Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:05, реферат
Цель работы - исследовать понятие и порядок проведения процедур несостоятельности (банкротства) с точки зрения современного российского законодательства.
В соответствии с этим в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие несостоятельности (банкротства).
2. Изучить признаки несостоятельности (банкротства).
3. Изучить порядок проведения несостоятельности (банкротства).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1.Основные понятия, используемые при характеристике несостоятельности (банкротства) предприятия……………………………6
2.Признаки несостоятельности (банкротства)………………………7
3.Наблюдение: цели и порядок проведения…………………………13
4.Финансовое оздоровление…………………………………………19
5.Внешнее управление……………………………………………….26
6.Конкурсное производство…………………………………………39
7.Мировое соглашение………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….55
В
соответствии со ст. 185 Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)",
положения о банкротстве
Если в роли должника выступает организация (юридическое лицо), то она считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. Что касается должника-гражданина, то для признания его банкротом необходимо также, чтобы сумма задолженности по его обязательствам превысила стоимость принадлежащего ему имущества (Ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.
Для определения задолженности по обязательствам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды не должны приниматься во внимание подлежащие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции. В общую сумму задолженности включаются лишь суммы долга за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обязательным платежам.
Решение арбитражного суда о признании должника несостоятельным (банкротом) зависит от величины общей суммы требований кредиторов, а также от состава денежных обязательств и обязательных платежей.
В Законе 1992 г., ст.1, к разновидностям требований кредиторов по плате товаров (работ, услуг) относились требования государственных органов по уплате обязательных платежей, т.о. смешивались публично-правовые и частноправовые понятия. Помимо этого возникала проблема отнесения возврата кредита к оплате товаров (работ, услуг) и поэтому судам приходилось прибегать к расширительному толкованию Закона. В связи с этим новый Закон включил в ст. 2. два понятия, которые существенно изменили недочеты Закона 1992 г.: 1) денежное обязательство (обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ПС РФ, например, обязательства вследствие причинения вреда), 2) обязательные платежи (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ).
В
связи с установлением
Высший Арбитражный Суд решил данную проблему путем широкого толкования Закона и в п. 15 Письма ВАС РФ от 25.04.95 г. "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" указал, что в таких случаях удовлетворение должником имущественных требований кредитора- заявителя само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о признании должника банкротом либо прекращения производства по делу. Таким образом, арбитражный суд должен рассматривать дело о несостоятельности (банкротстве) по существу и в том случае, если на день рассмотрения дела должник полностью или частично погасил задолженность кредитору-заявителю.
Новый Закон о банкротстве решил этот вопрос, определив в п. 1 ст. 4 Закона, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на момент подачи заявления о признании должника банкротом.
Подводя
итог вышесказанному, можно выделить
следующие признаки банкротства. Во-первых,
Закон выделяет основной для всех категорий
должников признак несостоятельности
- неспособность должника удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей. Во-вторых, данный
основной признак включает в себя подпризнаки
неплатежеспособность и неоплатность,
которые имеют различное проявление в
зависимости от категории должника. Юридическое
лицо может быть признано не состоятельным,
если: 1) обязательства перед кредиторами
не исполняются; 2) истек срок их неисполнения
- три месяца и выше; 3) общая сумма задолженности
перед всеми предъявившими требования
кредиторами не менее пятисот МРОТ. Индивидуальный
предприниматель признается несостоятельным
(банкротом): 1) в случае неисполнения обязательств;
2) срок
неисполнения - свыше трех месяцев; и 3)
сумма задолженности в совокупности -
не менее ста МРОТ. Для граждан первые
два признака установлены такие же, как
для юридических лиц, третий признак -
как для индивидуальных предпринимателей;
единственное отличие от двух других категорий
должников - это установление четвертого
обязательного признака - превышение суммы
предъявленных требований над стоимостью
имущества гражданина (неоплатность).
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.
В принципе, вопрос о начале процедур банкротства юридически может быть решен по-разному. Так, по закону о банкротстве США, в отношении должника сразу открывается либо процедура ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура может быть преобразована в реорганизационную, и наоборот. Во Франции, так же как и в России, существует вспомогательная процедура наблюдения. В Германии все дела сразу начинаются открытием конкурсного производства, а затем уже может быть введен план реструктуризации.
При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:
Если
при вынесении определения о
введении наблюдения невозможно выдвинуть
кандидатуру временного управляющего,
арбитражный суд выносит
Определение о введении наблюдения и определение об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, что не приостанавливает их исполнение.
В
таблице 1 представлены основные положения,
характеризующие процедуру наблюдение.
Таблица 1
Наблюдение как процедура банкротства
Применяется к должнику в целях: |
|
Не применяется |
|
Срок | Законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев (по закону 1998 г. — не более 3 месяцев с продлением не более чем на 2 месяца). |
Начало | При
подаче заявления конкурсными При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом |
Орган управления | Руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего |
Специфика | Предприятие-должник
продолжает деятельность под руководством
администрации. Невозможны: ликвидация
реорганизация должника, создание на
его базе других организаций, филиалов,
представительств; также невозможны:
выпуск ценных бумаг, выход из состава
участгиков, выплата дивидентов и т.д.;
сделки с имуществом, превышающим 5 % балансовой
стоимости активов.
Сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т.п., возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечением мер по сохранности его имущества. |
Окончание процедуры | С
момента:
|
После вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:
Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особая фигура — временный управляющий, который утверждается арбитражным судом и действует параллельно с руководством должника.