Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:03, реферат
Понимание природы финансовых кризисов позволяет постичь суть такой экономической категории, как финансы, аналогично как изучение болезней является одним из эффективных путей исследования биологии человека. Генезис международных финансовых отношений в рамках эволюции мировой валютно-финансовой системы демонстрирует тот факт, что смена финансовых формаций в мировом сообществе происходила в тесной связи с протеканием кризисных явлений в этой сфере.
Введение 3
Финансовый кризис: понятие, механизм, значение 4
Понятие и причины финансового кризиса 4
Механизм финансового кризиса 10
Пути преодоления финансового кризиса 13
Политика антикризисного управления финансовыми кризисами 13
Российская практика 21
Заключение 26
Список использованных источников
Финансовый кризис
Содержание
Введение
Заключение Список использованных
источников Введение Понимание природы
финансовых кризисов позволяет постичь
суть такой экономической категории,
как финансы, аналогично как изучение
болезней является одним из эффективных
путей исследования биологии человека.
Генезис международных Отсутствие или
минимальная способность 1. Финансовый кризис:
понятие, механизм, значение
Обращаясь к определению
финансового кризиса, можно с
уверенностью утверждать, что в научных
исследованиях отечественных и
зарубежных авторов отсутствует
единый подход к выделению четких
рамок возникновения и Многие ученые-экономисты рассматривают финансовый кризис как кризис финансовой системы, другими словами — финансовый системный кризис. Так, А.Г. Грязнова в коллективно разработанном в 2002 г. «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» под финансовым системным кризисом понимает глубокое расстройство функционирования основных составляющих финансовой системы страны. Финансовый системный кризис, по ее мнению, выражается в полной неплатежеспособности основных финансовых институтов и сопровождается «финансовой паникой». Такое институциональное понимание финансовой системы, которое разделяется многими западными учеными, приводит к тому, что финансовый кризис часто ассоциируется с банкротством кредитных учреждений и заменяется на банковский кризис. Такой подход не всегда верен, т.к. ограничивает нестабильность финансов рамками их системы. Если рассматривать
финансовый кризис как более широкое
понятие, нежели системный кризис, т.е.
как нарушение стабильности в
самих финансах, то необходимо определиться
с самой категорией «финансы». Принимая
точку зрения, которую предложил
Н.Е. Заяц в коллективной работе «Теория
финансов», под финансами следует
понимать специфическую форму Важно отметить, что
выделение двух уровней финансовых
отношений (централизованные и децентрализованные
финансы) не позволяет четко уяснить
направленность финансовой нестабильности.
Многие ученые сходятся во мнении, что
финансовый кризис — это все-таки
кризис государственных финансов (А.А.
Благодатин, Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг),
поэтому при рассмотрении финансовой
нестабильности акцент должен ставиться
на централизованные фонды, а национальный
доход исследоваться как объект
кризиса. Данная точка зрения может
быть разделена и учеными, утверждающими,
что самим финансам свойственна
императивность, т.е. властный характер,
обеспечивающий функционирование государства,
при этом исключая финансы предприятий
из финансовой науки (А.М. Александров,
Э.А. Вознесенский, Б.М. Сабанти). В частности,
Л.А. Дробозина в коллективной работе
«Финансы. Денежное обращение. Кредит»
рассматривает финансы как Исключение децентрализованных
финансов из его определения дает
возможность более четко ВВП= С+V + М, где С — фонд возмещения
израсходованных средств заработной платы (переменный капитал — цена рабочей силы, использованная в производственном процессе); М — прибавочная стоимость (национальный доход или прибыль). Национальный доход
является не единственным источником
формирования централизованных фондов,
что характеризует финансы. Очевидно,
что при отсутствии прибыли у
предприятий отчисления в бюджет,
исходя из подхода об уникальности
этого источника, не будут производиться.
Однако бюджет, во-первых, является не
исключительным централизованным фондом,
существуют и другие фонды, которые
формируются не из прибыли, во-вторых,
он формируется не только из налоговых
поступлений из прибыли. В развивающихся
и странах с переходной экономикой,
например в Республике Беларусь, поступления
из прибыли не являются доминирующими
в государственном бюджете. Таким
образом, на наш взгляд, при выборе
объекта финансов из ВВП и национального
дохода предпочтение отдается первому
элементу. Следовательно, финансовый кризис
должен рассматриваться как резкое
падение ВВП, которое привело
к нарушению процесса формирования
и распределения Вместе с тем
было бы не верным полностью исключить
финансы предприятий из определения
финансового кризиса. Формирование
и динамика ВВП во многом зависят
от деятельности предприятий, а массовые
банкротства субъектов Массовый кризис финансов предприятий может быть вызван как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести стихийные бедствия, военные конфликты, изменение ситуации на мировых рынках и т.д., а к внутренним — политическую нестабильность, изменение законодательства и др. Эти факторы практически являются первоначальным источником финансовой нестабильности, влияя сперва на промежуточный объект, а затем и на конечный объект финансового кризиса. Что же касается содержания финансового кризиса, то здесь наиболее ценным является мнение российского ученого А. В. Аникина, который выделяет такие компоненты финансового кризиса, как бюджетный, банковский, денежного обращения, валютный и биржевой. При этом сами элементы нестабильности характеризуются следующим образом: * бюджетный кризис может включать дефицитность государственного бюджета, плохую собираемость налогов, рост государственного долга, в крайних случаях дефолт (отказ от выплаты процентов и капитала) по этому долгу; • банковский кризис — резкое повышение ставок ссудного процента, ухудшение состояния банков, массовый невозврат ссуд, недостаток капитала и ликвидности банков, банковские банкротства (говорят также о долговом кризисе, имея в виду чрезмерный рост долгов, внутренних и особенно внешних, государства и предприятий вплоть до невозможности погашения этих долгов);
Итак, завершая краткий
обзор исследований отечественных
ученых и ученых стран СНГ, можно
заключить, что такой «не западный»
подход к определению сущности финансового
кризиса позволяет нам вывести
следующую дефиницию. Финансовый кризис
— это нарушение равновесия в
функционировании системы финансовых
отношений, проявляющееся в нестабильности
финансов предприятий и кредитно- Современные западные
интерпретации финансового Асимметрия информации
— это ситуация, когда один из
участников сделки владеет частной
информацией, которую он может частично
по своему усмотрению раскрыть, и когда
преодоление подобной асимметрии другой
стороной возможно только при значительных
затратах. Например, заемщик обычно
обладает лучшей информацией о потенциальном
доходе и риске, связанном с инвестиционным
проектом получаемых сумм, нежели кредитор.
Как уже отмечалось, двумя каналами
реализации этой проблемы выступают
неблагоприятный отбор и Неблагоприятный отбор
характеризует механизм ошибочного
выбора контрагента или партнера,
который ведет к созданию отношений,
подверженных риску. Проблема неблагоприятного
отбора на рынке как следствие
асимметрии информации. Она возникает
из-за того, что наиболее активными
в поисках финансирования являются
заемщики, находящиеся в трудном
финансовом положении и которые
будут не в состоянии погасить
полученный кредит. Поскольку банк
не в полной мере может оценить
вероятность успешного Психологический риск
существует в том случае, когда
контрагент после заключения контракта
осуществляет действия, ставящие под
сомнение успешное выполнение этого
контракта. Например, с точки зрения
кредитора изменение условий
финансируемого проекта на более
рискованный может стать
Под долговым кризисом понимается массовое банкротство субъектов хозяйствования и дефолт по суверенным долгам государства. Валютный кризис пока определим через проявление в резких колебаниях курса денежной единицы, в крупном сокращении золотовалютных резервов, в серьезном ухудшении валютной ликвидности государства. Основными характеристиками банковского кризиса выступают: массовое изъятие вкладов из коммерческих банков, резкое сокращение банковского и коммерческого кредита, повышение ссудного процента, рост финансовых банкротств. Следовательно, сочетание всех этих трех компонентов позволяет нам говорить о полноценном финансовом кризисе. В ином случае речь будет идти лишь о частях финансовой нестабильности. Одновременное протекание
