Стратегия и тактика антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Например, по данным газеты «Труд» от 30 марта 2004 г., в Российской Федерации 40% убыточных предприятий. Просроченные кредитные задолжно-сти на конец января 2004 г. составили 1,2 трлн. руб. Однако даже в случае стабилизации экономики не следует ожидать, что в стране таких предприятий не будет.

Содержание

1. Роль стратегии в антикризисном управлении…………………………………….3
2. Разработка антикризисной стратегии организации………………………………9
3. Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика управления………..16
4. Организация внедрения антикризисной стратегии………………………………20
Список литературы…………………………………………………………………...23
Приложение 1. ………………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

КР Теоирия АУ .docx

— 478.08 Кб (Скачать)

     Абстрактные

     Идеалистические

     Направлены  вовне

    

     Действительные

     Без деталей

    Направлены  внутрь

    

     Детальные

    Измеряемые 

    Направленные  вниз

    

    Рис. 2. Тип организационных целей

Краткосрочные цели подробно объясняют результаты, которые нужно достичь в ближайшем будущем, определяют скорость развития предприятия и уровень показателей деятельности, который надо достичь в ближайшее время. Ориентация высшего руководства предприятия на определенный уровень целей может служить причиной кризисной ситуации.

    Очень часто менеджеры российских предприятий  сосредоточивают свое внимание на краткосрочных финансовых целях, пренебрегая долгосрочными,

    Третий  этап антикризисного стратегического планирования — формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии.

    На  этом заканчивается процесс стратегического  планирования и начинается процесс  определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное  планирование), а затем осуществляется реализация антикризисной стратегии, оценка и контроль результатов.

3. Реализация выбранной  антикризисной стратегии:  тактика управления

    Тактическими (оперативными) мероприятиями по выходу из экономического кризиса могут  быть сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, установление текущих убытков, выявление внутренних резервов, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.

    Стратегическое  и оперативное планирование взаимосвязаны  и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое  планирование должно осуществляться в  рамках выбранных стратегий. Осуществление оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса в отрыве от стратегических целей может кратковременно улучшить финансовое положение, но не устранит глубинные причины кризисных явлений.

    Первый  этап тактического планирования — реализация выбранной антикризисной стратегии; при этом менеджеры должны:

  • окончательно уяснить выработанную антикризисную стратегию и цели, их соответствие друг другу;
  • детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью широкого их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;
  • привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;
  • выработать решения по поводу организационной структуры. При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать

    внимание  на том, как изменения будут восприняты, кто будет оказывать сопротивление, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения.

    На  рис. 3. показано, что на стратегию предприятия оказывают влияние и накладывают определенные ограничения структура и системы управления; управленческая культура; навыки и ресурсы.

    

    

    

    

      
 

    Рис.3 Структура, ресурсы и культура, ограничивающие стратегию

  На  многих предприятиях отсутствует оптимальное  сочетание структуры, культуры, навыков, необходимое для успешной деятельности.

   Структура предприятия  во многом определяет его способность реагировать на изменения внешней среды: слишком жесткая организационная структура может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач. В основном менеджеры стремятся избежать структурных изменений, которые обычно сопровождаются неразберихой, недовольством со стороны персонала, в результате чего реорганизация откладывается на максимально длительный период.

  Системы управления тоже способствуют или мешают реализации стратегии. С одной стороны, на предприятиях, где процветает бюрократический стиль управления, даже самые несложные решения и расходы персонала нижних уровней должны быть одобрены менеджером более высокого звена. Если человек в течение длительного времени работает в структуре такого типа, то он едва ли захочет взять на себя дополнительную ответственность и инициативу, отговариваясь тем, что это не входит в круг его должностных обязанностей. С другой стороны, отсутствие систем и документации может привести к дублированию уже проделанной работы или утрате информации, если работник увольняется или получает другую должность внутри предприятия.

  Управленческая  культура может быть очень сильной  движущей силой. Однако не следует забывать, что она является результатом  традиций, имеющих длительную историю, и не может быть изменена в одно мгновение. Проблемы могут возникнуть, если управленческая культура войдет в противоречие с антикризисной стратегией предприятия.

  Стиль управления может соответствовать  стратегии фирмы, а может и  противоречить ей. В ряде случаев  преобладание одного стиля может  привести к проблемам. Считается, что  автократический стиль может быть полезен только в ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления, при проведении очень важных изменений.

