Разработка и реализация антикризисных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:58, реферат

Описание работы

По оценке Всемирного банка настоящий мировой финансовый кризис является сильнейшим с момента Большой депрессии экономики США. Мир столкнулся со сложнейшей рецессией на кредитных рынках. Мировая экономика буквально остановила свой рост уже во второй половине 2008 года. За один год рост мирового ВВП снизился до 2 % в сравнении со средним ростом в 5 % за 2003-2007 годы.

Работа содержит 1 файл

Антикриз.срс.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Казахстан

Университет Международного Бизнеса

Кафедра «Менеджмент»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СРС задание

Тема:

«Разработка и реализация антикризисных  программ государства» 
 
 
 
 
 
 
 

                            Подготовила:

                            студентка 2 курса

                            218 группы

                            Сидоренко Ольга

                            Проверила:

Бекмухаметова А.Б. 
 
 
 
 

Алматы, 2011

Разработка  и реализация антикризисных  программ государства 

По оценке Всемирного банка настоящий мировой финансовый кризис является сильнейшим с момента  Большой депрессии экономики  США. Мир столкнулся со сложнейшей рецессией на кредитных рынках. Мировая экономика буквально остановила свой рост уже во второй половине 2008 года. За один год рост мирового ВВП снизился до 2 % в сравнении со средним ростом в 5 % за 2003-2007 годы. ВВП богатых стран в 2009 году сократится на 3,8 % по сравнению с ростом в 0,9 % в 2008 году. Особенно тяжело переносят кризис развивающиеся страны. Хотя кризис и начался в развитых странах, он особенно сильно бьет по слабым рынкам бедных стран через торговые и финансовые потоки. К примеру, рост экономики в странах Северной Африки упадет с 5,5 % в 2008 году до 1,7 % в 2009-м.

Казахстан считается  страной с рыночной транзитной экономикой и относится к группе стран  постсоветского пространства со средними доходами. В отличие от развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки с низкими показателями доходов населения и благосостояния в целом, Казахстан обладает более развитой социально-экономической инфраструктурой, мощным сырьевым потенциалом, а также высокообразованными человеческими ресурсами. Такая позиция выводит Казахстан на уровень выше развивающихся стран с аналогичным уровнем ВВП. В целом в ряде развивающихся стран наблюдается снижение фискальных показателей в связи с уменьшением внутренних государственных доходов, увеличением расходов на антикризисные социальные программы, а также ухудшением условий торговли для экспортеров ТНП.

Как и в других странах, особо пострадавшими секторами  экономики Казахстана в результате финансового кризиса являются строительство  и рынок первичной недвижимости. В этой связи роль банковского сектора в условиях кризиса имеет первостепенное значение, в том числе для строительной индустрии. Для преодоления недоверия потенциальных покупателей первичной недвижимости к застройщикам и активизации рынка недвижимости можно применить инструмент «депозитного» строительства. Покупатель строящегося жилья вносит деньги на депозит в банке второго уровня, в свою очередь банк финансирует строительство жилья. При этом покупатель недвижимости не только минимизирует свои риски (за исключением девальвации национальной валюты), но и получает депозитные проценты прибыли.

Таким образом, макроэкономическая политика Казахстана должна быть направлена на повышение  уверенности игроков финансового  рынка, а также на блокирование спада в реальной экономике в соответствии с экономической спецификой страны. Страны с большим потенциалом могут иметь дополнительное пространство для маневров в монетарном и фискальном стимулировании экономики, в том числе и Казахстан. Так в этом году некоторые развивающиеся рынки стран предприняли шаги по стимулированию экономической активности посредством расширения монетарной и фискальной политики.

Экономика Казахстана находится в более выгодном положении, нежели экономики бедных развивающихся  стран Азии, Африки и Латинской Америки. Казахстану необходимо форсировать развитие экспорта, провести трансформацию социальных программ поддержки населения, снижать влияние внешних корпоративных заимствований, повышать уверенность игроков финансового рынка, расширять монетарное и фискальное стимулирование экономики, направить усилия на решение социальных проблем и бороться с безработицей. Основными антикризисными мерами в соответствии с планом действий по стабилизации экономики должны стать: поддержка макроэкономической стабильности, стабилизация финансового сектора, активная индустриализация, решение проблем на рынке недвижимости, поддержка малого и среднего бизнеса, реализация программы 30 корпоративных лидеров, реализация инновационных проектов, развитие АПК, обеспечение занятости уязвимых слоев населения.  

Оптимальная монетарная политика в условиях финансового  кризиса явилась предметом многочисленных дискуссий в научной литературе. Традиционная точка зрения основана на модели Манделла-Флеминга и состоит  в следующем. Если страна сталкивается с негативным реальным внешним шоком (например, оттоком капитала в результате повышения иностранной процентной ставки), то наилучшей валютной политикой будет политика свободно плавающего валютного курса. Этот вывод основан на логичной предпосылке о номинальной жесткости в краткосрочном периоде. В этом случае подстройка с помощью номинального валютного курса происходит быстрее и менее болезненно для экономики, чем подстройка за счет товарного рынка и рынка труда, что, в свою очередь, приводит к падению выпуска и росту безработицы. Таким образом, расширительная монетарная политика, основанная на свободном плавании, оказывается более предпочтительной, чем ограничительная политика, состоящая в поддержке фиксированного валютного курса с помощью высоких процентных ставок.

Однако  МВФ, выделявший кредиты Мексике  в 1995г. и странам Юго-Восточной  Азии в 1997 г., придерживался противоположной  точки зрения. Деньги пострадавшим от кризиса странам переводились только при условии неуклонного  проведения ограничительной монетарной политики и сдерживания попыток девальвации валюты. Причина подобного несоответствия традиционной модели состоит в относительно слабом финансовом секторе стран с развивающимися рынками. Дело в том, что  слабое развитие внутренних финансовых рынков и относительно стабильный обменный курс стимулировали значительные займы в иностранной валюте, в результате перед кризисом банки и предприятия успели накопить одновременные неравновесия как в смысле валютных позиций (пассивы в иностранной, а активы в национальной валюте), так  и в смысле сроков погашения (долгосрочные активы и краткосрочные пассивы). В результате обесценение национальной валюты в результате оттока капитала оказывается крайне опасным для стабильности финансовой системы и может вызвать дефолт. Проблема может также усугубляться повышением страновой премии за риск из-за сокращения благосостояния потенциальных заемщиков, а также тем фактом, что переход к новому равновесию может потребовать слишком  большого обесценивания валюты и вызвать раскручивание инфляционной спирали. Таким образом в условиях крупномасштабной долларизации пассивов сдерживание валютного курса стало первоочередной целью. Если подобная политика, проводимая в Мексике под давлением МВФ, получила позитивную оценку, то в странах Юго-Восточной Азии она потерпела фиаско. Повышение процентных ставок привело к возникновению рецессии во всех странах, затронутых кризисом, притом что валюта продолжала обесцениваться.

На конец 1997г. как раз и приходится начало новой волны обсуждений в литературе вопроса о том, какой должна быть политика центрального банка в стране в условиях кризиса.  С точки зрения противников стратегии МВФ, повышение процентных ставок является еще большим злом, чем неконтролируемая динамика валютного курса. Они утверждают, что повышение процентных ставок приводит к ослаблению банковской системы,  дальнейшему обесценению национальной валюты, повышению премии за риск и, как следствие, к дефолту.

В этой связи особенно интересным является различие в стратегии Федеральной резервной системы, Европейского Центрального банка и ряда других центральных банков, с одной стороны, и политики Центрального Банка России, с другой. В течение основной фазы распространения кризиса развитые страны проводили последовательную расширительную монетарную политику, постепенно снижая процентные ставки и в ряде случаев вводя новые инструменты кредитно-денежного регулирования, направленные на увеличение объема ликвидности на рынке.  

Республике Казахстан, как стране с богатыми запасами природных ресурсов, при этом, испытывающую дефицит денежных средств, создание мирового центрального банка и валюты, основанной на нефти, подходит больше всего. Нефтяной резерв обеспечит высокую степень энергетической независимости, его можно использовать как производственный ресурс. Вместе с тем, как альтернатива, предлагается возможность создания денежной единицы, основанной на корзине основных стратегических ресурсов, таких как нефть, газ, золото, некоторые цветные металлы. В качестве преимуществ такой валюты можно отметить, в первую очередь, твердое товарное содержание, независимость от вмешательства третьих лиц (государств, международных организаций). Наряду с этим, существует мнение о необходимости создания «общемировой энергетической валюты», в связи с тем, что в основе производства товаров лежат энергетические затраты. 

