Преднамеренное банкротство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление характера преднамеренного банкротства в целом с учетом современных российских условий; особое внимание следует уделить ответственности за совершение этого преступления.

Работа содержит 1 файл

Преднамеренное банкротство.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

   Однако, иные лица – кредиторы, уполномоченный орган – также могут предъявить такой иск, в случае, когда виновные лица не были привлечены к субсидиарной ответственности конкурсным управляющим, после окончания процесса банкротства12. Такую возможность подтвердил и Высший Арбитражный суд РФ (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

   Исходя  из формулировки ст. 129 ФЗ «О несостоятельности», привлечение к ответственности  виновных в банкротстве лиц по иску конкурсного управляющего осуществляется в процессе конкурсного производства.

   Анализ  норм ФЗ «О несостоятельности» показывает, что рассмотрение арбитражным судом данного вопроса в рамках дела о банкротстве не предусмотрено. Информация о привлечении к субсидиарной ответственности виновных лиц должна содержаться в отчете конкурсного управляющего (п. 2 ст. 143 ФЗ). Ст. 53 ФЗ, определяющая содержание решения суда о признании должника банкротом, не содержит требования об установлении признаков преднамеренного банкротства или обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 ФЗ. В вышеуказанном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 установлено, что «иски конкурсных управляющих о привлечении этих лиц к ответственности рассматриваются судами по установленной процессуальным законодательством подведомственности», то есть, в отдельном судебном процессе.

   Кто может устанавливать наличие  признаков преднамеренного банкротства? Пункт 4 ст. 29 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязывает арбитражного управляющего выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 закона.

   Иные  лица, а также арбитражные управляющие, могут воспользоваться и услугами экспертов. Согласно п. 3 ст. 50 ФЗ «О несостоятельности», арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Хотя в данной статье не указаны обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 данного закона, участвующие в деле лица вправе ходатайствовать о проведении экспертизы по данному вопросу как требующему специальных познаний на основании ст. 82 АПК РФ. Закон не устанавливает, кто может выступать экспертом по данному вопросу. Поэтому лицо, ходатайствующее о проведении экспертизы о наличии обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности», вправе указать в качестве эксперта любое лицо, доказав, что оно обладает специальными познаниями в данной области.

   Таким образом, привлечение к субсидиарной ответственности лиц, виновных в доведении должника до банкротства, осуществляется в следующем порядке:

   1. Арбитражный управляющий выявляет  обстоятельства, ответственность за  которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 ФЗ, в ходе любой из процедур  банкротства. 

   2. После признания должника банкротом,  закрытия реестра требований  кредиторов и продажи имущества  должника конкурсный управляющий  может подать в соответствующий  суд иск о привлечении виновных  к субсидиарной ответственности. 

   Конкурсный  управляющий может также подать ходатайство о назначении судом  экспертизы по выявлению признаков  фиктивного и преднамеренного банкротства, а также обстоятельств, ответственность  за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 ФЗ. В ходатайстве о назначении экспертизы конкурсный управляющий  должен указать вопросы, поставленные перед экспертом, сформулированные в соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности», а также кандидатуру эксперта.

   3. Кредитор, считающий, что управляющий  не выявляет обстоятельств, ответственность  за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 ФЗ, может обратиться в  арбитражный суд, рассматривающий  дело о банкротстве, с ходатайством  о проведении экспертизы об  установлении указанных обстоятельств.  При положительном заключении эксперта у кредитора появится основание требовать от управляющего подачи иска и последующего обжалования его действий в ходе процедуры банкротства, либо право на предъявление самостоятельного иска на основании п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса РФ.

    2.2. Порядок привлечения к административной и уголовной ответственности

    Понятие преднамеренного банкротства в  Уголовном кодексе (ст. 196) и Кодексе  РФ об административных правонарушениях (ст. 14.12) совпадают: «преднамеренное  банкротство, то есть совершение руководителем  или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или  индивидуального предпринимателя  в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Уголовный  кодекс дополняет это определение  последствиями - причинением крупного ущерба (в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей).

   Состав  правонарушения, влекущего административную ответственность за такое деяние, как преднамеренное банкротство, сформулирован  в ст. 14.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях: «преднамеренное  банкротство, то есть совершение руководителем  или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или  индивидуального предпринимателя  в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти  действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний».

