Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:38, контрольная работа
В последнее десятилетие XX в. Россия прошла достаточно мучительный путь от централизованной административно-плановой экономики к экономике с характерными рыночными чертами. В настоящее время около 75% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Доля продукции, цены и тарифы на которую регулируются на федеральном уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось участие России в формировании конъюнктуры на мировых рынках товаров, капиталов и услуг. Критическая масса осуществленных изменений сделала результаты реформ необратимыми.
Введение……………………………………………………………………………..3
Основные характеристики периода докризисной экономики……………………4
Год 1999 – первый посткризисный………………………………………………...5
Главный критерий…………………………………………………………………..7
Реальный сектор экономики………………………………………………………..7
Макроэкономические показатели………………………………………………….9
Активация деловой активности……………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………15
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Основные характеристики периода докризисной экономики……………………4
Год 1999 – первый
посткризисный……………………………………………
Главный критерий…………………………………………………………
Реальный сектор
экономики………………………………………………………
Макроэкономические
показатели………………………………………………….
Активация деловой
активности……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
В последнее десятилетие
XX в. Россия прошла достаточно мучительный
путь от централизованной административно-плановой
экономики к экономике с характерными
рыночными чертами. В настоящее время
около 75% общего объема ВВП производится
в негосударственном секторе экономики.
Доля продукции, цены и тарифы на которую
регулируются на федеральном уровне, не
превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось
участие России в формировании конъюнктуры
на мировых рынках товаров, капиталов
и услуг. Критическая масса осуществленных
изменений сделала результаты реформ
необратимыми.
Россия вступила в 2000 г. в условиях заметного
оживления экономики, преодолев наиболее
острые последствия финансово-экономического
кризиса 1998 г.
Восемь лет рыночных преобразований в
России существенно изменили не только
экономический уклад страны, но и создали
уже значительный клаcc собственников
и менеджеров, заинтересованных в долговременном
подъеме экономики, готовых находить эффективные
решения даже в условиях относительно
неблагоприятной экономической ситуации.
Однако финансово-экономический кризис,
острая фаза которого пришлась на лето
- осень 1998 г., высветил фундаментальные
проблемы российской экономики, складывавшиеся
продолжительное время.
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРИОДА
ДОКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ
В целом докризисный
период российской экономики может
быть условно поделен на два этапа:
На первом этапе (1992-1994 гг.) осуществились
основные реформы в соответствии с базовыми
принципами рыночной экономики: либерализация
цен, хозяйственной и внешнеэкономической
деятельности, приватизация, демонополизация.
Одновременно неустойчивая, непоследовательная
денежно-кредитная политика, при которой
периоды ужесточения (зима - весна 1992 г.,
осень 1993 г., осень 1994 г.) сменялись периодами
умеренно мягкой политики (лето - осень
1992 г., весна 1993 г., весна - лето 1994 г.), а также
социально-политические коллизии 1993-1994
гг. не способствовали макроэкономической
стабилизации, прекращению спада производства.
В 1994 г. объем промышленного производства
составил 56% от уровня 1991 г. и 51% от уровня
1990 г. Уровень потребительских цен возрос
за 3 года в 773 раза (!).
Переломным моментом можно считать валютно-финансовый
кризис осени 1994 г. и объявление Правительством
РФ в октябре того же года о начале нового
этапа финансовой стабилизации: правительство
отказывается от использования кредитов
Центрального банка для финансирования
дефицита бюджета и переходит с этой целью
к заимствованиям на внутреннем и внешнем
рынках.
Переход с 1995 г. к новой денежно-кредитной
политике Правительства РФ и Банка России
- второй этап докризисного периода - требовал
адекватных и комплексных действий во
всех сферах экономики и финансов.
Отказ Правительства РФ от кредитования
Центробанком и переход на использование
механизма внутренних и внешних заимствований
предполагали существенное сокращение
нагрузки на бюджеты всех уровней. Однако
все последующие годы постоянно откладывалось
реальное осуществление необходимых структурных
реформ и реформы бюджетной сферы.