валютной и банковской нестабильности
носит название двойного кризиса. Недоверие
населения к национальной валюте
может в какой-то момент спровоцировать
«набег» вкладчиков на банки с
целью изъятия своих депозитов,
номинированных в национальных денежных
единицах. Это приводит к банковскому
кризису, при котором давление на
валюту неизбежно возрастает, потому,
что банки могут иметь внешнюю
задолженность, возврат которой
окажется под вопросом, и потому,
что схемы гарантий депозитов
вкладчиков могут потребовать Непосредственно преобразование
банковского кризиса в двойной
происходит в два этапа. Первое время,
обычно по причине финансовой либерализации
движения капитала в страну, резко
возрастает количество заемщиков, что
сопровождается ростом необеспеченных
займов. Отсутствие необходимого опыта
банковских работников, наличие слабой
системы пруденциального В другой ситуации, когда
двойной кризис приобретает форму
не банковско-валютного, а валютно-банковского
шока, типичной причиной его возникновения
является злоупотребление властями
эмиссионной политикой для Итак, резюмируя западное
направление науки в сфере
финансовых потрясений, можно сделать
вывод, что сущность и содержание
финансового кризиса состоит
в следующем. Финансовый кризис —
это расстройство процесса функционирования
финансового рынка, которое проявляется
в обесценении национальной валюты,
истощении валютных резервов, массовом
банкротстве кредитно- 2. Пути преодоления
финансового кризиса
. Международные финансовые
организации, созданные на Таким образом, построение новой финансовой архитектуры требует решения трех основных проблем: выбор валютного режима, предотвращение финансовых кризисов с помощью предупреждающих индикаторов, институциональная реформа. Важно отметить, что в рамках этой новой системы, возможно, потребуется определить локомотив дальнейшего финансового развития мирового сообщества. Проблема выбора режима обменного курса является важной не только в решении вопросов предотвращения финансовой нестабильности, но и в достижении эффективного функционирования монетарной и экономической
системы государства. Пришедшая
в 1970-х гг. свобода выбора валютного
режима не сократила количество случаев
финансовых потрясений в мировом
сообществе. Аналитики и специалисты
международных финансовых организаций
пытались эмпирическим путем решить
проблему выбора для формирования однозначных
рекомендаций о приоритетности того
или иного механизма Механизм валютного совета или использование политики валютного управления. Понятие механизма валютного совета характеризуется следующими основными особенностями:
С институциональной
точки зрения механизм валютного
совета представляет собой учреждение
на основе Центробанка страны, которое
осуществляет эмиссию национальной
валюты исключительно путем покупки
иностранной валюты. Прибыль совета,
как правило, образуется как разница
между процентами по принадлежащим
ему ценным бумагам в резервной
валюте и расходам на эмиссию и
передается правительству в полном
объеме за вычетом сумм, необходимых
для покрытия издержек по эмиссии
и для поддержания требуемого
законом уровня резервов. Валютный
совет не проводит целенаправленной
монетарной политики, а объем денежного
предложения, т.е. сумма банкнот и
монет на руках населения и
депозиты в коммерческих банках, определяется
рыночной конъюнктурой. Обычно валютное
правление имеет небольшое В процессе реформирования
мировой финансовой архитектуры
акцент должен быть поставлен на предотвращение
финансовых кризисов как наиболее эффективную
форму антикризисного управления. Однако
для успешного предотвращения финансовой
нестабильности необходим не только
соответствующий ряд Прежде чем непосредственно обратиться к построению системы индикаторов, целесообразно выделить ее необходимость в механизме антикризисного управления и развития экономики в целом. По этому поводу существуют два умозаключения. Во-первых, процесс финансовой нестабильности является весьма затратным для подверженных ею стран. На протяжении последних двух десятилетий для преодоления банковских кризисов власти тратили финансовые ресурсы в среднем около 10% от ВВП. Аналогичная ситуация складывалась и при возникновении девальвации и дефолта. В этой связи сигналы-индикаторы необходимы для снижения финансовых затрат на преодоление потрясений и их последствий для экономики, т.е. для формирования эффективного предупреждающего механизма. Во-вторых, рыночные показатели уязвимости финансового кризиса не всегда могут в должной мере (т.е. заранее) сигнализировать о приближении нестабильности. Особенно это проявляется в условиях недостатка объективной информации о платежеспособности заемщика или ликвидности кредитора. К тому же рынок может оказаться подвержен влиянию информации, которая не соответствует реальной макроэкономической ситуации. Поэтому сигналы-индикаторы
