Теоретические основы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Проблемы антикризисного управления стали приобретать особую актуальность в период проведения рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства (именно такая система стала утверждаться в России в процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути реформ в России стало быстро нарастать число убыточных предприятий. Сначала их число достигало 50%, затем стало 40%. Для того чтобы предупредить банкротство предприятия необходимо постоянно анализировать его финансовое состояние, и тогда можно будет избежать этого.

Содержание

Введение
1.Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии
2.Сущность антикризисного управления на предприятии
3.Основные характеристики антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТР.РАБ ПО АНТ УПРАВЛ.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

   Институт бизнеса и права 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

   ПО ТЕМЕ: «Теоретические основы антикризисного управления» 
 

Автор: Кочкина М.С.

Гр.  761 

Руководитель: Замула А.И. 
 

РЕЦЕНЗИЯ:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оценка
Подпись руководителя
 

Санкт –  Петербург

2011 г 

СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение

    1.Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии

     2.Сущность антикризисного управления на предприятии

     3.Основные характеристики антикризисного управления

     Заключение

     Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

      Проблемы антикризисного управления стали приобретать особую актуальность в период проведения рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства (именно такая система стала утверждаться в России в процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути реформ в России стало быстро нарастать число убыточных предприятий. Сначала их число достигало 50%, затем стало 40%. Для того чтобы предупредить банкротство предприятия необходимо постоянно анализировать его финансовое состояние, и тогда можно будет избежать этого.

1 .Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии

В различных источниках можно встретить разное объяснение понятия «предприятие», но в принципе все они имеют схожие моменты. Предприятие - это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров и услуг.

Так существует ли реальная угроза существованию предприятия в виде кризиса? К сожалению, такая угроза существует всегда.

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.

Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих  состояние экономики, в которой осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, в противоположном случае, чутко реагировать на них.

Для каждого  отдельного предприятия существует свое соотношение внутренних и внешних  факторов кризиса. Похожие по структуре и организации предприятия в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Одни будут продолжительное время сопротивляться, другие - находиться на грани банкротства, а третьи - извлекать выгоду. В чем причина? Их может быть много. Среди них и возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, даже простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием в борьбе с внешними.

Но может  быть и другая ситуация, когда предприятие входит в кризис при вполне благоприятных внешних факторах. Здесь причинами являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятий решений, некачественный маркетингу многие другие.

Опасность возникновения кризиса в организации  существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Формально возможность экономических кризисов возникла с переходом от непосредственного  обмена продуктов к товарному  обращению посредством денег. Две  формальные возможности кризисов заложены в противоречиях между товаром  и деньгами.

Первая  возможность кризисов связана с функцией денег как средством обращения. Простое товарное обращение выражается формулой: товар - деньги - товар. В нем процесс обмена разделен на два противоположных и различных по времени акта:

- продажа:  товар - деньги;

- покупка:  деньги - товар.

Продажа одного товара не означает одновременной  покупки другого, как это было при непосредственном обмене товара на товар (схема: товар - товар). Покупка  другого товара может произойти  значительно позже и в другом месте. Разрыв во времени и пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность задержки процесса реализации и возникновения кризиса перепроизводства.

В качестве продавцов и покупателей выступают  разные субъекты. Возможна ситуация, когда  один субъект, продавая свои товары, не захочет вкладывать полученные деньги в производство или покупать другие товары (сырье, материалы). Это отрицательно скажется на тех субъектах, у кого он раньше покупал товар. Возникнут затоваривание, недостаток свободных денежных средств и другие проблемы, что и вызывает кризис.

Вторая  возможность кризисов связана с  функцией денег как средства платежа. В этом случае также происходит разрыв во времени между актом купли  товара в кредит и актом платежа  за него. Покупатель к моменту истечения  срока его долгового обязательства может оказаться неплатежеспособным.

