Теория спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Спрос – платежеспособная потребность человека, т.е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Величина спроса – количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по определенной цене.

Работа содержит 1 файл

Teorija_sprosa_i_predlozhenija.ppt

— 392.50 Кб (Скачать)

Теория спроса и предложения

Вопросы для обсуждения:

 

  • Понятие индивидуального и рыночного спроса. Закон спроса

 

  • Понятие индивидуального и рыночного предложения. Закон предложения

 

  • Рыночное равновесие. Равновесная цена

 

  • Эластичность спроса и предложения

 

  • Инструменты государственного регулирования микрорынков 

 

  • Рента покупателя и рента продавца

 

 

Понятие индивидуального  и рыночного спроса. Закон спроса

 

Спрос – платежеспособная потребность человека, т.е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

 

Величина спроса – количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по определенной цене.

 

Кривая спроса – графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

 

Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, 
поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx).

Понятие индивидуального  и рыночного спроса. Закон спроса

 

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

 

Рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов.

 

Переход от индивидуального  спроса к рыночному спросу  осуществляется посредством суммирования  величин спроса, предъявляемого  каждым отдельным покупателем  при каждой возможной цене.

 

Графически рыночный спрос определяется  путем горизонтального суммирования  графиков индивидуального спроса.

Понятие индивидуального  и рыночного спроса. Закон спроса

 

Закон спроса – при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Qdх = f (1/ Pх)

 

При изменении цены происходит  лишь изменение величины (объема) спроса, т.е. перемещение вдоль кривой спроса.

 

Воздействие на поведение покупателей, а, следовательно, и на сдвиг кривой  спроса оказывают следующие детерминанты:

  • вкусы и предпочтения потребителей, которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п.;
  • уровень доходов населения;
  • цены на другие товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые) могут  повлиять на изменение спроса на данный товар;
  • ожидания потребителей;
  • эффект отложенного спроса - связан с существованием циклических колебаний спроса во времени.

Понятие индивидуального  и рыночного спроса. Закон спроса

 

Исключения из закона  спроса:

Эффект «цена – показатель  качества».

Качество – степень соответствия  товара его функциональному назначению: насколько лучше (или дольше) удовлетворяется  им потребность. При росте цены  люди рассчитывают получить больше  полезности (эффекта) на единицу  затрат (денег), чем при покупке  дешевого товара. Цена становится  видом рекламы, сдвигающей график  спроса «вправо», пока покупатели  не оценят ее реальную достоверность.

Эффект ожидаемой динамики  цен.

Формируется вследствие действия  спекулятивного фактора. Вызывает  ажиотажный спрос – спрос сверх  нормального уровня, вызванный ожиданием  значительного изменения цен  или исчезновением товара из  продажи (происходит за счет сокращения  сбережений и ограничения покупок  других товаров).

Эффект престижного спроса (эффект Веблена).

Он связан с демонстративным, престижным потреблением. Приобретая  редкий товар, как правило, дорогой  и в силу этого не всем  доступный, потребитель подчеркивает  свою исключительность. Он демонстрирует поведения сноба, сокращает спрос на блага, широко используемые другими людьми. Если демонстративный стиль потребления характеризует референтную группу (часть общества, которой стремиться подражать большое количество людей), в поведении значительного числа покупателей проявляется эффект присоединения к большинству.

Эффект Гиффена.

Этот довольно редкий феномен, когда на подорожавший товар  возрастает покупательский спрос. Товар Гиффена – низкокачественный дешевый товар, занимающий большое место в потребительской корзине малообеспеченных потребителей. При повышении цен на него их бюджет страдает настолько сильно, что потребители отказываются от ранее приобретавшихся ими более дорогих товаров-заменителей, увеличивая потребление подорожавшего товара, который, тем не менее, остается самой дешевой альтернативой. Его относительное подорожание перекрывается сокращением покупательной способности потребителей вследствие роста его цены, заставляющее потребителей приобретать самые дешевые товары.

Понятие индивидуального  и рыночного предложения. Закон  предложения

 

Предложение (от англ. supplu, S) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов предложить к продаже в течение некоторого промежутка времени.