более достоверно, нежели рыночные
показатели, могут предупредить о
возможности наступления Методика диагностирования
финансовой сферы, которая предполагает
определение сигналов- На первом этапе, необходимо
провести выборку стран, на основе которой
будет проводиться отбор На втором этапе, при построении системы индикаторов, необходимо четко определиться с дефиницией финансового кризиса. Возвращаясь к главе 1.2, можно отметить наличие множества определений этого процесса. Однако для практических расчетов более полезным будет не концептуальное понятие финансовой нестабильности, а ее детальное эмпирическое понимание, т.е. отдельное рассмотрение ее элементов — валютного, банковского и долгового кризисов. Для Третьим этапом процесса диагностики является определение такого свойства сигналов-индикаторов, как их предупредительность. Другими словами, необходимо определить временной промежуток, в котором сигнализирует используемый нами индикатор и предупреждает о наступлении кризиса. Как известно, валютные и долговые кризисы длятся в среднем менее одного года, а банковские — около 4—5 лет. Причина очевидна: преодоление валют -но-долговой нестабильности ложится на плечи государства, которое пытается восстановить свой имидж среди инвесторов и всего мирового сообщества. Банковскую панику приходится преодолевать преимущественно самим банкам с некоторой долей помощи кредиторов последней инстанции. В этой связи индикаторы уязвимости страны валютным и долговым проблемам функционируют, Четвертый этап является
одним из самых важных и предполагает
непосредственно отбор Систематизировав необходимый набор индикаторов при переходе на пятый этап диагностики, требуется определить пороговые значения действия этих показателей. Шестым и заключительным этапом диагностики является проведение операции по выявлению страны, которой грозит финансовый кризис. Для этого необходимо подставить значения показателей государства в пороговые рамки индикаторов и получить интересующий нас результат. Даже самые лучшие
сигналы-индикаторы предсказывают
финансовый кризис с вероятностью 80-100%.
К тому же даже они могут В целом банковскую
панику труднее предсказать, нежели Для каждого элемента
финансового кризиса и для
самой финансовой нестабильности существуют
основные индикаторы и вспомогательные
сигналы. К основным индикаторам
относятся те, которые Опыт последних
кризисов свидетельствует, что некоторые
Российский кризис имеет характерные особенности, обусловленные переходным характером экономики, спецификой дореформенного периода. Первый этап кризиса,
по нашему мнению, охватывает 60 - 90-е
гг. XX в., то есть годы существования
старой административно-командной
системы. В данный период его можно
характеризовать как Второй этап связан
с пореформенным периодом. Теперь
уже российский кризис может быть
определен как открытый слаборегулируемый
системно-трансформационный Главная российская проблема - проблема денег. Деньги, если их не печатать, появятся лишь тогда, когда заработает экономика. Без денег экономика работать не может. Высокая доля бартера оказала существенное влияние на развитие финансового рынка в России. Финансовый и связанный с ним банковский и платежный кризисы объективно усилили роль бартера в экономике. С деньгами связана
и проблема конвертируемости. Для
России конвертируемость стала средством
форсировать рыночные реформы. При
ее введении пришлось нарушить главное
предварительное условие - создание
конкурентоспособной Введению конвертируемости предшествовала договоренность с западными партнерами о переоформлении задолженности бывшего СССР. С тех пор проблема внешней задолженности из-за значительных заимствований самой России на внешних рынках вновь обострилась, что создает трудности для функционирования внутреннего валютного рынка и поддержания конвертируемости рубля. Много говорилось о необходимости привлечь иностранный капитал, прежде всего прямые инвестиции, которые не ведут к увеличению объема долговых обязательств. Однако практически ничего не было сделано для того, чтобы задействовать отечественные ресурсы, использовать собственные накопления для инвестиционных целей. Без создания благоприятного инвестиционного климата для внутренних инвестиций и предпринимательской деятельности трудно решить и проблему бегства капитала. Рассказывают такую историю. Когда Мао Цзэдун впервые встретился со Сталиным в конце 40-х годов, он спросил, каким качеством должен обладать руководитель страны. Подумав, Сталин ответил: "Заставить народ работать". Наш народ не надо заставлять. Он готов работать. Он работает даже в нынешних ненормальных условиях. Просто нужно сделать условия , нормальными для работы. А именно, чтобы предпринимательство не уходило в тень; чтобы банки делали то, что они должны делать, а не занимались спекуляциями; чтобы были нормальные законы, отвечающие требованиям рыночной экономики; чтобы все были равны перед законом и имели возможность защитить свои права. Тогда не нужно будет зазывать иностранных инвесторов - они сами придут; не нужно будет бороться с бегством капитала - он сам вернется. Причины нашего кризиса
- те же, что и в странах Восточной
Азии. Это - банкротство системы Наша девальвация лишь увеличивает экспорт того, что добываем из земли. В условиях неблагоприятной для экспортеров топлива и сырья конъюнктуры на мировых товарных рынках нам приходится наращивать физические объемы сырьевого экспорта. Можно сокрушаться по поводу последствий финансового кризиса. Но взглянем на вещи трезво. Разрушен финансовый рынок - он не мог не рухнуть, поскольку в основном был спекулятивным. Парализована банковская система - но банки были обречены, они не работали так, как должны были работать. Сейчас правительство Е.М. Примакова делает первые шаги для вывода экономики из кризиса, восстановления финансового сектора экономики и жизнеспособной банковской системы, усиления государственного контроля и надзора за рынком. В его шагах есть сходство с подходом Запада: осторожность, взвешенность, отсутствие крайних решений. Финансовый рынок нам нужен. Но это должен быть рынок, информационно прозрачный, действующий в соответствии с международными требованиями и стандартами. Поэтому рекомендации МВФ и других международных организаций для нас крайне важны. Последствиями системно-трансформационного
кризиса стали тяжелые С сожалением приходится
констатировать, что экономическая
наука, которая могла бы дать конкретные
рекомендации по трансформации России
в направлении социально Системообразующей основой
кризиса, его «несущей конструкцией»,
стал управленческий кризис. Именно управленческий
кризис прямо или опосредованно
затронул всю совокупность кризисов,
входящих в системно-трансформационный
кризис. Наиболее остро и болезненно
он проявился в бюджетно- С учетом изложенного
можно сформулировать главное противоречие
системно-трансформационного перехода
государства от административно-командной
системы к государству с По нашему мнению,
главным противоречием Из главного противоречия
вытекает целый ряд следующих. Это,
в частности, противоречие между
нерыночными и рыночными Учитывая многоаспектность
проявления главного противоречия системно-трансформационного
перехода от государства с административно- Следовательно, задачей
первостепенной важности является преодоление
бюджетно-финансового кризиса, что
объективно связано с реформированием
управления бюджетной системы и,
прежде всего, с разработкой динамических
методов управления государственными
финансовыми потоками и формами
их движения. Заключение Ретроспективный анализ
финансовых потрясений показал, что
одним из главнейших причин наступления
финансовых кризисов является неоптимальный
выбор валютного режима. Предоставленная
свобода выбора режима обменного
курса не привела к ожидаемым
результатам и не восстановила равновесие
в мировой валютной системе. В
этой связи нами предлагается конкретный
механизм выбора валютного режима,
основанный на индивидуальных характеристиках
государства. В результате систематизации
исследований мировых ученых нами был
получен ряд детерминантов, определяющих
выбор между режимами с плавающим
и фиксированным валютным курсом.
Объединение этих детерминантов
в единый механизм с выделением их
пороговых значений предоставляет
нам экономическое обоснование
принимаемого властями преимущественно
политического решения по выбору
валютного режима. В результате действия
данного механизма мы получаем возможность
рекомендовать органам Диагностика финансовой
сферы является наиболее эффективной
частью политики антикризисного управления,
поскольку позволяет Список использованных источников
|