Внешние причины - это угроза извне, а так как социально-экономическая система находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

1. Социально-экономические  факторы общего развития страны:

а) рост инфляции; нестабильность налоговой  системы - изменение налоговой ставки или принятие новых налогов особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;

б) нестабильность правительственной системы - глубокие разногласия в государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в тени;

в) разделение властей на оппозиции, что влечет за собой беспорядочное принятие решений;

г) снижение уровня доходов населения - это является основанием для роста социальной напряженности и, как следствие, появления социального кризиса. Как правило, правительство вынуждено идти на такие меры из-за экономических и финансовых кризисов в стране и важнейших отраслях, поскольку требуются большие средства для преодоления кризисных ситуаций;

д) рост безработицы - результат экономических  и промышленных кризисов и причина  социальных кризисов.

2. Рыночные  факторы:

а) нестабильность валютного рынка;

б) усиление монополизма;

в) сокращение сферы рынка.

3. Прочие  внешние факторы:

а) политическая нестабильность;

б) рост криминальных структур - эта проблема остается актуальной на протяжении уже  долго времени, несмотря на многочисленные меры правительства. От криминальных действий страдают как малые и крупные предприятия, так и отрасли в целом. Наибольшая опасность кроется в возглавлении крупных отраслей и предприятий людьми с низкими профессиональными навыками и отсутствием опыта, что обычно приводит к кризисной ситуации, причем довольно тяжелой;

в) природно-климатические  причины - кроются в стихийных  бедствиях, наносящих большой урон всему сектору деятельности и  государству в целом;

г) стихийные  бедствия опасны тем, что могут вызвать  сразу несколько кризисов - экономический, социальный, экологический. В такой ситуации очень трудно сориентироваться и определить первоочередность задач. Как правило, ощущается нехватка средств, для чего приходится использовать резервные фонды.

Внутренние  причины возникновения кризиса:

1. Управленческие  причины:

а) разногласия между участниками управленческой структуры - если это легкие разногласия, то обычно все решается путем переговоров. Но бывают сложные ситуации, сочетающие в себе психологические факторы, личные интересы участников, несогласованность действий - это может привести к серьезным последствиям, таким как кризис;

б) отсутствие динамики в управлении- с течением времени предприятие или отрасль  развиваются и приобретают все  большие масштабы и формы, для  чего требуется более разветвленная  и дифференцированная сеть управления. Отсутствие гибкости приводит к «неуспеваемости» хода управления за развитием;

в) высокий  уровень коммерческого риска - если предприятие или бизнес создавались  в рискованных условиях, то управление может некоторое время сдерживать темпы развития, боясь потерь. Это может привести к потере шанса занять место на рынке или постепенному «затуханию»; дела;

г) недостаточное  знание конъюнктуры рынка - при образовании  предприятия следует провести внимательный анализ ситуации на рынке, исследование тенденций спроса и предложения и реальное оценивание своих возможностей в связи с этим. В процессе деятельности нужно Также постоянно следить за этими процессами для внесения изменений в организационную и производственную структуры для сохранения конкурентоспособности на рынке;

д) сложности  с учетными системами для своевременного обнаружения кризиса необходимо проводить анализ деятельности. Во многом это осуществляется через  различные отчетные документы, отражающие прибыль, расходы, издержки, баланс и  т. д. Предоставление этих документов должно проходить в точно установленные сроки, в противном случае можно пропустить первые признаки наступления кризиса;

е) затруднения  маркетинговых служб. Хорошо организованный маркетинг - половина успеха, так считают  большинство специалистов. Он помогает в повышении конкурентоспособности и раскрутке. Однако при недостаточной организации он может иметь противоположный эффект.

2. Производственные  причины:

а) устаревшая техническая база - приводит к снижению производительности и качества выпускаемой продукции, а значит, и спроса на нее;

б) низкая производительность труда - связана  с отсутствием стимулов упорной  и эффективной работы: подходящих условий труда и оплаты труда, социальных гарантий, карьерного роста, дополнительных преимуществ;

в) высокие  энергозатраты- это связано, как  правило, с изнашиванием технической  базы, где старое оборудование просто еще не было доведено до уровня экономии энергии.

3. Рыночные  причины:

а) низкая конкурентоспособность товара - связано  с недостаточным уровнем качества или плохо проведенной маркетинговой кампанией;

б) зависимость  от постоянного ограниченного количества поставщиков и клиентов.

Если  обобщить все факторы, то в большинстве  случаев ухудшение финансового  положения организаций и их последующее банкротство связано с:

Информация о работе Теоретические основы антикризисного управления