Текущие проблемы, в том числе сокращение
задолженности бюджетов по заработной
плате, возросшей в несколько раз в первом
полугодии 1996 г., поддержка агропромышленного
комплекса и др., решались за счет нарастания
государственного долга, что резко сокращало
объемы собственных и заемных средств
для инвестиций и обновления технологий.
Все нарастающая система ГКО и ее обслуживание
нарушили баланс потоков между реальным
и финансовым секторами экономики. В 1998
г. уже более половины доходов федерального
бюджета, создаваемых в конечном счете
реальным сектором экономики, уходило
в финансовый сектор в виде обслуживания
государственного долга, что истощало
реальный сектор, подрывало базу для его
долгосрочного роста, хотя внутрипроизводственные
и институциональные основы для роста
были созданы уже к 1997 г.
Чрезмерное использование внешних заимствований
и энергосырьевая структура экспорта
обусловили высокую степень уязвимости
российской экономики по отношению к изменениям
на мировых товарных и финансовых рынках.
Резко усилилось структурное несоответствие
между конечным спросом и производством,
характеризующееся значительно более
глубоким спадом производства по сравнению
с потреблением: при сокращении в 1992-1998
гг. ВВП почти на 40% объем розничной торговли
снизился лишь на 4,5%. В условиях, когда
капитальные вложения и государственные
закупки сократились до критических размеров,
умеренная динамика потребления населения
поддерживалась за счет импорта, его масштабы
зависели от экспорта сырья и энергоносителей,
производство же для внутреннего рынка
сокращалось.
В условиях ухудшения торгового и платежного
балансов страны в 1997 г. и первой половине
1998 г. осуществлялась политика удержания
курса рубля в рамках объявленного коридора
в ущерб другим параметрам рынка.
Из-за нереально высокого курса рубля
снижалась конкурентоспособность российской
продукции на внешних и внутренних рынках,
углублялось противоречие между возможностями
производства и спросом на отечественную
продукцию.
Сокращающийся приток валюты в результате
ухудшения платежного баланса уже не обеспечивал
потребность даже в постоянном по масштабу
вывозе капитала. Дополнительный кредит
МВФ, полученный в июле 1998 г., уже не мог
смягчить эту проблему.
Правительство в условиях ослабления
воли государства уже не могло или не способно
было решить эти противоречия. Эти противоречия
должны были разрешиться кризисом, последствия
которого, прежде всего значительное падение
уровня жизни населения и дальнейшее ухудшение
инвестиционного климата, послужили платой
за их отложенное решение.
Вместе с тем Правительство РФ в целом
смогло правильно оценить сложившуюся
после кризиса ситуацию, которая кардинально
отличалась от докризисной. Экономическая
политика, проводимая после кризиса 1998
г., и ряд благоприятных внешнеэкономических
факторов, сложившихся в 1999 г., позволили
избежать варианта развития событий по
худшему сценарию и укрепить предпосылки
для последовательной нормализации экономической
ситуации в стране.
ГОД 1999 -
ПЕРВЫЙ ПОСТКРИЗИСНЫЙ
Итоги 1999 г. подтвердили
сохранение тенденции непрерывного
улучшения экономической и
Рост промышленного производства составил
8,1%. При этом промышленный подъем сопровождался
качественными изменениями в области
финансов предприятий: значительным ростом
прибыли, сокращением количества убыточных
предприятий, увеличением оборотных активов
промышленных предприятий в денежной
форме.
После длительного периода спада в 1999
г. отмечен рост инвестиций в основной
капитал, прежде всего за счет собственных
средств предприятий. Наблюдается оживление
в жилищном строительстве.
Значительно улучшилась динамика поступлений
доходов в бюджет. Снизилась задолженность
по выплатам заработной платы, полностью
погашена задолженность по выплатам пенсий.
Сократилась численность безработных.
Достигнуты высокие объемы сальдо внешнеторгового
баланса. Это позволяло поддерживать относительную
стабильность на валютном рынке и производить
минимально необходимые платежи по обслуживанию
внешнего долга даже при отсутствии внешних
займов.
Позитивным изменениям в экономике (в
первую очередь улучшению торгового баланса
и промышленному росту) способствовали
изменение соотношения рубля и базовых
мировых валют в ходе девальвации рубля
и улучшение конъюнктуры внешних рынков.
С августа 1999 г. стоимостной объем экспорта
начал превышать уровень соответствующего
месяца предыдущего года.
Существенное значение имели меры по стабилизации
социально-экономической ситуации, принятые
Правительством РФ и Банком России в посткризисный
период:
· восстановление расчетно-платежных операций, реанимация банковской системы, повышение ликвидности банков;
· сокращение задолженности федерального бюджета за выполненные работы и поставки и реструктуризация кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;
· сокращение налоговой нагрузки на реальный сектор и значительное ослабление долговой нагрузки на экономику;
· ограничение
роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)
субъектов естественных монополий и обеспечение
соблюдения экономически обоснованных
принципов ценообразования на их продукцию
и др.
Вместе с тем тенденции общего оживления
ситуации в экономике еще не могут быть
признаны устойчивыми.
Динамика промышленного производства
в последние месяцы 1999 г. свидетельствует,
что действие благоприятных факторов,
связанных с девальвацией рубля, исчерпало
себя.
Не преодолено кризисное состояние сельского
хозяйства, в первую очередь животноводства.
Из-за крайне неблагоприятных условий
недостаточен валовой сбор зерна в 1999
г., что, по всей видимости, приведет к его
импорту, в основном для использования
в животноводстве.
Несмотря на улучшение динамики реальных
денежных доходов населения в последние
месяцы 1999 г., в целом за год они характеризовались
заметным спадом, что, помимо влияния на
социальную ситуацию, сдерживало экономический
рост.
Инвестиционная активность все еще недостаточна
для требуемых структурных изменений
в экономике и долговременного устойчивого
экономического роста. Ряд отраслей, прежде
всего топливной промышленности, получая
высокие финансовые результаты, сдерживают
объемы инвестиций в переоснащение производства
и тем самым подрывают перспективы развития
не только своих отраслей, но и экономики
в целом. Не созданы условия, при которых
отечественный капитал не утекал бы из
страны, а инвестировался в российскую
экономику.
Сохраняется напряженной ситуация в бюджетной
сфере. Она усугубляется проблемами обслуживания
внешнего долга и отсутствия кредитования
со стороны МВФ.
ГЛАВНЫЙ
КРИТЕРИЙ
Прирост ВВП
в 1999 г. по отношению к предыдущему
году составил 3,2%. Однако указанный
рост произошел после кризисного
спада производства в 1998 г. и даже
не полностью компенсировал сокращение
ВВП в предыдущем периоде.
Структурные изменения ВВП были определены
факторами посткризисного оживления экономики.
Опережающими темпами увеличивалось производство
товаров, что базировалось на высоких
темпах роста промышленности. В результате
доля производства товаров в ВВП расширилась,
а удельный вес промышленности вырос с
29,8 до 32,9%. В структуре ВВП увеличилась
также доля чистых налогов на продукты
и импорт, как за счет оживления производства,
так и за счет значительного снижения
обменного курса рубля.
В структуре использования ВВП, отражающей
структуру совокупного спроса, радикально
увеличилась доля чистого экспорта - с
7,5 до 16,3%, что вызвано ростом положительного
сальдо внешней торговли в 1999 г. В результате
снижения платежеспособного спроса населения
произошло сокращение удельного веса
расходов на конечное потребление домашних
хозяйств. Сократилась также доля расходов
на конечное потребление государственных
учреждений (как результат бюджетных ограничений)
и доля валового накопления (из-за отставания
индекса цен на инвестиции по сравнению
с общим дефлятором ВВП).