 

Величина предложения - максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.

 

Цена предложения - минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество экономического блага.

 

Кривая предложения – это линия, каждая точка которой показывает значение:

  • величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага;
  • цены предложения при соответствующем значении количества экономического блага.

Понятие индивидуального  и рыночного предложения. Закон  предложения

 

Индивидуальное предложение – предложение, осуществляемое отдельным продавцом.

 

Рыночное предложение – совокупность индивидуальных предложений.

 

Переход от индивидуального  предложения к рыночному осуществляется  посредством суммирования величин  предложения, осуществляемого каждым  отдельным продавцом при каждой  возможной цене.

 

Графически рыночное предложение  определяется путем горизонтального  суммирования графиков индивидуального  предложения.

 

Понятие индивидуального  и рыночного предложения. Закон  предложения

 

Зависимость предложения от  определяющих его факторов называется функцией предложения.

 

Функцию предложения можно представить  следующим образом:

 

Qsx =F(Px, Pb, L ,T ,N,…)

где 

  • Qsx - объем предложения товара А в определенный период времени
  • Рa - цена товара А,
  • Рb ...  Pz - цены других товаров,
  • L- величина, характеризующая технический прогресс,
  • Т - величина, характеризующая налоги и дотации
  • N - величина, характеризующая природно-климатические условия,
  • ... - прочие факторы, влияющие на предложение.

 

Если представить, что все факторы, определяющие предложение товара, кроме цены самого товара, не  изменяются, то функция предложения  примет вид функции предложения  товара от его цены.

                                                           

 Qsx =F(Px)

Понятие индивидуального  и рыночного предложения. Закон  предложения

 

Закон предложения – при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем величина предложения меньше. Таким образом, между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость.

 

Qsх = f (Pх)

 

При изменении цены происходит  лишь изменение величины (объема) предложения, т.е. перемещение вдоль кривой предложения.

 

 

Воздействие на поведение продавцов, а, следовательно, и на сдвиг кривой предложения оказывают следующие детерминанты:

 

  • Изменение цен на ресурсы.
  • Технологические сдвиги.
  • Изменение налогов.
  • Изменение дотаций [от лат. dotatio — дар] и субсидий [от лат. subsidium — помощь].
  • Изменение численности продавцов.
  • Изменение цен на продукты-субституты.
  • Ожидание продавцов по поводу цен на их товар в будущем.

 

Рыночное равновесие. Равновесная  цена

 

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором величина спроса на товар равна величине его предложению. Оно характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом рынка.

Равновесная цена (англ. equilibrium price) – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

Функции равновесной цены:

  • Распределительная
  • Информационная
  • Стимулирующая
  • Балансирующая
  • Нормирующая. Она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.

Равновесный объем (англ. equilibrium quantity) – это объем спроса и предложения товара при равновесной цене. 

Внешние причины приводящие к изменению равновесного состояния:

  • изменение вкусов потребителей;
  • появление новых изобретений;
  • изменение в ресурсах;
  • изменения в политической и правовой системах.

Внутренние причины к изменению равновесного состояния:

  • изменение цен и количества товаров;
  • изменение процесса производства.

 

Рыночное равновесие. Равновесная  цена

 

 

P

 

                      избыток товара                  S

P1

 

 

 

Pe

 

 

P2 дефицит товара             

                                                                   D

 

 

 

          Qd1Qs2 Qe Qd2 Qs1

 

Существуют два основных варианта  диспропорции между спросом и  предложением: избыток и дефицит  товара.

Избыток (перепроизводство) товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия.

Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия.

Таким образом, цена выполняет  уравновешивающую функцию, стимулируя  расширение производства и предложения  товара при дефиците и сдерживая  предложение, избавляя рынок от  излишков.

Эластичность спроса

 

Способность спроса и предложения  адаптироваться к изменившимся  рыночным условиям называется эластичностью (в математике эластичность - это отношение относительного прироста функции (зависимой переменной) к относительному приросту аргумента (независимой переменной).)

Информация о работе Теория спроса и предложения