Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:50, статья
Жиры широко используются в питании человека. Это высококалорийный продукт, имеющий большое физиологическое значение. Они употребляются в пищевой промышлен¬ности, непосредственно в пищу; из масел производят мыла, олифы, жирные кислоты, глицерин, лаки. В медицинской практике из растительных масел готовят масляные эмульсии, они входят как основы в состав мазей.
Проблемы и перспективы производства подсолнечника в ОАО «Агросервис» Лопатинского района.
Важность производства продукции растениеводства определяется тем огромным экономическим значением, которое имеет эта продукция для жизни людей, являясь предметом личного потребления, а также для сотен перерабатывающих ее отраслей, которые используют ее в качестве сырья. В условиях перехода к рыночным отношениям многие хозяйства России и Пензенской области в частности пересматривают традиционно сложившееся отношение к сельскохозяйственным культурам, ищут и расширяют посевы тех из них, что дают наибольшую прибыль. С недавних пор такой культурой признан в России подсолнечник. Увеличение объемов производства подсолнечника является одной из актуальнейших проблем сельского хозяйства в последние годы. В нашей стране подсолнечник является основной масличной культурой. На его долю приходится 75% площади посева всех масличных культур и до 80 % производимого растительного масла.
Сокращение в стране посевных площадей масличных культур, снижение их урожайности и нарушение связей между производителями сырья и переработчиками привели к резкому спаду производства отечественного растительного масла и увеличению доли импортного в общем потреблении. Почвенно-климатические условия Пензенской области благоприятны для возделывания подсолнечника.
В нашей области выращиванием подсолнечника занимаются 306 сельскохозяйственных предприятий, или 65% от общего их числа. Одним из таких предприятий является ОАО «Агросервис» Лопатинского района.
Производство подсолнечника в ОАО «Агросервис» является рентабельным. Данный показатель в 2010 году достиг уровня 70,8%.
В таблице 1 представлена динамика посевных площадей подсолнечника за последние 3 года.
Таблица 1
Динамика посевных площадей подсолнечника в ОАО «Агросервис»
Культура | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
га | в % к итогу | га | в % к итогу | га | в % к итогу | |
Подсолнечник | 1595 | 24,53 | 3300 | 50,75 | 2701 | 23,96 |
Общая площадь пашни | 6502 | 100 | 6502 | 100 | 11270 | 100 |
По данным, представленным в таблице 1, можно сделать следующие выводы. По сравнению с 2008 годом посевные площади подсолнечника в 2010 году увеличились на 1106 га, и составили 23,96% от площади пашни, принятой за 100%. Однако, по сравнению с 2009 годом, площади под подсолнечником в 2010 году уменьшились на 599 га, или на 26,79%. Исходя из данный показателей, можно сказать, что в организации существуют резервы увеличения посевной площади подсолнечника без значительного ущерба для производства других культур.
Однако, говоря о производстве подсолнечника в ОАО «Агросервис», необходимо отметить, что в нем имеются и слабые стороны. Для выявления и оценки слабых и сильных сторон по сравнению с конкурентами, определения возможностей и угроз со стороны внешней среды, а также для определения перспектив развития производства подсолнечника в организации можно использовать SWOT-анализ (таблица 2).
Таблица 2
SWOT-анализ производства подсолнечника в ОАО «Агросервис»
Возможности | Преимущества |
Улучшение качества семян подсолнечника за счет возделывания новых сортов | Сложившаяся репутация на рынке и социальная значимость продукции |
Выход на новые каналы реализации и рынки сбыта продукции | Географическое положение |
Углубление внутрихозяйственной специализации с развитием производства подсолнечника | Высокая квалификация кадров |
Увеличение урожайности за счет использования минеральных и органических удобрений | Возможность быстрого сбыта продукции |
Угрозы | Недостатки |
Угроза повышения цен на используемые ресурсы | Низкий выход семян подсолнечника |
Высокая конкуренция на рынке подсолнечника | Высокая степень износа используемых основных фондов |
По результатам SWOT-анализа для увеличения выручки, укрепления материально-технической базы, снижения себестоимости и диверсификации каналов реализации ОАО «Агросервис» рекомендуется:
Совокупность использования вышеуказанных мероприятий позволит повысит экономическую эффективность производства подсолнечника и укрепить экономическое благополучие хозяйства. Чем экономически сильнее предприятие, тем больше средств оно сможет выделять на совершенствование и укрепление материально - технической базы, внедрение новых приемов труда. Это будет способствовать экономическому росту, осуществлению режима экономии, уменьшению затрат, рациональному использованию всего накопленного производственного потенциала хозяйства, умелому применению противозатратных рычагов и стимулов для воздействия на трудовые коллективы.