Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Одной из основополагающих целей любого современного государства является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной защиты прав и законных интересов его участников. На построение данной модели экономической инфраструктуры влияет целый ряд факторов, в их числе исторические, политические, национально-культурные, правовые и др. Вместе с тем, именно правовое регулирование экономических отношений является тем ключевым фактором, от уровня, развития которого напрямую зависит как экономический рост государства в целом, так и отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Совершенно очевидно, что далеко не каждый участник рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества для удовлетворения требований всех кред

Содержание

Введение
4
1. Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур.

5
2.Особенности банкротства отдельных категорий должников.
11
3.Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде.
26
Заключение.
44
Список литературы.
46

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

По итогам заключения административного управляющего и отчёта руководителя должника собрание кредиторов принимает решение об обращении в суд с одним из ходатайств: о введении внешнего управления или признания должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника, вводится внешнее управление. Если такой возможности нет и должник признаётся банкротом, то открывается конкурсное производство. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлён не более чем на шесть месяцев. Внешний управляющий назначается арбитражным судом для проведения внешнего управления. Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний упрвляющий должен разработать план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника (ст.117 Закона). Внешний управляющий вправе заключать мировое соглашение. Он отчитывается перед собранием кредиторов, а его отчёт подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом.

Если в установленный  срок не произведены расчёты с  кредиторами, арбитражный суд принимает  решение о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства:

  • срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
  • прекращается исполнение исполнительных документов.

Конкурсное  производство вводится сроком на один год , но он может быть и продлён (по суду) на шесть месяцев.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего. По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсным управляющим на основании решения собрания (комитета) кредиторов и определяет пределы ответственности каждого из них.

Конкурсный  управляющий действует до момента  завершения конкурсного производства. Сведения о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства направляются конкурсным управляющим  не позднее 10 дней с момента его назначения. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия  распоряжению имуществом должника.

Органы управления должника в течение трёх дней с  момента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника , печатей и штампов.

Конкурсный  управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие  функции:

  • принимает в ведение имущества должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по обеспечению его сохранности, анализирует финансовое состояние должника;
  • предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о её взыскании;
  • уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с российским законодательством о труде;
  • рассматривает в установленном порядке требования кредиторов, предъявленные к должнику, ведет реестр требований кредиторов должника;
  • проверяет обоснованность этих требований.

В ходе конкурсного  производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков с оплатой их услуг за счёт имущества должника имеет оценку по балансовой стоимости на последнюю отчётную дату, предшествующую признанию должника банкротом, менее 100 000 рублей, оценка может быть сделана без привлечения независимого оценщика. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Конкурсный  управляющий обязан использовать только один счёт должника в банке, а при  его отсутствии открыть в ходе конкурсного производства такой  счёт (основной счёт должника). Остатки  денежных средств должника с указанных  счетов должны быть перечислены на основной счёт должника. С основного счёта должника оплачиваются расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему и другие обязательные расходы. Отчёт об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет арбитражному суду по его требованию, а собранию или комитету кредиторов один раз в месяц.

Затем конкурсный управляющий приступает к продаже  имущества должника на открытых торгах. Имущество, балансовая оценка которого превышает 1 млн руб., должно продаваться только на открытых торгах.

Конкурсный  управляющий производит расчёты  кредиторами в соответствии с  реестром требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

 В случае  неполучения данной суммы кредиторов в течении трёх лет с момента её внесения в депозит нотариуса указанная сумма перечисляется соответствующим нотариусом в федеральный бюджет.

При недостаточности  денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммы требований, подлежащих удовлетворению. Требования удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

После завершения расчётов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчёт о результатах проведения конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению и является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника не позднее трёх дней с момента представления.

Предприятие считается  банкротом после признания факта  о его несостоятельности арбитражным  судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве  и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цели конкурсного производства:

1)соразмерное  удовлетворение всех требований  кредиторов;

2)объявление  предприятия свободным от задолженности;

3)охрана противоборствующих  сторон от незаконных действий  в отношении  друг друга.

Конкурсный управляющий может быть освобождён арбитражным судом от исполнения обязанностей по заявлению. В этом случае арбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего.

Если в отношении  должника не вводилась процедура  финансового оздоровления и (или) внешнего управления, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились основания, подтверждённые данными финансового анализа, полагать что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов должника в месячный срок с момента выявления указанных обстоятельств с целью рассмотрения вопроса об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Принятие решения  о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению может быть принято в случае наличия имущества должника для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

На любой  стадии рассмотрения арбитражным судом  дела о банкротстве должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение, которое принимается собранием кредиторов и вступает в силу со дня его утверждения. Односторонний отказ от исполнения, вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

При финансовом оздоровлении решение о заключении мирового соглашения принимается административным управляющим.

В случае заключения мирового соглашения во внешнем управлении, решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается  внешним управляющим.

Мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, срок исполнения которых наступил на дату введения внешнего управления, за исключением требований по обязательствам, возникшим в процедурах банкротства.

При заключении мирового соглашения в конкурсном производстве решение о заключении мирового соглашения, со стороны должника принимается конкурсным управляющим. Мировое соглашение распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Мировое соглашение заключается в письменной форме  и должно содержать положения  о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Также в него могут входить  положения об изменении сроков и  порядка уплаты обязательных платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Погашение обязательств конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимуществ  для таких кредиторов по сравнению  с кредиторами, требования которых  исполняются в денежной форме. 
В мировом соглашении допускается участие третьих лиц, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов.

Утверждается  мировое соглашение арбитражным  судом после погашения задолженности  по требованиям кредиторов первой и  второй очереди.

Должник, или  внешний управляющий, или конкурный управляющий не ранее пяти и не позднее 10 дней с момента заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения, о чём суд извещает заинтересованные стороны. Неявка извещенных лиц, не препятствует рассмотрению заявления об утверждении мирового соглашения.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в  ходе наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае утверждения мирового соглашения арбитражным судом в ходе финансового оздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности. В случае утверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. В случае, когда мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

С момента утверждения  мирового соглашения арбитражным судом  прекращаются полномочия арбитражного управляющего, временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного  управляющего и соответственно должник  или третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами. В случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения.

Определение об отказе в утверждении мирового соглашения не препятствует заключению нового мирового соглашения.

Определение об утверждении мирового соглашения может  быть обжаловано, если:

  • обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, не были известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения;
  • заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, а мировым соглашением были нарушены его законные права и интересы.

В этих случаях  заявитель вправе подать заявление  пересмотре определения об утверждении  мирового соглашения.

Отмена определения  об утверждении мирового соглашения является основанием для возобновления  производства по делу о банкротстве.

Требования  кредиторов, с которыми произведены  расчёты на условиях мирового соглашения, считаются погашенными.

Расторжение мирового соглашения, утверждённого арбитражным  судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Мировое соглашение может быть расторгнуто  арбитражным судом, в отношении  отдельного конкурсного кредитора  и (или) уполномоченного органа и не влечет его расторжения в отношении остальных кредиторов. Также оно может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по их заявлению, если на момент утверждения мирового соглашения они обладали не менее, чем одной четвертью требований.

Расторжение мирового соглашения не влечёт обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное им в счет погашения  задолженности.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить к нему свои требования в объёме, предусмотренном мировым соглашением.

В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия.

При наличии  ходатайства органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации  продажа предприятия производится путем проведения конкурса. Обязательным условием конкурса является сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников, занятых на предприятии на момент его продажи.

Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия