Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:29, доклад
Переход к инновационному пути развития сегодня как никогда стал жизненно – необходимой задачей для России. Это сегодняшняя позиция государства, которое взяло стратегическую инициативу в свои руки, а высшее руководство страны обратилось к научному сообществу с призывом активно участвовать в формировании экономической стратегии страны, ее национальных инновационных приоритетов, в прогнозировании последствий от намечаемых масштабных национальных программ и проектов.
Правовое
регулирование наукоемких
технологий в Российской
Федерации
Переход к инновационному пути развития сегодня как никогда стал жизненно – необходимой задачей для России. Это сегодняшняя позиция государства, которое взяло стратегическую инициативу в свои руки, а высшее руководство страны обратилось к научному сообществу с призывом активно участвовать в формировании экономической стратегии страны, ее национальных инновационных приоритетов, в прогнозировании последствий от намечаемых масштабных национальных программ и проектов.
Несмотря на все проблемы отечественной науки начала 90-х годов, ее потенциал достаточен для научно-технического обеспечения перехода к экономике знаний: во многом сохранен потенциал государственных академий наук, активно занимаются научными исследованиями государственные научные центры, все больше и больше внимания уделяется развитию университетской науки (Рис. 1).
Результаты
исследований, проведенных в 77 регионах
в августе этого года, также
дают основания для оптимистических
выводах в отношении
Россия
накопила и во многом сохранила научно-
В 2006 году Президентом РФ В.В. Путиным были утверждены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации (Рис. 3).
В настоящее время сформировался состав высокотехнологичных секторов экономики, в которых Россия обладает, или претендует на создание в среднесрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. К этим секторам относятся авиация и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии.
Остановимся
на некоторых направлениях правового
обеспечения инновационной
Особый интерес в этом отношении представляет решение двух вопросов: нормативное правовое обеспечение центров разработки и реализации наукоемких технологий и совершенствование правового обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации.
При решении вопроса нормативного правового обеспечения центров разработки и реализации наукоемких технологий законодатели пошли по двум направлениям: правовое обеспечение территорий инновационного развития и правовое обеспечение создания специализированных организаций (Рис.4).
К территориям инновационного развития относятся наукограды и особые экономические зоны. Правовой статус, порядок формирования и меры государственной поддержки территорий инновационного развития наукоградов и особых экономических зон определены федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» и «Об особых экономических зонах». Статус наукограда может быть присвоен муниципальному образованию, если расположенный на его территории научно-производственный комплекс решает государственные задачи по приоритетным направлениям науки и технологии. В рамках муниципального образования может быть создана особая экономическая зона (промышленная или технико - внедренческая), деятельность резидентов которой должна быть направлена на освоение новых производств.
К
«специализированным
В 1993 года в соответствии с Указом Президента РФ «О государственный научных центрах Российской Федерации» создан и активно действует институт государственных научных центров Российской Федерации. Основная деятельность ГНЦ направлена на проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других научно-исследовательских работ; подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных кадров; участие в международном научно-техническом сотрудничестве.
Федеральные центры науки и высоких технологий, как следует из gостановления Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», создаются в целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики в XXI веке на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики.
В России идет работа по законодательному обеспечению создания и функционирования еще одной структуры - технопарков. Сегодня эти формирования создаются на основании Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Технопарки объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.
В 2008 году Президентом РФ Д.А. Медведевым подписан Указ «О федеральных университетах». В соответствии с Указом в России создаются федеральные университеты в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики. Уже в ближайшее время в Государственную Думу Правительством РФ будут внесены проект федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов, в том числе их организационно-правовую форму.
Следующим исключительно важным вопросом, определяющим процесс разработки и использования наукоемких технологий, является состояние правового обеспечения объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации (рис. 5).
В России в 1992 г. был принят Патентный закон, Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; в 1993 г. Закон «Об авторском праве и смежных правах», Закон «О селекционных достижениях» и отдельные положения ряда других законов. Введение в действие перечисленных федеральных законов и ряда подзаконных актов приблизило российское законодательство по охране интеллектуальной собственности к международному.
Более
чем десятилетняя правоприменительная
практика этих законов позволила
выявить недостатки законодательных
актов и необходимость внесения
отдельных изменений и
Объединение правовых норм об интеллектуальной собственности в одном законе (в ГК) позволило решить ряд задач кодификационного характера, а также ряд задач, направленных на усовершенствование законодательства в этой сфере.
Одной из существенных новаций отечественного законодательства в области охраны интеллектуальной собственности является установление в ГК правоотношений между участниками создания и использования единой технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения.
Принятие законодательства в этой области направлено на стимулирование создания единой технологии, защите отечественного изобретательства от несанкционированного использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
В настоящее время Государственная Дума уже рассматривает проекты федеральных законов: «О патентных поверенных» и «О передаче технологий».
Федеральный закон «О патентных поверенных» устанавливает правоотношения, связанные с приобретением гражданами Российской Федерации статуса патентного поверенного - лица, получившего право на профессиональное ведение дел физических и юридических лиц с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Федеральный закон «О передаче технологий» регулирует отношения в области распоряжения правами на единые технологии, принадлежащие полностью или частично Российской Федерации и (или) субъектам Российской Федерации, с целью их практического применения (внедрения).
Если говорить о проблемах по вопросам разработки и реализации наукоемких технологий, правовом обеспечении участников этих процессов, то они порождены сложностью становления отечественной экономики в процессе перехода к рыночным отношениям.
В процессе формирования эффективной национальной системы и соответственно решении задачи расширения производства наукоемкой продукции приходится сталкиваться со следующими проблемами:
недостаточная
эффективность сектора
низкий спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики: в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства преимущественно опирается на импорт технологий, а не на отечественные разработки;
неразвитость инновационной инфраструктуры: многие элементы инновационной инфраструктуры созданы, но они пока не поддерживают инновационный процесс на протяжении всей цепочки генерации, коммерциализации и внедрения инноваций;
не сняты правовые барьеры использования результатов научно-технической деятельности.
Создание инновационной системы, переход отечественной экономики на инновационный тип развития требуют принятия и проведения комплекса организационных и управленческих изменений. Этот процесс осуществляется на федеральном уровне, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Этот процесс затрагивает не только органы исполнительной власти, но и законодательной.
В процессе совершенствования структуры Государственной Думы было принято решение о создании Комитета по науке и наукоемким технологиям. Как следует из самого названия, Комитет призван заниматься законодательством в сфере науки, научной и научно-технической, инновационной деятельности и наукоемких технологий совершенствованием законодательства по охране интеллектуальной собственности.
Комитет Государственной Думы вместе с Комитетом по образованию и науке Совета Федерации, на мой взгляд, приступил к решению одной из важнейших задач – созданию совместной экспертно - аналитической системы законотворческих инициатив и правоприменительной практики в области науки и наукоемких технологий.
Информация о работе Правовое регулирование наукоемких технологий в Российской Федерации