Развитие антикризисного управления в России как профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Содержание

Возникновение антикризисного управления в России. 3
Антикризисное управление в современной жизни России. 4
Функции антикризисного управляющего. 6
Качества, которыми должен обладать антикризисный управляющий. 7
Заключение 8
Список используемой литературы: 10

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

    Южный федеральный университет

    Экономический факультет

     
    Кафедра Теории и практики государственного регулирования экономики
     
     
     
     
     

                              Реферат на тему:

Развитие  антикризисного управления в России как профессиональной деятельности.

Выполнила: Кигурадзе Ирина Андреевна

Студентка 1 курса 6 группы

    Проверил: 
    к.э.н., преподаватель Теплюкова Л.В.

 

 Оглавление:

 

Возникновение антикризисного управления в России.

 Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой  жизни России. В одних случаях  под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Сегодня во всем мире случаи банкротства, а так же связанные с ним скандалы и ущерб достигли небывалого уровня. Согласно статистике, в США ежегодно регистрируется около 55000 случаев банкротства(3,65%), во Франции – 53000(1,89%),в Германии – 21000(1,03%),в Великобритании – 17000(0,67%),в Японии – 14000(0,22%). Становление экономических знаний в России не могло не поставить перед обществом ряд новых проблем, самой важной из которых являлось антикризисное управление. Оно в качестве системы организационно-управленческих мер, направлено на оздоровление экономики, пребывающей в состоянии кризиса. Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить во многих сферах. Считается, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно – они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий – это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Некоторые считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. писал : "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер". Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса и механизмах банкротства и абсолютно забывают про методы антикризисного управления. За последнее время в стране стало выпускаться много книг и различных публикаций в СМИ, посвященных именно антикризисному управлению. Авторы этих литературных работ по-разному смотрят на проблему кризиса и ситуацию банкротства в целом, поэтому их мнения различаются. Например, одни рассматривают антикризисное управление с точки зрения существующих проблем финансового характера на микроуровне, другие же рассматривают проблемы, которые связаны не только с кризисом какого-то одного предприятия, отдельно взятого, но и с кризисом в государственных финансах и экономике страны в целом.

Антикризисное управление в современной  жизни России.

 Современная деловая жизнь России – это та ниша, в которой термин «антикризисное управление» наряду со всеми остальными (финансовый кризис и, например, ипотека, кредит) является очень популярным. "Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы". К числу основных принципов, на которых базируется система антикризисного управления относятся:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
  • Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации  антикризисного управления предприятием. Так же, немаловажную роль в организации антикризисного управления предприятием является финансовый менеджмент. Ведь он представляет сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния предприятия. Анализируя финансовое состояние предприятия возможно установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства.

Можно сделать следующие выводы, что  антикризисное управление - это целый  комплекс взаимосвязанных мероприятий  от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного.

Функции антикризисного управляющего.

 

Антикризисные управляющие – особая социальная группа, обладающая уникальным опытом управления в условиях повышенного риска. 

Особенности подготовки профессиональных антикризисных  управляющих в России определяются тем, что они должны взять на себя ответственность за положение дел  на предприятии в самый острый период его развития, когда остаются лишь два выхода – санация или банкротство. Таких управленцев иногда называют кризис-менеджерами, разделяя их на внешних управляющих, арбитражных и конкурсных.

Антикризисные управляющие выполняют следующие  функции: 

  • установление и уведомление выявленных кредиторов должника о возбуждении процедуры банкротства;
 
  • проведение  анализа финансового состояния  должника;
 
  • определение наличия признаков фиктивного и  преднамеренного банкротства;
 
  • определение даты и места проведения первого  собрания кредиторов и их уведомление;
 
  • получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;
 
  • составление и ведение реестра их требований;
 
  • проведение  инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;
 
  • принятие  мер по защите имущества предприятия;
 
  • оформление  имущественных прав на объекты недвижимости;
 
  • оценка  имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;
 
  • оптимизация финансовых потоков;
 
  • управление  конфликтными ситуациями;
 
  • выполнение  решения арбитражного суда о реализации одной из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его воплощение.