  Навыки  и ресурсы  также оказывают большое влияние на антикризисную стратегию, поскольку их правильное использование имеет решающее значение для успешной деятельности предприятия. Менеджер должен в максимальной степени мобилизовать ресурсы предприятия и распределить их таким образом, чтобы это дало наибольший эффект. Механизм использования ресурсного потенциала предприятия приводится в соответствие с осуществляемой антикризисной стратегией. До функциональных подразделений, руководящих движением ресурсов внутри предприятия, должны быть доведены новые задачи. При этом необходимо провести соответствующую подготовительную работу, чтобы устранить сопротивление с их стороны и убедить в необходимости эффективного участия в осуществлении новой стратегии.

   На  данном этапе менеджеры могут  сравнить то, что требуется для  реализации антикризисной стратегии, с тем, что сейчас имеет предприятие. При этом менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождения  между этими состояниями по следующим критериям:

  • навыки и ресурсы;
  • структура и системы;
  • управленческая культура.

  При проведении сравнительного анализа  важно выделить именно те моменты, которые могут оказать сильное влияние на успех предприятия.

  Для определения необходимых стратегических изменений предлагается использовать таблицу, в которой по вертикали перечислены все оцениваемые критерии (табл. 9.2). При анализе могут применяться самые разнообразные шкалы (например, 0 баллов может указывать на то, что данный критерий существенно не отличается от идеального варианта, а оценка в 5 баллов — на то, что оцениваемый критерий должен быть коренным образом пересмотрен).

  Графа «Варианты решений» может быть использована для описания конкретных действий, которые необходимы для достижения желаемых результатов и которые тоже должны быть предварительно протестированы.

Таблица 2

  Оценка  степени необходимых  изменений в стратегии  предприятия 

Критерии Нужный вариант Реальная ситуация Необходимые изменения Варианты решений
Навыки  и ресурсы        
Структура и системы        
Управленческая  культура        

  На  стадии реализации антикризисной стратегии  высшее руководство может пересмотреть план осуществления новой стратегии, если этого требуют обстоятельства.

  Второй (последний) этап тактического планирования - оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия (рис. 4).

    

  

  

    

    

    

    

    

    

    

    

  

Рис. 4. Схема стратегии и тактики в антикризисном менеджменте 

4. Организация внедрения  антикризисной стратегии

  Если  предприятие своевременно отслеживает  появление внешней угрозы и располагает временем, достаточным для выработки эффективной реакции, оно может последовательно ликвидировать все проблемы. Но в кризисной ситуации реализацию изменений надо осуществлять в жестко ограниченные сроки. Поэтому при планировании антикризисной стратегии необходимо предусматривать максимальную параллельность работ. Антикризисная стратегия наиболее эффективна, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. Однако в критических ситуациях времени на подготовку базы для стратегических изменений не остается и приходится решительно изменять сложившуюся систему управления, что оказывает негативное влияние на работу персонала.

  Преодоление сопротивления со стороны персонала  требует осуществления мероприятий двух видов: I) психологических, т.е. определение культурных ориентации различных групп персонала на основе их отношения к изменениям, создание опорных точек внедрения антикризисной стратегии, ограничение влияния на принятие решений со стороны групп, невосприимчивых к изменениям; 2) системных, т.е. формирование переходной структуры предприятия, решающей задачи по внедрению изменений без помех для оперативной деятельности.

  На  средних и малых предприятиях, для которых характерна восприимчивость персонала к изменениям, можно последовательно адаптировать старую структуру, накладывая на нее новые проектные единицы, ответственные за внедрение антикризисной стратегии.

   На  больших предприятиях, персонал которых, как правило, оказывает сопротивление изменениям, надо использовать варианты так называемой двойной структуры, когда внедрение антикризисной стратегии отделяется от оперативной деятельности. Это позволяет менеджерам обеспечить поддержку изменениям в подразделениях, которые заняты их реализацией. Для быстрого проведения необходимых решений жестко используются властные полномочия. При этом традиционные системы прохождения команд заменяются быстрыми контактами руководителя с исполнителями, которые минуют некоторые уровни и иерархии.

  Значительную  помощь в проведении антикризисной  стратегии может оказать привлечение  специалистов со стороны — внешних  консультантов, новых управляющих, ранее работавших на других предприятиях, или управляющих самой компании, деятельность или имена которых не ассоциируются с прошлой стратегией.

  Проведение  стратегических изменений — в  высшей степени ответственная и трудная задача, но на реализацию некоторых изменений может быть затрачено меньше усилий, особенно если они не требуют изменений общих представлений о том, как предприятие должно конкурировать на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Антикризисное управление: Учебник – 2-е изд. Э.М.Короткова – М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. Вандайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций/ учебник для вузов. – М.: Проспект, 2005.
  3. Попов Р.Д. Антикризисное управление предприятием: учебник для вузов. – М.:  Высшая школа, 2005

Информация о работе Стратегия и тактика антикризисного управления