Необходимо изменить порядок осуществления платежей процентов и штрафных санкций  за задержку либо неуплату кредитов для  предприятий и граждан. Как правило, банки не позволяют совершать какие-либо выплаты, уменьшающие основную сумму долга, до тех пор, пока не будет выплачена основная сумма долга. Целесообразно ввести в законодательном порядке погашение суммы основного долга и только после процентов по кредиту. 

Наряду с этим, необходимо принять закон, который бы регулировал ставку процента, по формуле процент инфляции плюс n процентов в расчете на год. Здесь же целесообразно обеспечить правами должника обратиться в суд за взимание повышенных процентов. В целях регулирования ситуации на биржевом рынке в Казахстане, можно обратиться к мерам, предложенным Джейсом Тобиным, который предлагал ввести специальный налог на международные финансовые операции нематериального характера, такие как сделки по обмену валюты, трансакции с оффшорными центрами др., по ставке 0,05%. Такой налог для лиц, совершающих эти сделки по необходимости, практически незаметен, однако, ощутим для валютных и фондовых спекулянтов. 

Формирование  механизма взаимодействия финансового  и реального секторов экономки невозможно без формирования новой денежно-кредитной политики, основанной не на спросе на деньги, а на спросе и предложении заемных средств, предоставляемых прежде всего банками. Активная монетарная политика в условиях финансовой глобализации может привести к постепенному выравниванию ставок процента. Центральный банк может влиять на предложение кредита в рамках страны, учитывая при этом  не только   общую динамику цен, но и динамику цен финансовых активов. Автор разделяет мнение Головнина М.Ю., который читает, что центральные банки «на практике реагируют на значительные изменения цен финансовых активов, но, как правило, делают это постфактум, оказывая помощь финансовым институтам, которые несут значительные издержки в результат спадов на фондовом рынке» 

Правительством РК совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) подготовлен план действий государственных органов и банковского сектора, направленный на устранение негативного воздействия внешних факторов. Также разработаны меры, направленные на усиление конкурентоспособности казахстанской экономики и проведение структурных реформ.

Основной  задачей АФН и Национального  Банка является обеспечение стабильности финансовой системы страны и управление системными рисками, возникающими в связи с ситуациями на внешних рынках. В отношении денежно-кредитной политики Национальный банк будет предпринимать меры для удержания инфляции в 2008 году на уровне, не превышающем 10 %.

Состояние банковской системы чрезвычайно важно для экономической стабильности Казахстана. Национальный Банк будет продолжать оказывать поддержку банковской системе путём предоставления краткосрочной ликвидности различными методами (операции РЕПО, валютные СВОПы и предоставление средств под залог минимальных резервных требований). АФН и Национальный Банк будут строго придерживаться принципов транспарентности и справедливого распределения рисков среди всех участников рынка, включая и акционеров банков второго уровня.

АФН и  Национальный Банк будут приветствовать инициативу банков по привлечению альтернативных источников финансирования, таких как, дополнительная эмиссия акций и (или) конвертируемых облигаций и секьюритизация активов. Эти действия обязательно приведут к улучшению финансового состояния банков. АФН и Национальный Банк будут оказывать банкам поддержку в разработке и внедрении подобных инструментов, что в перспективе значительно уменьшит их зависимость от международных долговых рынков.

Таким образом, государственные органы будут  действовать по принципу сбалансированного подхода к управлению экономическими рисками. Это позволит обеспечить устойчивый экономический рост и избежать чрезмерного фондирования частного сектора из ресурсов государства.

Быстрые изменения конъюнктуры международных финансовых рынков требуют своевременной реакции, как со стороны Правительства, так и регулирующих органов. Своевременное выявление потенциальных рисков для финансовой системы позволит принять оперативные меры по их устранению. В связи с этим предусматриваются усиление надзора со стороны АФН над банками второго уровня, совершенствование методов сбора и анализа информации, а также рассматривается вопрос расширения технической и штатной базы АФН. АФН поддерживает инициативу банковского сектора по совершенствованию методов управления рисками и проведению стресс-тестов кредитных портфелей. АФН и Национальный Банк будут отслеживать ситуацию на мировых финансовых рынках, анализировать изменения конъюнктуры рынка и представлять информацию в Правительство для внесения своевременных корректив в социальную и экономическую политику.

Информация о работе Разработка и реализация антикризисных программ государства