Из приведенного перечня видно, что функции антикризисного управляющего специфичны, достаточно трудоемки и требуют компетенции  в различных отраслях знаний. Деятельность антикризисного управляющего многофункциональна. Ему приходится решать целый спектр разнообразных задач: от комплексной диагностики проблем предприятия на разных стадиях проведения процедуры банкротства, до нахождения наиболее приемлемых и максимально эффективных путей. эффективность антикризисного управляющего зависит не только от специальных юридических, экономических и прочих профессиональных знаний. Не менее важную роль играют личностные качества. Антикризисный управляющий прежде всего яркая личность и блестящий профессионал, способный решать самые сложные задачи. Он умеет продуктивно работать в ситуации неопределенности, проводить эффективный анализ в условиях цейтнота, грамотно ставить цели и определять различные пути их достижения. Еще одна важная характеристика наиболее успешных антикризисных управляющих - умение продуктивно разрешать конфликты. Обладая очень высокой стрессоустойчивостью, даже в эмоционально насыщенных ситуациях они способны рационально принимать решения.

Качества, которыми должен обладать антикризисный управляющий.

 

Знать законодательство, ориентироваться  в политической и экономической  ситуации, эффективно организовывать совместную работу, вести успешные переговоры, проводить содержательные совещания, владеть навыками убеждения, уметь разрешать конфликты и при этом обладать высокой стрессоустойчивостью - это самые необходимые качества профессионала в антикризисном управлении, которые и позволяют ему приобретать успешную репутацию. Все эти качества достигаются только в повседневном опыте, а современные обучающие технологии - тренинги, стратегические игры, специальные упражнения - помогают достичь желаемого. Экономия времени и предупреждение будущих ошибок - это лишь некоторые выгоды от обучения. Антикризисный управляющий не может позволить себе сказать, подобно Сократу, "Я знаю, что я ничего не знаю". Он должен четко представлять собственные возможности, иметь картину собственных знаний и их развивать и дополнять. Что и приводит в результате к достижению новых профессиональных вершин в антикризисном управлении. От каждого антикризисного управляющего в той или иной степени зависит будущее России. И единственное, что может ускорить общий успех - это личный профессионализм.

Заключение

 

В последнее  время в России появилось много книг, статей, посвященных антикризисному управлению. Практически все авторы сходятся во мнении, что антикризисное управление должно занять свою "нишу" в рамках общей теории управления. Однако само же антикризисное управление они трактуют по разному. наиболее верным является системный подход к этому понятию, когда антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса до применения особых мероприятий для его избежания и преодоления. Исходя из этого определения деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния, деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план антикризисного управления.

Критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках "нормального" управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя из этого критерия и строит свою работу антикризисный управляющий.  

Программы антикризисного управления должна состоять из трех этапов: 

  • Устранение  неплатежеспособности;
  • Восстановление финансовой устойчивости;
  • Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.
 

Но,к сожалению, пока антикризисные мероприятия  выступают только как совокупность мер по "штопанью дыр", а не многоплановый  комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных  действия, охватывающих все основные факторы бизнеса (в том числе - человеческий), поэтому на серьезные успехи в рыночных преобразованиях рассчитывать трудно, ведь устойчивая прибыль, прочные финансы предприятия - это не подарок судьбы или счастливая случайность. Это всегда результат умелого, тщательно просчитанного управления всей совокупность производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия (как внутренних, так и внешних).  
 
 

Список  используемой литературы:

 
  1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Короткова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 620 с.
  2. Балдин К. В., Быстров О.Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2005. — 316 с.
  3. Г. Б. Юн, Г. К. Таль, В. В. Григорьев Словарь по антикризисному управлению – М.: изд. «Дело»,2003. – 448 стр.
  4. Антикризисное управление: Учеб. пособие: В 2 т. Т. 2.: Экономические основы / Отв. ред. Г.К. Таль. — М.: ИНФРА-М, 2004. - 1027 с.

Информация о работе Развитие антикризисного управления в России как профессиональной деятельности