В структуре первичных доходов, формирующих
ВВП, произошло сокращение доли оплаты
труда наемных работников как результат
политики предприятий по ограничению
издержек производства после кризиса.
Соответственно увеличился удельный вес
валовой прибыли и смешанного дохода,
определяющих ресурсы предприятий для
развития производства.
РЕАЛЬНЫЙ
СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Объем промышленного
производства увеличился в 1999 г. к предыдущему
году на 8,1%.
Вместе с тем рост промышленного производства
в значительной степени компенсировал
его спад, допущенный в 1998 г. (на 5,2% относительно
1997 г.). По сравнению с 1997 г. объем промышленного
производства в 1999 г. увеличился на 2,5%.
Предпосылки оживления промышленного
производства сложились после резкой
девальвации рубля, создавшей благоприятные
возможности для роста экспорта и снижения
конкурентоспособности импортных товаров
на российском рынке.
На рост промышленного производства оказали
воздействие следующие основные факторы:
· активизация поставок на экспорт, в результате объем выпуска продукции химической и нефтехимической промышленности в 1999 г. составил 121,7% к уровню 1998 г.; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 117,2%; черной и цветной металлургии - соответственно 114,4 и 108,5%, угольной промышленности - 108,8%;
· развитие процессов импортозамещения в обрабатывающих отраслях, прежде всего в легкой промышленности (темп роста производства составил 120,1%), стекольной и фарфорофаянсовой промышленности (119,5%), машиностроении и металлообработке (115,9% благодаря в первую очередь наращиванию выпуска автомобилей и электробытовых приборов), пищевой промышленности (107,5% за счет продукции кондитерской, макаронной, масложировой, парфюмерно-косметической, пивоваренной, табачно-махорочной промышленности). Импортозамещение способствовало также вытеснению подпольных производств в спиртовой и ликероводочной продукции, базирующихся на контрабандном импортном сырье;
· увеличение поставок на внутрироссийский рынок продукции (например, стальных труб) в результате мер, ограничивающих импорт конкурирующих товаров;
· расширение государственной поддержки ряда промышленных производств (увеличение оборонного заказа, значительный рост продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения вследствие расширения ее поставок для лизинга в агропромышленном комплексе и др.);
· значительное
улучшение финансового положения промышленных
предприятий.
Действие отмеченных факторов наиболее
отчетливо проявилось в период с января
по август 1999 г., когда происходил устойчивый
помесячный рост производства с учетом
элиминирования сезонности. Однако с сентября
рост замедлился, что явилось следствием
насыщения соответствующих сегментов
внешних рынков продукцией российского
сырьевого экспорта; истощения резервов
импортозамещения, обусловленных сокращением
импорта товаров в условиях ограничения
платежеспособного спроса населения (сколько-нибудь
существенные резервы импортозамещения
к началу 2000 г. сохраняются лишь в легкой
промышленности); опережающих темпов инфляции
в промышленности по сравнению с темпами
роста потребительских цен с февраля 1999
г., что обусловило рост издержек производства.
Основными факторами, которые могут препятствовать
устойчивому росту промышленного производства
в ближайший период, являются:
· низкие реальные доходы населения, еще не восстановившиеся к началу 2000 г. до предкризисного уровня;
· минимум возможностей дальнейшего существенного и устойчивого наращивания экспорта сырьевых товаров; низкая конкурентоспособность продукции отечественной перерабатывающей промышленности на внешних рынках;
· недостаточный спрос на продукцию инвестиционных отраслей вследствие высоких рисков осуществления долгосрочных капитальных вложений, что в свою очередь сдерживает обновление основного капитала;
Информация о работе Развитие экономики в посткризисный период