Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 13:14, контрольная работа
Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.
1. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций……………....3
2. Сравнение двух процедур банкротства……………………………………...12
3. Сущность антикризисного управления. Модель менеджера антикризисного управления……………………………………………………………………….14
4. Основные направления антикризисного управления в России……………17
5. Проблемы, препятствующие эффективному функционированию предприятия…………………………………………………………………….19
Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса. В ситуации кризиса особенно актуальна интеграция рыночных отношений с государственным воздействием на социальноэкономические процессы на всех уровнях – от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества. Продолжая испытывать давление узкокорыстных интересов отдельных групп, государство пытается выполнять политические, экономические и социальные функции в общенациональных интересах и целях.
Государственное регулирование призвано открывать простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
2. Сравнение двух процедур банкротства.
| Наблюдение | Санация |
Определение | процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов | процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности |
Срок | Не более 12 мес. | максимальный срок 2 года |
Начало | процедура водится определением арбитражного суда по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя | может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников) |
Орган управления | временный управляющий, руководитель предприятия-должника и иные органы управления | Арбитражным судом назначается административный управляющий |
Специфика | не могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др | а) перевод долга на другое юридическое лицо. Им может быть любое предприятие, которое занимается бизнесом и желает принять участие в санации предприятия-должника; б) погашение долга за счет средств бюджета. Такой метод используется исключительно для государственных предприятий; в) погашение долга за счет целевого банковского кредита. Обычно здесь выступает коммерческий банк, который находится в определенных взаимоотношениях с предприятием-должником. Предварительно проводится тщательный анализ финансового состояния предприятия-должника; г) еще один метод с участием коммерческого банка – это выпуск ценных бумаг под контролем лица, непосредственно осуществляющего санацию предприятия |
Окончание процедуры | введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения | прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника, если цель внешнего управления успешно достигнута, либо принятием решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и о начале конкурсного производства. |
3. Сущность антикризисного управления. Модель менеджера антикризисного управления.
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно с началом реформирования экономики России и с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что для выхода экономики из кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях.
Обострение кризиса в России вызвало потребность в директивном антикризисном управлении. Этот особый тип управления получил название антикризисного.
При этом возникает вопрос о необходимости антикризисного управления как практической деятельности, науки и учебной дисциплины после выхода страны из кризиса, ведь, безусловно, экономический кризис, каким глубоким он ни был, когда-нибудь пройдет.
Но история экономического развития многих стран и особенности развития воспроизводственных процессов в социально-экономических системах, рассмотренные в предыдущей лекции свидетельствуют, что кризисы и цикличность являются неотъемлемыми характеристиками любого процесса развития.
Неотвратимость и неизбежность периодов спада и подъема в развитии различных систем существует при любом, даже самом успешном управлении. И не только экономика, но и все системы развиваются циклично, не только в ходе расширенного воспроизводства возникают кризисные ситуации. Поэтому процесс управления социально-экономической системой должен быть всегда антикризисным.
Антикризисное управление – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Возможность антикризисного менеджмента связано с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.
Все проблемы антикризисного управления можно распределить по четырем группам. Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа проблем антикризисного управления связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
Модель менеджера.
Для наиболее быстрого выхода из кризисной ситуации, необходима слаженная работа всего персонала, а не отдельных групп. Важную роль здесь играет руководящий состав организации (менеджеры). Менеджер должен сводить к минимуму конфликтологию в коллективе и не допускать расслоения персонала на подгруппы. Для этого необходимо обладать такими качествами как:
1. профессионализм
2. умение найти индивидуальный подход к каждому работнику
3. умение мотивировать персонал (исключая материальную мотивацию)
4. целеустремлённость
5. знание методов и способов антикризисного управления.
4. Основные направления антикризисного управления в России.
Антикризисное управление в России можно разделить на два вида:
1-й вид — антикризисное управление по заданию менеджеров и собственников кризисного предприятия.
В данном случае менеджеры и собственники кризисного предприятия ставят следующие цели:
сохранение под своим контролем бизнеса;
выход из кризисной ситуации (погашение просроченной кредиторской задолженности или ее реструктуризация на продолжительный период времени);
стабилизация финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;
реорганизация финансово-хозяйственной деятельности (реструктуризация предприятия, разработка и внедрение систем управленческого учета, бюджетирования и т.д.);
разработка программ по предотвращению кризисов в будущем.
2-й вид — в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». В данном случае антикризисное управление проводится в интересах и по заданию кредиторов кризисного предприятия, которые преследуют следующие цели:
возврат просроченной кредиторской задолженности предприятия;
получение контроля над кризисным предприятием;
передел собственности в свою пользу;
стабилизация финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;
реорганизация финансово-хозяйственной деятельности (реструктуризация предприятия, разработка и внедрение систем управленческого учета, бюджетирования и т.д.);
разработка программ по предотвращению кризисов в будущем.
Как показывает практика, несмотря на различия к подходу антикризисного управления с точки зрения менеджеров, собственников и кредиторов кризисного предприятия, общим остается стремление обеих сторон к стабилизации в перспективе финансово-хозяйственной деятельности кризисного предприятия. Различия проявляются лишь в том, каким путем и с использованием каких правовых механизмов каждая из сторон стремится либо сохранить контроль над предприятием, либо получить его.
Также в системе антикризисного управления в России наблюдается следующая тенденция: когда собственники кризисного предприятия или кредиторы привлекают для проведения антикризисных мероприятий специализированные консалтинговые компании — управляющие компании.
5. Проблемы, препятствующие эффективному функционированию предприятия.
На различных жизненных этапах предприятия сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, препятствующих их эффективному функционированию. Среди этих проблем можно выделить:
1. Неэффективность системы управления предприятием, которая в свою очередь объясняется:
- отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
- недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
- низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;
- неразвитостью современных методов финансового менеджмента и управления издержками производства.
2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.
3. Небольшой размер уставного капитала акционерных обществ, существенно ограничивающий масштабы деятельности предприятия.
4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений арбитражных судов, особенно в части взыскания на имущество должника.
5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность.
6. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров, руководителей предприятия, потенциальных инвесторов, а также органов исполнительной власти.
7. Появление различных форм собственности предприятий.
8. Увеличение числа убыточных предприятий.
9. Относительно длительное в течение последнего десятилетия падение объемов производства работ (услуг).
Под влиянием перечисленных факторов при определенных условиях предприятия, фирмы, корпорации в процессе своей деятельности предприятия сталкиваются с финансовыми затруднениями, которые в конечном итоге могут привести к их неплатежеспособности.
Грамотное решение всех проблем стоящих перед организацией может привести не только к тому, что предприятие не обанкротиться, но и при особом желание займет лидирующее место.
3
Информация о работе Виды государственного регулирования кризисных ситуаций