полностью отстраняются
его руководство и собственники"
- для Вас это дополнительная
экономия - ведь Вам не нужно
будет выкупать долю в уставном
капитале, чтобы получать прибыль.
Для этого существуют другие
пути...
"- кредиторы, в том числе
и залоговые, не имеют возможности
истребовать долги" - для Вас
это вообще великолепно: Вы
работаете, зарабатываете на своем
проекте, а все остальные "отдыхают
от своих вложенных/заработанных
ранее, до Вашего прихода денег",
ну или почти что так. Однако,
мораторий на удовлетворение требований
кредиторов распространяется на денежные
обязательства и обязательные платежи,
за исключением текущих платежей. В течение
срока действия моратория приостанавливается
исполнение исполнительных документов
по имущественным взысканиям, иных документов,
взыскание по которым производится в бесспорном
порядке, не допускается их принудительное
исполнение, за исключением исполнения
исполнительных документов, выданных
на основании вступивших в законную силу
до введения внешнего управления решений
о взыскании задолженности по заработной
плате, о выплате вознаграждений по авторам
результатов интеллектуальной деятельности,
об истребовании имущества из чужого незаконного
владения, о возмещении вреда, причиненного
жизни или здоровью, и возмещении морального
вреда, а также о взыскании задолженности
по текущим платежам; помимо этого не начисляются
неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые
санкции за неисполнение или ненадлежащее
исполнение текущих платежей. Следует
учесть, что мораторий на удовлетворение
требований кредиторов не распространяется
на требования о взыскании задолженности
по заработной плате, выплате вознаграждений
авторам результатов интеллектуальной
деятельности, о возмещении вреда, причиненного
жизни или здоровью, о возмещении морального
вреда.
Итак, вероятно экономические выгоды
такого варианта Вы уже прикинули,
теперь давайте пройдемся по
особенностям процедуры внешнего
управления в банкротстве более
подробно.
Сразу оговорюсь, что в настоящей
статье мы не рассматриваем
вопросы, касающиеся Ваших личных
договоренностей с собственниками
/ директором интересующего Вас
объекта...
Первое, введение банкротства. Предполагаю,
что если интересующее Вас
предприятия действительно "лежит
на боку", то законные основания
для начала процедуры, скорее
всего есть. Вам остается только выбрать
наиболее подходящий для Ваших целей вариант
из существующих несколько способов введения
процедуры банкротства. Из перечисленных
ниже способов для предприятий-должников,
имеющих задолженность по налогам (да
и для целей внешнего управления) представляются
более подходящими два: по заявлению самого
Должника либо по заявлению дружественного
Кредитора. Таким образом, интересующее
Вас предприятие сможет получить контролируемую
процедуру банкротства, дружественного
арбитражного управляющего и возможность
более быстрого ввода процедуры внешнего
управления:
1) Банкротство по заявлению Должника
В данном случае, сам директор
или собственник предприятия-должника
обращается в Арбитражный суд
с заявлением о (само)банкротстве.
Данный способ подходит должникам, например,
когда они имеют недоимку по налогам, и
осознают что не в состоянии ее погасить.
Дожидаться обращения самого
налогового органа с заявление
о банкротстве в данном случае
для должника крайне не выгодно
- т. к. в данном случае процедура
будет неуправляемой
2) Банкротство по заявлению Кредитора
Любой кредитор имеет право
обратиться с заявлением о
банкротстве в арбитражный суд,
если имеется вступившее в
законную силу решение арбитражного
суда или Третейского суда, которым
указанные суммы присуждены кредитору.
При этом, решение суда должно вступить
в силу и как разъясняет ВАС в обход нормы
Закона о Банкротстве, которая этого не
требует, к заявлению нужно прикладывать
исполнительный лист.
Необходимо также озвучить еще
третью возможность ввода банкротства
- через ликвидацию:
3) Упрощенная процедура банкротства
Применяется, когда собственники
предприятия (скорее всего, в
обход наемного директора) решают
ликвидировать данное предприятие.
Они созывают собрание участников,
которое выносит решение о
начале ликвидации и назначают Ликидатора.
Ликвидатор с этого момента является единственным
исполнительным органом предприятия.
Ликвидатор в процессе добровольной ликвидации
"выявляет" признаки банкротства.
Зачастую к этому способу прибегают с
целью ускорить процедуру банкротства
и миновать стадию наблюдения. Заметим,
что при условии, когда положение юридического
лица до введения процедуры добровольной
ликвидации обладало очевидными признаками
банкротства (например, наличие крупного
кредита на фоне уменьшения оборотов,
наличие установленной недоимки), то использование
упрощенной процедуры даст дополнительные
основания для оценки в совокупности наличия
признаков преднамеренного или фиктивного
банкротства. Иными словами, перед банкротством
нужно провести анализ фактического состояния
предприятия и его финансовых показателей,
чтобы защитить руководство от ненужных
рисков. Также, выбирая данный вариант,
Вы должны отчетливо понимать, что арбитражный
суд крайне удивится, если при начатой
ликвидации собрание конкурсных кредиторов
все-таки решит прервать конкурсное производство
(=ликвидацию) и ввести процедуру внешнего
управления. Ваши аргументы должны быть
очень убедительными для суда. Обычно,
такие процедуры банкротства, как: наблюдение,
финансовое оздоровление и внешнее управление
при банкротстве ликвидируемого должника
не применяются.
Помимо этого, начало процедуры
добровольной ликвидации - однозначно
приводит к налоговой проверке,
которая, скорее всего, закончится
для предприятия-должника начислением
недоимки. Общая рекомендация в
таком случае - когда вы опасаетесь
проверки этим путем не идти.
Итак, уважаемый читатель, Вы выбрали
подходящий для себя вариант
и решили начать процедуру
банкротства. Разрешите Вам только
напомнить о необходимости предусмотреть
для себя какие-либо варианты
контроля этой процедуры, но
данную тему мы развивать здесь
не будем.
Что еще Вам необходимо сделать,
чтобы Вы смогли начать получать
заказы и заработать ожидаемые
деньги?
В первую очередь - провести
полный финансовый аудит и
оценку основных активов и
договоров предприятия (последние
желательно официально зафиксировать
за подписями бывшего директора
и главного бухгалтера).
Затем, Вам необходимо заключить
предварительные договора, обеспечивающие
предпритие-должника заказами на длительный
период (с ценами и условиями на уровне
среднерыночных, хотя бы по заключению
аудитора), а также договорами с поставщиками
и субподрядчиками. Как правило, допускаются
небольшие отклонения в этой части от
среднерыночных цен, так как все прекрасно
понимают, что поставлять что-то предприятию-банкроту
- дело достаточно рискованное. Не исключено,
что Вам придется предусмотреть внешнее
финансирование оборотными средствами
и предложить арбитражному суду гарантии
погашения долга должника перед его конкурсными
кредиторами (хотя бы в части 110% от сумм
налоговых недоимок, но не исключено, что
и большей суммы). Сразу оговариваюсь,
что сумма гарантии может касаться только
части кредиторов и только тех, кто на
момент введение процедуры внешнего управления
успел войти в реестр конкурсных кредиторов
(в этой части необходима активная работа
арбитражного управляющего по составлению
возражений прочим заявителям в конкурсные
кредиторы в суде). Но решение в части финансовых
гарантий будет принимать собрание конкурсных
кредиторов и суд, ведущий данное дело.
Зачастую, методика принятия таких решений
достаточна конфиденциальна.
И начать составлять бизнес-план
"спасения должника". Разрешите
также Вам напомнить, что расчетная
часть бизнес-плана должна быть
заверена официальным заключением
аудитора, причем этот аудитор
должен быть аккредитован при
СРО выбранного Вами арбитражного
управляющего.
Итак, предприятие-должник прошел
процедуру наблюдения, в конце
которой состоялось собрание
конкурсных кредиторов, которое
приняло решение ввести следующей
процедуру внешнего управления.
Внешний управляющий с момента
получения определения суда о
ведении процедуры внешнего управления
должен опубликовать объявление
в газете «КоммерсантЪ». С даты введения
арбитражным судом внешнего управления
прекращаются полномочия руководителя
должника и иных органов управления должника
и собственников имущества должника –
унитарного предприятия. Полномочия руководителя
должника и иных органов управления должника
возлагаются на внешнего управляющего.
В ходе процедуры внешнего управления
арбитражный управляющий обязан принять
в управление имущество должника и провести
его инвентаризацию; разработать план
внешнего управления и представить его
для утверждения собранию кредиторов;
вести бухгалтерский, налоговый финансовый,
статистический учет и отчетность должника;
принимать меры по взысканию задолженности
перед должником; вести реестр требований
кредиторов; реализовывать мероприятия,
предусмотренные планом внешнего управления.