Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Работа содержит 1 файл

олеська.docx

— 681.06 Кб (Скачать)

Управляемые и неуправляемые  процессы антикризисного развития

   Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

   Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении, что отражает совершенство и искусство управления. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми, и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, а превалирование управляемых процессов зависит от эффективности управления и в определенных условиях тоже ведет к кризисным ситуациям. Так, чрезмерный бюрократизм рождает социальную напряженность, конфликтные ситуации. Ранее часто использовался термин «заорганизованность», который характеризует стремление всем и всячески управлять, даже в тех случаях, когда в этом нет реальной необходимости. Зачастую это возникает в результате необоснованных опасений, отсутствия доверия к персоналу, непрофессионализма, а также на почве амбициозности менеджера.

Помимо того что  управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они имеют  меру управления, т. е. являются управляемыми до определенной степени. Так, хороший и четкий исполнитель не будет выполнять распоряжений, идущих в разрез со здравым смыслом или юридическим законом.

Следовательно, можно  сделать вывод: не все процессы могут  быть (и являются) управляемыми, а  управляемые процессы не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение  имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.

К кризису может  приводить «невидение» тех процессов, которыми можно управлять и которые  надо умело направлять. Если этого  не делать, они могут превратиться в стихийные. Кризис может возникнуть и в случае стремления управлять  неуправляемыми процессами, когда нет  механизмов управления. Это приводит к пустой растрате ресурсов.

Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

Известно, что многие процессы развития характеризуются  нарастающей сложностью организации. Так происходит с производством, экономикой, социальной сферой. Усложняющаяся  технология изготовления продукта, его  разнообразие и функциональное назначение приводят к усложнению экономических  связей, все большему разнообразию интересов человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, социодинамикой культуры и другими факторами.

Процессы развития цикличны, и возрастание сложности  происходит по логистической кривой. Она характеризует этапы возникновения  предпосылок, проявление процессов  усложнения, исчерпание сложившейся  основы и накопление потенциала дальнейших изменений.

Логистическая кривая отражает четыре этапа развития (рис 6.1). Так развивается не только организация, производство или фирма, – таким же образом происходит и развитие управления. Ведь управление является частью социально-экономической системы и обладает всеми ее признаками.

 

Рис. 6.1. Развитие управления в процессах развития производства

1 – простое управление;

2 – управление  в условиях нарастающей сложности  производства;

3 – управление, адаптированное  к соответствующей сложности  производства;

4– управление, не  соответствующее сложности производства (кризис, управления). 

Однако развитие управления происходит по «сдвинутой»  логистической кривой. Это отражает его статус, его соотносительность  с тенденциями развития социально-экономической  системы, его возможность и ограниченность реагирования на процессы изменений  в социально-экономической системе  в целом.

Первый  этап развития – это простое управление. Это управление, обозримое по всем своим характеристикам и связям, не требующее больших затрат на обеспечение его эффективности, не отличающееся многообразием своего функционального содержания, предполагающее элементарные организационные формы.

Второй  этап – управление в условиях нарастающей сложности производства, которое в своем развитии должно опережать развитие производства. Только в этом случае оно может быть эффективным. Это потребует реконструкции управления, что, естественно, повлечет за собой усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, а также профессионализацию управления.

Третий  этап – управление, адаптированное к соответствующей сложности производства. Оно может стимулировать ускоренное развитие производства и способствовать дальнейшему повышению его сложности. Это управление ярко выраженного инновационного типа, но быстро исчерпывающее свой инновационный потенциал.

Четвертый этап – замедление развития управления при достаточно высоких темпах развития производства. Здесь возможно возникновение нового несоответствия сложности производства и управления, нарушения соотносительности управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса управления, а вслед за ним – всей управляемой системы.

Антикризисное управление в этом ракурсе его анализа  выглядит как максимальное сближение  ветвей логистических кривых на начальных  и заключительных этапах цикла развития производства и управления и как  максимальное опережение тенденции  развития управления относительно тенденции  развития производства на срединных  этапах проявления этих тенденций.

6.2. Возможность, необходимость  и проблематика  антикризисного управления

Как уже указывалось, опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социально-экономической  системы, изменения соотношения  управляемых и неуправляемых  процессов.

Управление социально-экономической  системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.

Антикризисное управление – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь  человеческим фактором, потенциалом  активного и решительного поведения  человека в условиях кризиса, его  заинтересованностью в преодолении  кризисов, пониманием истоков и природы  кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет  искать и находить пути выхода из критических  ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления  кризисов, приспосабливаться к возникающим  ситуациям.

Кроме того, возможность  антикризисного управления определяется и знанием циклического характера  развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к  ним. Наиболее опасными являются неожиданные  кризисы.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления  и разрешения кризиса, возможного смягчения  его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством  специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать  и совершенствовать.

Необходимость антикризисного управления обусловлена также и  целями развития. Например, возникновение  кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые  средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика – это  область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И  здесь главное в антикризисном  управлении – необходимость повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем также начинается с управления.

В экономическом  антикризисном управлении тоже возникает  необходимость поиска – типов  диверсификации производства, конверсии.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы (рис 6.2).

Первая  группа – проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Но  не все кризисы  можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается  посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности  организации в  период кризиса, способствует выходу из кризиса  и ликвидации его  последствий.

Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности.

 

Рис. 6.2. Проблематика антикризисного управления 

В процессах их решения  формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем  финансово-экономического характера. Например, в экономическом  антикризисном управлении возникает необходимость  определения типов  диверсификации производства или проведения конверсии, что требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, социально-психологические  проблемы.

Проблематику  антикризисного управления можно представить  и в диверсификации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. К этой же группе можно отнести и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий.

Состав  типичных проблем  антикризисного управления подчеркивает, что  оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.

6.3. Признаки и особенности  антикризисного управления

Управление  осуществляется в  социально-экономической  системе, которая  представляет собой  объект управления. Одной из характеристик  управления является его предмет. В  обобщенном представлении  предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта  деятельность состоит  из множества проблем, которые так или  иначе разрешаются  самой этой деятельностью  или в процессе ее. Поэтому предмет  управления можно  дифференцировать по совокупности его  проблематики. Именно таким образом  выделяется стратегическое управление, экологический  менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет  предмет воздействия  – факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным  или становится антикризисным  по мере вступления организации в  полосу кризисного развития. Игнорирование этого  положения имеет  отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному  прохождению кризисных  ситуаций.

Суть  антикризисного управления выражается в следующих  положениях:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к кризисам можно и необходимо готовиться;

г) кризисы можно смягчать;

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может  быть различным. Это  многообразие проявляется  в системе и  процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления (рис. 6.3). Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

Система антикризисного управления должна обладать особыми  свойствами:

Информация о работе Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития