Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа
В России сейчас происходит глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Условия и принципы функционирования предприятий, результаты деятельности теперь прямо зависят от конкурентоспособности их продукции на рынке.
Содержание:
Введение
Причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий
1. Исходные понятия
2. Капитал предприятия. Источники платежа.
3. Общие причины неплатежеспособности
4.Особые причины неплатежеспособности и возможность банкротства российских предприятий
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Новгородский государственный университет
им. Ярослава Мудрого
институт экономики и управления
Тема: «Причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: « Антикризисное управление »
Проверил(а):
г. Великий Новгород
2010 г.
Содержание:
Введение
Причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий
1. Исходные понятия
2. Капитал предприятия. Источники платежа.
3. Общие причины неплатежеспособности
4.Особые причины неплатежеспособности и возможность банкротства российских предприятий
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В России сейчас происходит глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Условия и принципы функционирования предприятий, результаты деятельности теперь прямо зависят от конкурентоспособности их продукции на рынке.
В условиях современно Российской действительности традиционные методы менеджмента, как оказалось, не дают реального эффекта, поскольку ориентированны на нормально функционирующее на рынке предприятие. В обстановке, когда преобладающее большинство малых, средних и далее крупных компаний не просто испытывают временные затруднения, но уже давно и постоянно находятся на самом краю пропасти, обычные, стандартные инструменты менеджмента уже не помогают. Поэтому столь актуально стала проблема поиска и внедрения в широкую практику таких форм и методов управления, использование которых позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия, а в случае, когда результаты оказались плачевны и речь уже идет о банкротстве, позволили бы подготовить и реализовать программу оздоровления предприятия.
Все сказанное с особой актуальностью ставит проблемы антикризисного регулирования со стороны органов управления предприятия в изменившихся рыночных условиях.
1. Исходные понятия
Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.
Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором.
Кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Это предусмотрено законодательством. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом Обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы:
• обязательства перед фискальной системой. Это — обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами, платежам в Пенсионный фонд России, дорожный фонд и другие фонды, т.е. те обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке, независимо от воли предприятия;
• обязательства перед финансово-кредитной системой, т.е. обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или займ в денежной форме или в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Сюда же входят обязательства перед страховыми компаниями, где предприятие как бы берет будущий займ под свои страхуемые риски;
• обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договора;
• обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д.
Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансовохозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения.
Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д.
Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д.
Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует о:
• необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами, если предприятие располагает ресурсами, достаточными для выполнения имеющихся обязательств;
• дефиците или кризисе возможностей для исполнения обязательств.
Необязательность как стиль взаимодействия влечет за собой, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами, но в конечном счете партнеры или кредиторы сохраняют шанс на погашение обязательств без особого ущерба.
Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т.е. без ущерба, удовлетворить кредиторов.
И здесь не принципиально, способно ли оно удовлетворить одних кредиторов в ущерб другим. Важно, способно ли предприятие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие сроки, платежеспособно ли оно?
Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособный, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой и хронической неплатежеспособности.
Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:
• поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов: их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;
• формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере исполнение бюджета, выплату пенсий и т.д.
Иными словами, неплатежеспособное предприятие является носителем финансового ущерба кредиторам, оказывает на них депрессирующее влияние путем изъятия их ресурсов.
Как правило, несущие ущерб кредиторы пытаются теми или иными методами, в том числе судебными, истребовать исполнение отдельных обязательств, действуя разрозненно и независимо друг от друга.
Обычно успехи одних кредиторов становятся известны другим, которые также выставляют свои требования. Рано или поздно кредиторы вынуждены прийти к согласованным совместным действиям.
В конечном счете неплатежеспособное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:
• или дать предприятию некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения;
• или выставить требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.
Однако здесь выбор стоит не только перед кредиторами. Сам должник, оценивая собственное кризисное состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, может поставить вопрос о диалоге с кредиторами или о собственной ликвидации как предприятия.
Цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами называется банкротством предприятия.
Банкротство в строго юридическом смысле слова наступает по решению суда либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии (хотя в обыденной речи понятие "банкрот" широко употребляется как оценочная характеристика предприятия, испытывающего устойчивые трудности в расчетах).
Рассматривая дело о банкротстве, суд может и не объявлять предприятие банкротом, а пойти по пути попыток финансового оздоровления предприятия.
Банкротство есть юридический факт, наступающий после признания данного факта арбитражным судом или после официального объявления должником о банкротстве при его добровольной ликвидации.
Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Итак, банкротство есть возможный юридический итог неблагоприятного развития финансового состояния предприятия, при котором его способность своевременно погашать долги прогрессивно уменьшается.
Отсюда следует, что первоначальные причины или предпосылки банкротства зарождаются внутри финансов предприятия, в том числе в структуре его капитала, из-за чего по каким-то причинам возникает регулярная неспособность платежа.
2. Капитал предприятия. Источники платежа.
Всякое предприятие создается для производства прибыли (массы прибыли). Иными словами, предприятие есть некая точка, которая привлекает капитал и обеспечивает его прирост.
Производство прибыли — процесс, который на поверхности предстает как производственно-хозяйственная жизнь со своим обустройством, оборудованием, материалами, кадрами и т.д.
По ходу производственно-хозяйственной жизни предприятия могут возникать ситуации, когда оно не производит прибыли, как бы прокручиваясь вхолостую, либо, наоборот, производит убытки.
Но это временные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия как производителя прибыли.
Производя прибыль, предприятие всегда приращивает капитал и, по определению, всегда способно исполнить свои финансовые обязательства, если
только не разместит свои финансы так, что их нельзя быстро или безболезненно мобилизовать для расчета по обязательствам.
Отсюда следует, что проблемы неплатежей как-то связаны с размещением или использованием капитала предприятия.
А) Происхождение и размещение капитала предприятия проходят определенные этапы, а именно:
• Предприятие начинает функционировать, имея некоторый первоначальный собственный капитал.
• В дополнение к собственному капиталу предприятие берет на себя определенные обязательства в виде банковских займов, закупок товаров с последующей оплатой, потребления услуг с последующим расчетом
(например, за электроэнергию) и т.д. Общая сумма всех взятых обязательств в бухгалтерском смысле слова как реально совершившихся фактов задолженности образует заемные средства, находящиеся в распоряжении предприятия.
Информация о работе Причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий