Введение в антикризисное
управление
Эпиграф к курсу
«В качестве причины
банкротства обычно приводят высокие
затраты на запуск нового бизнес-проекта,
непомерные издержки, обесценивание избыточных
запасов, конкуренцию – всё, что угодно,
кроме фактической причины – простой
и ясной – плохого менеджмента.»
У. Э. Дёминг. Выход из кризиса.
Новая парадигма управления людьми, системами
и процессами.
Понятие кризиса
Кризис – это
…?
- Обычно в учебниках пишут, что это «крайнее обострение противоречий в экономической системе, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде».
Виды кризисов
- По сфере общественной жизни: экономические, политические, социальные, духовные
- По широте охвата: отдельные, локальные, системные
- По уровням экономики: микро, мезо, макро, мировой
- По причинам возникновения: случайные, закономерные
- По силе воздействия: болезненные, разрушительные
- По времени воздействия: кратко, средне, долгосрочные
- По источникам происхождения: внутренний, внешний, смешанный; или стихийный, искусственные, смешанные
- По возможности преодоления: преодолимый с внутренней помощью, с внешней помощью, непреодолимый.
Фазы цикла
общественного воспроизводства
1. Кризис (сжатие)
- Происходит сокращение совокупного объема промышленного производства, деловой активности, включаются процессы падения цен, затоваривания, наблюдается значительный рост количества банкротств, уровня безработицы, а также уменьшение реальных доходов населения, сжатие банковского кредита, сокращение внешнеторгового оборота. Особенно сильно страдают отрасли, поставляющие на рынок средства производства (в отраслях машиностроения, металлургии, приборостроения, электроники). В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, может не происходить значительного сокращения производства.
2. Депрессия
- Фаза застоя в экономике, приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям. Для нее характерны неуверенные действия предпринимателей, которые не хотят вкладывать значительные ресурсы в бизнес. Капиталы утекают за рубеж. Показатели как бы достигают нижней отметки спада и начинают медленно подниматься. Ситуация стабилизируется, подготавливая экспансию, рост показателей социально-экономического развития.
3. Оживление (экспансия)
- Для нее характерны: рост капиталовложений, цен, объемов производства, уровня занятости, показателей процентных ставок. Экспансия охватывает отрасли, поставляющие средства производства. Создаются новые предприятия, возникает масса новых товаров, растут курсы ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. Экономический рост подходит к наивысшей точке развития, сопровождаясь активизацией научно-технических исследований.
4. Вершина экспансии.
- Характеризуется значительным ростом всех показателей социально-экономического развития: ВВП, торгового оборота, инновационной активности предприятий, уровня технологической оснащенности страны, конкурентных преимуществ компаний на мировом рынке, банковской маржи и др. Наступает наивысшая точка расцвета, которая опять повлечет за собой сжатие. Растет напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы, постепенно сокращается совокупный платежеспособный спрос. Снова начинается спад производства, происходит сокращение занятости и доходов населения. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового, периодического кризиса.
Фазы кризиса
на предприятии
1. Снижение рентабельности
и объёмов прибыли
- Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).
2. Убыточность
производства
- Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.
3. Истощение (отсутствие)
резервных фондов
- На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.
4. Неплатёжеспособность
- Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.
Антикризисное управление -это:
- управление в условиях кризиса («тушение пожара»)
- управление в целях предотвращения кризиса (соблюдение техники «пожарной» безопасности)
Две идеологии
антикризисного управления
- Антикризисное управление понимается как всемерная экономия и избавление от излишнего имущества
- Антикризисное управление понимается как налаживание выпуска и реализации конкурентоспособной продукции. Оно сводится в первую очередь к улучшению способности предприятия получать регулярные надежные доходы от продаж той или иной продукции (товаров, услуг).
Цели антикризисного
управления
- Урегулирование задолженности
- Восстановление докризисных показателей
- Быстрый и прибыльный выход из бизнеса
- Обеспечение долгосрочного курса на выживание
И др.
Функции антикризисного
управления
- Социальная функция состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставлять применение местному труду и капиталу с минимальными издержками трансакций в связи с наймом рабочей силы (включая затраты работников на поездки к месту работы, на их социальное обеспечение и др.), а также привлекать инвестиции.
- Финансовая функция заключается в максимизации по истечении периода этого управления рыночной стоимости предприятия-банкрота. Этого необходимо достичь в результате финансового оздоровления и рационального инвестирования в новые для предприятия бизнесы. Продажа предприятия (имущественного комплекса без сохранения его как действующего) по такой стоимости позволит кредиторам максимизировать покрытие текущей стоимости просроченных предприятием долгов.
Система антикризисного
управления предприятием:
- Управление финансами
- Управление персоналом
- Управление операциями и бизнес-процессами
- Управление качеством
- Управление маркетингом
- Управление логистикой
- Управление продажами
- Управление реализацией стратегии
- Управление изменениями и инновациями
- Управление инвестиционными проектами
- Управление рисками
- Управление знаниями
- Общее администрирование.
Причины кризиса
на российских предприятиях
- Нехватка оборотных средств
- Высокие проценты по кредитам
- Общая макроэкономическая нестабильность
- Меры государственного регулирования
- Нежелание собственников делать бизнес прозрачным
- И др.