Роль государства в антикризисном управлении

Автор: Никита Герасимов, 07 Ноября 2010 в 12:39, доклад

Описание работы

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Роль государства в антикризисном управлении.docx

— 18.69 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

Кафедра «Управление инновациями» 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад 

по дисциплине: «Антикризисное управление»

    на  тему: «Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

ст-т гр. УИ-501

Герасимов Н.И.

Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа

2010г. 

Роль  государства в  антикризисном управлении 

    Центральная проблема развития — это взаимодействие между правительством и рынком. Это  вопрос не о том, вмешиваться или  не вмешиваться государству в  дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов  является пока лучшим способом эффективной  организации производства и распределения  товаров и услуг. Однако рынок  не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. 

    И государство формирует такую  основу для развития, защищая и  охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской  деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать  о себе тоже различными способами  и формами.

    Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать  в виде регулирования частной  активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

    Внутренняя  экономика без чрезмерных «перекосов»  вознаграждает тех, кто формирует  свой человеческий капитал более  бережно, чем это делает «перекошенная» экономика. В то же время образование  делает внутреннюю экономику более  производительной благодаря тому, что  ускоряется освоение новых технологий. Или другой пример: стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку  она рассеивает туман инфляции. Но эффективность микроэкономики также  облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных предприятий, тем  меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора. Все четыре направления  деятельности по праву заслуживают  того, чтобы ими заниматься. Однако ввиду существования таких связей результаты, по-видимому, будут несоизмеримо более надежными, если все они  будут осуществляться вместе.

    Реформы предполагают коренные изменения в  обязанностях государства, предприятия  и гражданина. В условиях советской  системы экономические функции  государства сводились в основном к удовлетворению запросов и потребностей не только людей, но и предприятий. В  условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность  за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство  призвано отслеживать взаимосвязи  между масштабами и скоростью  преобразований и возникновением опасных  тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.

    Эта функция государства обеспечивается наличием демократической власти, заинтересованной в социально ориентированном  характере проводимых реформ, способной  осуществлять политику в интересах  общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в  нормально действующий структурный  механизм общества, обеспечивающий спокойную  смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.

    Свои  управленческие функции государство  реализует в нескольких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как  имущественными комплексами осуществляет Министерство государственного имущества  России.

    Оперативное руководство (управление) производством  осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Такое разделение функций повлекло за собой множество  проблем, хотя задумывалось с целью  более эффективного управления предприятиями. 
 

    Виды  государственного регулирования  кризисных ситуаций 

    Поскольку проблемы банкротства и ликвидации предприятий, инвестиционная политика в антикризисном менеджменте  подробно рассматриваются в специальных  главах, сосредоточим внимание на вопросах, являющихся ключевыми в тех или  иных видах государственного регулирования  кризисных ситуаций.

    Нормативно-законодательная  деятельность. «Экономической конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны.

    Конкуренция как элемент рыночной экономики  предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону  — застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции  значительной областью антикризисного законодательства.

    Защита  интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (ныне Мингосимущество России).

    В условиях кризиса особое значение приобретает  государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

    Исключительно велика роль государства в регулировании  таких сторон социальной жизни, как  занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил. 

    Финансовое  регулирование. Это управление совокупностью Денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

    Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Важно устранить ценовые диспаритеты, в результате которых значительная часть производства оказалась нерентабельной и прекратила функционирование. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие развивать производство. Они функционируют в основном в режиме простого и суженного воспроизводства. 

    Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

    Обеспечить  решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой  оптимизации структуры народного  хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления  сырьевой направленности экспорта. 

    Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла. В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов.

    Цель  борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья  не оказались бы ниже определенного  минимального уровня доходов или  потребления.

    Цель  социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и  недопустимо сильного снижения уровня жизни.

    Цель  выравнивания доходов — обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Информация о работе Роль государства в антикризисном управлении