Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа
Целью исследования проведенного в данной работе является характеристика, а так же анализ структурного кризиса в Российской Федерации на этапе перехода к рынку.
Введение 2
Глава 1. Понятие структурного кризиса в экономике 4
1.1 Понятие и причины возникновения структурных кризисов 4
1.2 Содержание и экономические последствия структурных кризисов 6
Глава 2. Структурные кризисы в экономике России 7
2.1 Причина и особенности структурных кризисов в России 7
2.2 Отраслевая структура экономики России в сравнении с аналогичной структурой развитых стран 11
Глава 3. Методы борьбы со структурным кризисом в России 15
3.1 Антициклическая политика государства и выбор российского варианта стратегии структурного регулирования 15
Заключение 26
Список используемой литературы 29
Тем не менее, инфляция последние несколько лет держится в разумных рамках, в основном из-за высоких цен на нефть, и с этой стороны оснований для беспокойства пока нет.
К сожалению, до сих пор не выработано общегосударственной политики, направленной на преодоление многочисленных структурных деформаций отечественной экономики.
В
настоящее время в
Правительство неоднократно провозглашало начало серьезной структуризации экономики. Но реальных сдвигов пока нет. И причина не только в отсутствии инвестиций. Нет четко обозначенной стратегической концепции развития экономики и ясности в таких вопросах, как принципы социально-экономического устройства и создаваемый тип хозяйства, определение места страны в международном разделении труда, поиск источников и факторов экономического роста. Следовательно, неясны цели и задачи структурной перестройки, что не позволяет сформировать структурную политику.
В настоящее время существует явная необходимость переосмысления не только отдельных путей дальнейших реформ российской экономики, но и во многом самого концептуального выбора. Это объясняется тем, что социальное развитие пока не включено в целевую функцию реформ, вследствие чего исполнительная власть обращает внимание на параметры социального развития общества лишь в той степени, насколько это необходимо для поддержания в стране общественно-политической стабильности. Поэтому социальное развитие в лучшем случае пока выступает лишь как некое ограничение в рамках проводимых экономических реформ.
В наиболее общем виде, структурная политика есть обоснование и выбор приоритетных направлений общественного производства или отдельных его звеньев (отраслей, сфер и т.п.), соотношения между ними. На каждом историческом этапе структурная политика призвана обеспечить сбалансированное развитие страны и ее регионов, возможно полнее учесть достижения научно-технического прогресса, задачи повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества. Структурная политика неразрывно связана с инвестиционной политикой и в решающей мере определяется ею.
Неразработанность реальной стратегии структурной политики в первую очередь связана с неопределенностью в постановке самих целей структурных преобразований. На наш взгляд, для этого вполне может быть использован общепринятый в зарубежной практике подход, связанный с заданием самых общих качественных желаемых характеристик макро- и микроструктуры народного хозяйства.
К
настоящему моменту среди специалистов
сложился определенный консенсус в
отношении самих промежуточных
целей структурной перестройки
на ближайшую перспективу [14]. В их
состав, по общепризнанному мнению,
следует включить цели стабилизации
основных секторов народного хозяйства.
Один из возможных вариантов, набора
основных промежуточных целей
·
достижение современных стандартов
ресурсосбережения в первичных
отраслях на принципах комплексного
использования сырья в
· завершение конверсии на рыночных принципах в потенциально конкурентоспособном секторе бывшего ВПК (в авиационной, космической, химико-технологической, медико-биологической промышленности и др.) и его выхода на внешние рынки;
· сокращение мощностей в депрессируемых отраслях и подотраслях (угольной, а также частично судостроительной, металлургии, нефтехимии, текстильной промышленности и др.) и создание конкурентоспособной среды в отношении оставшихся производителей;
· достижение современного уровня развития перерабатывающей сельскохозяйственной промышленности и сельскохозяйственной инфраструктуры, в целом реформирование аграрного сектора на базе современного, отвечающего рыночным принципам законодательства;
· техническое переоснащение в соответствии с современными требованиями подотраслей магистральной инфраструктуры;
· завершение создания необходимой инфраструктуры для эффективного функционирования малого бизнеса;
· создание остова инновационной сферы, адаптированной к современному рынку;
·
обеспечение необходимых
Крайне значимой проблемой структурных преобразований в обозримой перспективе останется развитие социальной сферы, исходя из стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. Применительно к российской экономике на первый план, по мнению ряда специалистов, выдвигаются цели обеспечения необходимых стабилизационных уровней потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения, преодоления кризисных последствий природных процессов, достижение современных, постиндустриальных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах, повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающее кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому социально ориентированному постиндустриальному рынку [10].
Вне
всякого сомнения, очень привлекательной
представляется количественная оценка
промежуточных целей
Вместе
с тем серьезная разработка долгосрочных
целевых прогнозов структуры
народного хозяйства
Особенностью
структурного регулирования в России
является необходимость совмещения
адаптации экономической
Таким образом, целью реформ должно стать создание социально-структурированного общества с адекватной экономикой, качественные характеристики которой определяются критериями целенаправленных структурных преобразований общественных отношений, форм собственности, инвестирования воспроизводства, хозяйственной и коммерческой деятельности. Следовательно, требуются конкретные концепции, программы и формы преобразования общества, систем управления, правового обеспечения процессов реформирования. При их создании необходимо учесть культурные традиции народов нашей страны, особенности исторического пути, пройденного Россией, менталитета многонационального российского населения.
Основными
направлениями структурных
1) Решение
широкого круга
2) Вторым
ведущим направлением
3) Государство
пытается сконцентрировать
Таким образом, основой качественной направленности структурных сдвигов должна стать их инновационность. Движение по этому пути предполагает использование имеющихся в стране научно-технических заделов. Исходя из этого, при разработке стратегии структурной перестройки экономики необходимо руководствоваться рядом принципиальных положений:
- отказ от
сугубо отраслевого подхода
- определение
в каждый конкретный период
направления инноваций,
Из зарубежного опыта следуют два вывода: значительная роль государства в осуществлении структурных преобразований промышленности и длительный период их проведения. Государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи для устранения распыления ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо на федеральном уровне сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде долгосрочной стратегии структурной политики государства на период 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.
Долгосрочную
стратегию целесообразно
Программы
могут реализоваться и
Структурный
кризис начинает преодолеваться, только
тогда когда прежняя
В ХХ наша страна пережила ни один кризис, среди которых выделяется именно структурный кризис 1980-х гг., повлекший за собой полную перестройку экономики.
Данный структурный кризис сопровождался:
Эти нарушения обеспечивают структурные сдвиги в пределах отдельных форм собственности, а так же между ними. Эти изменения соотношений между саморегулированием и государственным регулированием экономики. Соответственно, структурный кризис в начале 90-х годов положил начало перехода от плановой к рыночной экономике.
Россия находится на этапе переходной экономики, которому присущ ряд общих закономерностей стран с переходной экономикой: изменение экономической роли государства, приватизация, структурная перестройка экономики, смена инвестиционной стратегии: формирование новых рыночных субъектов экономики, рынка капитала и рынка труда; специфика ценообразования; изменение положения страны в мировой экономике.
Несмотря на противоречивость происходящих процессов, в качестве положительного момента в рыночных преобразованиях экономики России можно отметить следующее: подорван монополизм государственной собственности, начался, хотя и противоречиво, процесс формирования многоукладной экономики; сломан, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения; складывается инфраструктура рыночной экономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере; достигнуто равновесие на потребительском рынке; появился и расширяется слой предпринимателей новой волны, ориентированный на рыночные модели поведения.