Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:13, контрольная работа
В экономической литературе имеется немало определений антикризисного управления. Некоторые из них:
Антикризисный менеджмент – система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах.
В экономической литературе имеется немало определений антикризисного управления. Некоторые из них:
Антикризисный менеджмент – система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах.
Антикризисный менеджмент в широком смысле – это всеобщая управленческая деятельность в организации по переводу ее из неустойчивого состояния в равновесное, сбалансированное воспроизводство. Особенностью такого менеджмента является чрезвычайно высокая степень неопределенности внутренней и внешней среды организации. Антикризисный менеджмент в узком смысле – это кратковременные управленческие действия в масштабах всей организации или достаточно длительные управленческие действия в одном из ее элементов, который находится в переходном состоянии или предрасположен к изменению качества.
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Необходимость
антикризисного управления определяется
целями развития. Например, возникновение
кризисных ситуаций в экологии, грозящих
существованию человека, его здоровью,
заставляет искать и находить новые
средства антикризисного управления,
к которому относится и принятие решений
об изменении технологии.
Функции антикризисного управления:
- предкризисное управление
- управление в условиях кризиса
- управление процессами выхода из кризиса
- стабилизация неустойчивых ситуаций
- минимизация потерь и упущенных возможностей
-
регулирование времени
Антикризисное управление характеризуется соотношением внутренних и внешних ограничений управления. Ограничения - неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями.
Всегда существуют внешние и внутренние ограничения. Их обнаружение и учет — задача антикризисного управления. Эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления.
Внутренние
ограничения снимаются или
Проблематика
антикризисного управления обширна и
разнообразна. Всю совокупность проблем
можно представить четырьмя группами
(рис. 1).
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это непростое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.
Но
не все кризисы можно
Вторая
группа проблем антикризисного управления
связана с ключевыми сферами жизнедеятельности
организации. Это, прежде всего, методологические
проблемы ее жизнедеятельности, В процессах
их решения формулируются миссия и цель
управления, определяются пути, средства
и методы управления в условиях кризисной
ситуации. Эта группа включает комплекс
проблем финансово-экономического характера.
Например, в экономическом антикризисном
управлении возникает необходимость определения
типов диверсификации производства или
проведения конверсии. Это требует дополнительных
ресурсов, поиска источников финансирования.
Существуют также проблемы организационного
и правового содержания, множество социально-психологических
проблем.
Рис. 1. Проблематика антикризисного управления
Третья группа проблем заключается в дифференциации технологий управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.
Антикризисное
управление составом своих типичных
проблем отражает то обстоятельство,
что оно является особым типом
управления, обладающим как общими
для управления чертами, так и специфическими
его характеристиками.
Согласно делению стадий развития кризисного процесса, можно выделить 4 формы антикризисного управления:
1. Антикризисное управление в период стабильного развития, являющееся инструментом текущего управления. Целью данной формы управления является мониторинг и анализ отклонений от намеченного развития предприятия, ранняя идентификация возможности возникновения кризисных ситуаций, а также анализ влияющих на предприятие факторов.
Антикризисные методы, используемые руководством на данном этапе, будут направлены на повышение стабильности предприятия и эффективности его работы. Их можно условно разделить на две части:
2. Управление в период нестабильности производства охватывает управление предприятием в условно стабильном и нестабильном состоянии. Если первый тип управления характеризуется небольшим спадом производства, падением доходности, то второй тип – управлением в условиях убыточности. Основная цель – возврат предприятия к стабильному состоянию. Руководство использует методы стабилизации, уменьшения издержек, методы по стимулированию персонала предприятия.
3. Управление в период кризисного состояния – управление предприятием в условиях неплатёжеспособности. Это является основным отличием от управления в период нестабильности. Основная цель (если это необходимо и возможно) – не допустить банкротства.
На данном этапе могут быть использованы такие методы, как реструктуризация или досудебная санация.
4. Управление в условиях процедур банкротства является, по сути, исполнением процедур банкротства и проводится назначаемым (внешним либо конкурсным) управляющим.
Основная особенность антикризисного управления проявляется в возможности, используя методы антикризисного управления, не столько нормализовать сложившуюся кризисную ситуацию, сколько придать предприятию импульс к дальнейшему развитию.
К основным задачам антикризисного управления можно отнести:
Система антикризисного управления включает совокупность взаимосвязанных элементов - целей, принципов, функций, критериев, организационно-правовых, финансово-экономических и методических средств и др. Исходный пункт формирования системы антикризисного управления - определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования.
Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного управления на предприятии является проведение его структурной перестройки в соответствии с потребностями рынка.
Система антикризисного управления на предприятии является составным элементом управления предприятием и включает в себя обеспечивающую и функциональную части. Обеспечивающую часть составляют подсистемы организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния предприятия, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности.
Таким образом, в системе антикризисного управления можно выделить комплекс подсистем, каждая из которых соответствует определенной подсистеме управления нормально функционирующим предприятием. Основные подсистемы антикризисного управления предприятием:
1. Подсистема диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия. Важна ранняя диагностика кризисных явлений на предприятии, что позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное воздействие.
2. Подсистема маркетинга, включающая разработку антикризисной маркетинговой стратегии и тактики.
3. Подсистема антикризисной инвестиционной политики, которая включает разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах:
•
технико-технологическая
• их финансовая окупаемость и рентабельность;
• нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе при помощи получения гарантии под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.
4. Подсистема управления персоналом. Предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины.
5. Подсистема производственного менеджмента, которая охватывает управление технико-технологической стороной производства.
6.
Подсистема финансово-
Информация о работе Теория антикризисного управления, его необходимость и проблематика