   То  есть, для привлечения к ответственности  конкретных лиц необходимо установить:

   - объективную сторону деяния: совершение  действий или бездействие в  отношении должника (указания, сделки, одобрение сделок и т.д.), последствия  - факт неспособности должника  в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей (что может подтверждаться  реестром требований кредиторов  и отчетом конкурсного управляющего  об итогах продажи имущества  должника), а также причинная связь  между действиями (бездействием) и  указанными последствиями; 

   - объект деяния: экономические интересы  должника (юридического лица или  индивидуального предпринимателя), то есть, причинение ущерба должнику, не являющегося крупным (иначе  есть основания для привлечения  к уголовной ответственности);

   - субъект: руководитель или учредитель (участник) юридического лица или  индивидуальный предприниматель; 

   - субъективная сторона: наличие  вины в форме умысла (действия  виновного лицо «заведомо» влекут  неплатежеспособность должника).

   В соответствии с п. 15 постановления  Правительства РФ от 27.12.2004№ 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства», заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Таким органом в настоящее время являются подразделения Федеральной регистрационной службы РФ (п. 17 указа Президента РФ от 13.10.2004 №1315).

   Подразделение Федеральной регистрационной службы возбуждает производство об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении , который направляется судье13 (по делам о преднамеренном банкротстве, совершенном физическим лицом, – мировому судье, по делам о преднамеренном банкротстве, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,  в арбитражный суд14. Суд (судья) рассматривает дело об административном правонарушении и выносит постановление о прекращении производства по делу либо о назначении административного наказания. Наказанием по п. 2 ст. 14.12 «Преднамеренное банкротство» может быть наложение административного штрафа (50-100 МРОТ) или дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Судом при назначении наказания может быть также решен вопрос о возмещении потерпевшим ущерба.15

   Порядок привлечения к уголовной ответственности.

   Определение такого преступления, как преднамеренное банкротство, содержится в ст. 196 Уголовного кодекса РФ: «совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб».

   Арбитражный управляющий вправе подать заявление  о возбуждении уголовного дела на любой стадии дела о банкротстве  должника. При этом необходимо иметь  в виду, что, установление размера  ущерба, причиненного кредиторам, возможно только после закрытия реестра требований кредиторов и окончания расчетов с кредиторами, когда требования кредиторов, не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества должника, будут считаться погашенными. С учетом изложенного целесообразнее доказывать, что ущерб причинен должнику и выразился в уменьшении его имущества16.

   Кроме того, на любой стадии процесса банкротства  возможно заключение мирового соглашения между должником и кредиторами, что повлечет прекращение производства по делу о банкротстве в соответствии со ст. 159 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В случае заключения мирового соглашения уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению  на основании п. 1 ст. 24 УПК РФ в  связи с отсутствием в деянии состава преступления, так как  в этом случае исчезает факт причинения ущерба кредиторам, факт неплатежеспособности.

   Для определения размера ущерба и  определения момента возникновения  или увеличения неплатежеспособности может быть назначена экспертиза. В целях возмещения ущерба, причиненного кредиторам, целесообразно предъявить гражданский иск в уголовном  деле.

   Таким образом, арбитражный управляющий  и иные заинтересованные лица (кредиторы, уполномоченный орган) могут использовать механизмы привлечения лиц, виновных в преднамеренном банкротстве должника, к имущественной, административной и уголовной ответственности  для защиты. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   С правовой точки зрения преднамеренное банкротство преследуется законом  и является наказуемым преступлением. На сегодняшний день в России предусмотрена  административная ответственность  за умышленное банкротство. Если же банкротство  причинило крупный ущерб, для  руководителя фирмы речь пойдет об уголовном наказании.

   Теоретически, существующая в нашей стране нормативная  база, позволяющая выявить факты  преднамеренного банкротства и  наказать виновных достаточно полна. Однако, на практике существуют определенные трудности, ведь факт преднамеренного  банкротства не так просто выявить  и пресечь. В большинстве случаев  арбитражный управляющий получает недостоверную информацию, его просто-напросто вводят в заблуждение. Избежать этого  позволит введение в России уголовной  ответственности для менеджеров, которые скрывают от арбитражных  управляющих существенную финансовую информацию, а также уничтожают или  фальсифицируют документы.

   По  моему мнению, введение уголовной  ответственности за сокрытие финансовой информации в РФ, конечно, не позволит решить все проблемы, связанные с  преднамеренным банкротством, но это, по крайней мере позволит снизить  процент не выявленных фактов преднамеренного  банкротства и наказать виновных в этом преступлении. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

   1.Нормативно-правовые  акты

  1. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ (ред. 10.02.2010г).
  2. Уголовно- процессуальный кодекс РФ от18.12.2001г. №174- ФЗ (ред.24.02.2010г.)
  3. Кодекс об административных правонарушениях РФ от  30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. 27.07.2010г.)
  4. Федеральный Закон от 26.10.2002г.  «О несостоятельности (банкротстве)» ∕∕Сборник законодательств РФ 2002г. № 127
  5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»\

Информация о работе Преднамеренное банкротство