Роль государства в антикризисном управлениии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятий из данного состояния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ…….. 5
Мировая экономическая политика…………………………………5
Функции государства в антикризисном управлении………….….6
Способы государственного регулирования кризиса……………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 76.00 Кб (Скачать)
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ…….. 5
    1. Мировая экономическая политика…………………………………5
    2. Функции государства в антикризисном управлении………….….6
    3. Способы государственного регулирования кризиса……………...8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом  чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятий из данного состояния.

      Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее.

      Антикризисное управление имеет свои специфические  задачи не только в фазе кризиса, но и в фазе роста, и в фазе зрелости. Это составляющая процесса управления, в рамках которой осуществляется диагностика кризисной ситуации, проводится ее анализ и исследование причин ее возникновения, определяется система мер по функционированию предприятия в создавшихся условиях и вырабатывается программа выхода из кризиса.

      В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

      Мировое соглашение - это договоренность о  прекращении дела о банкротстве между кредиторами и должником. Оно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия.

      Можно сказать, что заключение мирового соглашения это одно из направлений работы с кредиторской задолженностью в рамках антикризисного управления.

 

    1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
 

    1.1. Мировая экономическая  политика 

      История социально-экономического развития многих крупнейших стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

      Одни  страны с большим трудом и значительными  издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

      Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко сравнивают с положением экономики США 30-х годов (Великая депрессия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Японии.

      В США антикризисное государственное  управление проявляется в совершенствовании  законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, разработке региональных структурных программ и др.

      Также важным направлением совершенствования  антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных  государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития - от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции. [2] [1]

      Например, в Японии в послевоенные годы экономический  механизм характеризовался прямым государственным  управлением подавляющего большинства  отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

      Усилия  государственной экономической  политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. 

    1. Функции государства в  антикризисном управлении
 

      Анализ  итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства  должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование  имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

      Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п.

      Современная мировая экономическая мысль  выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе  экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые способствуют попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономического прогресса.

      Динамика выхода из кризиса и экономического роста определяется не силой государства, а эффективностью косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

      Эта функция государства реализуется  путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности. [4]

      Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность  передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве  оперативного управления. Это контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. Появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.

      Во-вторых, это предприятия с государственной  долей в уставном капитале. Они  также являются объектами воздействия со стороны государства путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

      В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной  собственности, который всегда в  цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.

      В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства.[1] 

    1. Способы государственного регулирования кризиса
 

      Наконец, в поле государственного регулирования  находятся отношения собственности  в регионах. Формально перевести  недвижимость одной формы собственности  в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике происходит передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам.

      Рассмотрим виды государственного регулирования кризисных ситуаций:

      - Нормативно-законодательная деятельность. Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, разделим на группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

      «Экономической  Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент  рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

      В современной практике понятие «банкрот»  введено в Указе Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах  по поддержке и оздоровлению несостоятельных  государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур». Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.

      К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г.

      В условиях кризиса особое значение приобретает  государственное нормативное регулирование  в сфере социальных ценностей. Оно  требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни  людей причин. Невозможно устранить государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил. [3]

      Анализ  итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса невозможен без создания социальной модели экономики, глубокого поворота к нуждам и  потребностям человека, развития его  способностей и творческого потенциала. Законы, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей.

Информация о работе Роль государства в антикризисном управлениии