Теория антикризисного управления, его необходимость и проблематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

В экономической литературе имеется немало определений антикризисного управления. Некоторые из них:
Антикризисный менеджмент – система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
  1. Понятие антикризисного управления, его необходимость и проблематика:
 

     В экономической литературе имеется  немало определений антикризисного управления. Некоторые из них:

     Антикризисный менеджмент – система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах.

     Антикризисный менеджмент в широком  смысле – это всеобщая управленческая деятельность в организации по переводу ее из неустойчивого состояния в равновесное, сбалансированное воспроизводство. Особенностью такого менеджмента является чрезвычайно высокая степень неопределенности внутренней и внешней среды организации. Антикризисный менеджмент в узком смысле – это кратковременные управленческие действия в масштабах всей организации или достаточно длительные управленческие действия в одном из ее элементов, который находится в переходном состоянии или предрасположен к изменению качества.

     Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

     Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

     Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к  ним. Наиболее опасными являются неожиданные  кризисы.

     Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение  кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые  средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии.  

     Функции антикризисного управления:

     - предкризисное управление

     - управление в условиях кризиса

     - управление процессами выхода из кризиса

     - стабилизация неустойчивых ситуаций

     - минимизация потерь и упущенных возможностей

     - регулирование времени принятия  и исполнения решений 

     Антикризисное  управление характеризуется соотношением внутренних и внешних ограничений  управления. Ограничения - неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями.

     Всегда  существуют внешние и внутренние ограничения. Их обнаружение и учет — задача антикризисного управления. Эти две группы ограничений находятся  в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления.

     Внутренние  ограничения снимаются или посредством  отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга. 

     Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами (рис. 1).  

     Первая  группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это непростое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

     Но  не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

     Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего, методологические проблемы ее жизнедеятельности, В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Проблематика антикризисного управления

     Третья  группа проблем заключается в дифференциации технологий управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

     Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

     Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом  управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками. 

  1. Задачи, формы и принципы антикризисного управления. Система антикризисного управления:

     Согласно  делению стадий развития кризисного процесса, можно выделить 4 формы антикризисного управления:

     1. Антикризисное управление в период стабильного развития, являющееся инструментом текущего управления. Целью данной формы управления является мониторинг и анализ отклонений от намеченного развития предприятия, ранняя идентификация возможности возникновения кризисных ситуаций, а также анализ влияющих на предприятие факторов.

     Антикризисные методы, используемые руководством на данном этапе, будут направлены на повышение  стабильности предприятия и эффективности  его работы. Их можно условно разделить  на две части:

    • методы, используемые для повышения эффективности производства и реализации продукции, а также управления предприятием;
    • методы диагностики состояния предприятия и анализа отклонений.

     2. Управление в период нестабильности производства охватывает управление предприятием в условно стабильном и нестабильном состоянии. Если первый тип управления характеризуется небольшим спадом производства, падением доходности, то второй тип – управлением в условиях убыточности. Основная цель – возврат предприятия к стабильному состоянию. Руководство использует методы стабилизации, уменьшения издержек, методы по стимулированию персонала предприятия.

     3. Управление в период  кризисного состояния – управление предприятием в условиях неплатёжеспособности. Это является основным отличием от управления в период нестабильности. Основная цель (если это необходимо и возможно) – не допустить банкротства.

     На  данном этапе могут быть использованы такие методы, как реструктуризация или досудебная санация.

     4. Управление в условиях  процедур банкротства является, по сути, исполнением процедур банкротства и проводится назначаемым (внешним либо конкурсным) управляющим.

     Основная  особенность антикризисного управления проявляется в возможности, используя методы антикризисного управления, не столько нормализовать сложившуюся кризисную ситуацию, сколько придать предприятию импульс к дальнейшему развитию.

     К основным задачам антикризисного управления можно отнести:

    • изменение функционирования хозяйственных механизмов;
    • трансформацию критериев принятия управленческих решений;
    • разработку и реализацию стратегии и тактики предприятий в новых условиях;
    • активное использование новых возможностей управления;
    • применение всех легальных методов хозяйственного маневрирования.
 

     Система антикризисного управления включает совокупность взаимосвязанных элементов - целей, принципов, функций, критериев, организационно-правовых, финансово-экономических и методических средств и др. Исходный пункт формирования системы антикризисного управления - определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования.

     Главной целью создания и приведения в  действие системы антикризисного управления на предприятии является проведение его структурной перестройки  в соответствии с потребностями  рынка.

     Система антикризисного управления на предприятии является составным элементом управления предприятием и включает в себя обеспечивающую и функциональную части. Обеспечивающую часть составляют подсистемы организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния предприятия, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности.

     Таким образом, в системе антикризисного управления можно выделить комплекс подсистем, каждая из которых соответствует  определенной подсистеме управления нормально функционирующим предприятием. Основные подсистемы антикризисного управления предприятием:

     1. Подсистема диагностики  и прогнозирования  финансового состояния  предприятия. Важна ранняя диагностика кризисных явлений на предприятии, что позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное воздействие.

     2. Подсистема маркетинга, включающая разработку антикризисной маркетинговой стратегии и тактики.

     3. Подсистема антикризисной  инвестиционной политики, которая включает разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах:

     • технико-технологическая обоснованность и эффективность инвестиционных проектов;

     • их финансовая окупаемость и рентабельность;

     • нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе при помощи получения гарантии под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.

     4. Подсистема управления  персоналом. Предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины.

     5. Подсистема производственного  менеджмента, которая охватывает управление технико-технологической стороной производства.

     6. Подсистема финансово-экономического  менеджмента, охватывающая управление финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия. Эта подсистема тесно связана с подсистемой финансовой диагностики.

Информация о работе Теория антикризисного управления, его необходимость и проблематика