Причины возникновения кризисов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

актуальность темы состоит в том, что опасность кризиса в организации существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. А для этого необходимо знать причины и симптомы кризиса, что бы его не допустить, или, по крайней мере, вовремя обнаружить на ранней стадии.

Основной задачей этой работы является, раскрыть понятие кризиса в организации, выявить его причины. Целью работы изучить понятие кризиса и рассмотреть причины его возникновения.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Возникновение кризисов в организации...........................................................5

2. Кризис организации: его виды, фазы и причины.............................................9

Список использованной литературы...................................................................15

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление тема №1.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

      До  банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства.

      Рассматривая  различные виды кризисов организаций, исследователи больше всего уделяют внимание финансовому кризису организаций. Финансы, финансовые потоки - это как кровь (как носитель кислорода во все участки тела) у живого организма, обеспечивающая жизнедеятельность всех органов.

      В странах с развитой рыночной экономикой организации при признании их неплатежеспособными попадают в «черный список». Реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, невозможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес.

      Применительно к организации причины кризисов и сами кризисы можно классифицировать следующим образом [5, стр. 38]:

  • технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
  • социальный (социально-управленческий), возникает в результате  появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
  • финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, не  
    эффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации;
  • организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
  • информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;
  • кризис взаимодействия между собственниками организации 
    или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет 
    проводить эффективную политику и в результате   приносит 
    существенные потери организации.

      В конечном итоге эти кризисы, как  правило, отражаются на финансах организации и между собой достаточно тесно связаны. Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации[5, стр. 39].

      I фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

      II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке).

      III фаза - депрессия — приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

      IV фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

      V фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.

      VI фаза - поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

      Кризисы могут вызывать один другого или  может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д.

Опасность возникновения кризиса в организации  существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

      Внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между [5, стр. 40]:

  • отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;
  • объемом производства и объемом реализованной продукции;
  • объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;
  • доходами и объемами краткосрочных займов;
  • качеством продукции  и ее ценой на рынке;
  • ценой продукции и затратами на ее производство;
  • уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;
  • дебиторской и кредиторской задолженностями;
  • объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.

      При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

      Результаты  наступившего кризиса могут быть различными. Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

      Так, рис 1. демонстрирует изменение во времени объема производства продукции (V) и объема реализации продукции (R). На этой модели можно проследить возникновение симптомов кризиса в точке П и далее развитие кризисных явлений в точке К, которые возникают в результате снижения объемов продаж и затоваривания складов готовой продукцией[5, стр. 42]. 

Рис. 1. Диспропорции между объемом производства и  реализацией продукции и возникновение кризиса

Рис.2. Кризис и финансовый рычаг 

 

Рис. 3. Диспропорции между рентабельностью и кредиторской задолженностью и возникновение кризиса 

      На  рис. 2 и 3 можно проследить аналогичную  тенденцию изменения во времени[5, стр. 43]:

    • прибыли и краткосрочных займов (рис. 2). По мере уменьшения финансового рычага возникают предкризисные симптомы, и точка пересечения рассматриваемых кривых свидетельствует о наступлении кризиса;
    • рентабельности и удельного веса кредиторской задолженности в 
      балансе организации (см. рис. 3).

      Снижение  рентабельности и рост задолженности  также приводят к возникновению кризисной ситуации. По динамике изменения соотношения других показателей по возникающим симптомам можно диагностировать возможность появления кризиса.

      Кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям. В таблице 1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие в результате наступления кризиса в организации [5, стр. 44].

Таблица 1 - Возможные последствия наступления кризисного состояния организации

Позитивные Негативные
Ослабление  кризиса Усиление кризиса
Финансовое  оздоровление организации (преодоление  кризисного состояния) Переход к новому кризису
Сохранение  организации как юридического лица Ликвидация организации (распродажа имущества организации)
Реструктуризация (преобразование) организации Смена собственника
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Антикризисное управление предприятиями и банками: учеб. пособие. - М.: Дело, 2005. – 483 с.
  2. Антикризисное управление: учеб. пособие: В 2 т. / рук. авт. колл. 
    Г.К. Таль. - Т. 2. -М.: ИНФРА-М., 2004. - С. 1109-1113.
  3. Антикризисное управление: учебник / под ред. Э.М. Короткова. - 
    М.: ИНФРА - М, 2007. – 344 с.
  4. Баринов В.А. Антикризисное управление: учеб. пособие. - М.: ИД 
    ФБК-ПРЕСС, 2005. - 558 с.
  5. Жарковская Е.П.  Антикризисное управление: учебник/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега - Л, 2006. - 356 с.
  6. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебние. - М.: Высш. шк., 2005. -429 с.:ил.

Информация о работе Причины возникновения кризисов в организации