Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:17, курсовая работа
Цель данной работы – раскрытие сущности экономического кризиса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие экономического кризиса;
- раскрыть причины его возникновения;
- описать основные этапы преодоления экономического кризиса, опираясь на зарубежный и российский опыт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности и виды экономических кризисов……………………….5
1.1. Понятие кризиса: типология, классификация……………………………5
1.2. Причины возникновения экономического кризиса, его особенности и основные этапы……………………………………………………………………8
1.3. Виды экономического кризиса и его признаки…………………………14
Глава 2. Возникновение экономических кризисов и пути их разрешения…..16
2.1. Особенности экономического кризиса в России………………………..16
2.2. Пути решения экономического кризиса…………………………………18
2.3. Последствия экономического кризиса…………………………………..22
Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования. В современном механизме управлении это является его наиболее слабым звеном. Речь идет в конечном итоге о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель2, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.
1 Д.В.Петухов Антикризисное управление.
2 www.aup.ru
Глава 2. Закономерности возникновения и разрешения экономических кризисов.
2.1. Особенности экономического кризиса в России.
Экономическую природу российского финансового кризиса невозможно понять, не признав: его первопричина – вмешательство государства в деятельность стратегических корпораций России («корпорации национальных стратегических интересов»). А поскольку российская экономика непосредственно зависит от цен на энергоносители (особенно – на нефть), то именно неэффективность государственного регулирования деятельности российских энергетических корпораций и несёт основную ответственность за происходящий кризис.
Официальные аналитики выводят причины кризиса из того, что и без них известно каждому обывателю: Россия является крупным мировым экспортером нефти и металлов, поэтому её фондовый рынок подорван снижением цен на сырьевые товары.
Эта очевидность – следствие многократно осуждённой всеми поколениями руководителей страны её сырьевой специализации – великолепна в идеологических целях: дескать, неутомимые враги (догадайтесь с первого раза, кто) специально обрушили свои европейские и американские финансовые рынки, чтобы навредить нашей экономике. Однако обсуждать этот «идеологический ширпотреб» в профессиональном сообществе считается неприличным.
Другая часто приводимая причина имеет определённое, хотя и нерешающее, значение: зарубежные и отечественные инвесторы вывели миллиарды долларов – из-за опасения эскалации геополитических последствий операции «по понуждению к миру», а также из-за обеспокоенности возрастающим вмешательством государства в экономику (типичный пример, который буквально потряс мировые деловые круги –
1 Экономический вестник Ростовского государственного университета 2008 Том 6 № 3 О.Ю. МАМЕДОВ,
критика на высшем государственном уровне одной крупной российской компании, в результате которой были уничтожены миллиарды долларов ее рыночной капитализации).
Третья причина: к сентябрю 2008 года фондовый индекс РТС упал более чем вдвое, превратив нашу и без того миниатюрную по масштабам биржу в самый уязвимый финансовый рынок в мире. Однако нестабильность российской финансовой системы оказалась усугублена ещё одним малоизвестным обстоятельством: российские бюджетные средства оказались вовлечёнными в американский ипотечный кризис отнюдь не самим этим кризисом, а тем, что наш Министерство финансов вложил не менее 100 миллиардов долларов США (а сколько на самом деле, мы, видимо, не узнаем никогда) в ценные бумаги двух американских ипотечных гигантов («Fannie Mae» and «Freddie Mac»), которые будут переданы американскому правительству и, скорее всего, списаны1.
Это означает, что в нашей стране нынешний кризис во многом порождён неэффективным внутрироссийским механизмом управления бюджетными и корпоративными финансовыми ресурсами, а этому, в свою очередь, есть такие политико-экономические причины, анализ которых выходит за рамки данных заметок.
2.2. Пути решения экономического кризиса.
Если уж все таки не удалось избежать кризиса, то нельзя сидеть и ждать, что все само собой пройдет. Необходимо, как можно быстрее, определить пути решения данного кризиса, чтобы он прошел не так чувствительно для всех сфер жизнидеятельности.
Взаимодействие экзогенных и эндогенных факторов при объяснении причин цикличности является ключевым моментом.
1 Экономический вестник Ростовского государственного университета 2008 Том 6 № 3 О.Ю. МАМЕДОВ,
Модели мультипликатора и акселератора при анализе можно рассматривать раздельно, но в действительности механизм их действия предполагает тесную связь друг с другом: как только приходит в действие один из данных механизмов, начинает функционировать и второй. Если, например, в положении равновесия происходит автономное (не зависящее от экономической системы) изменение спроса в виде прироста инвестиций, то в движение приходит мультипликатор, который вызывает целый ряд изменений дохода. А изменение дохода приводят в движение действие акселератора и порождают изменения в объемах производственных капиталовложений. Изменения в капиталовложениях опять приводят в действие механизм мультипликации, который порождает изменение дохода, приводящее к новым капиталовложениям.
Общая модель взаимодействия мультипликатора и акселератора характеризуется следующей формулой Дж. Хикса:
Yt = (1 – S) ⋅ Yt–1 + V (Yt–1 – Yt–2) + At,
где Y – национальный доход;
S – доля сбережения в национальном доходе;
(1 – S) – доля потребления в национальном доходе (или склонность к потреблению);
V – коэффициент акселератора1;
At – автономные инвестиции.
Отклонения, которые вызывают мультипликационно-
Затухающие – это отклонения, амплитуда которых постепенно сокращается до того момента, когда они совсем исчезают и доход стабилизируется на достигнутом уровне; взрывные – это отклонения, амплитуда колебаний которых постоянно увеличивается; равномерные – это отклонения, амплитуда колебаний которых постоянная2.
Исследование природы цикличности воспроизводства в условиях государственного регулирования экономики содействует появлению новых взглядов и концепций, относящихся к данной проблеме. В их числе концепции «равновесного делового цикла» и «политического делового цикла».
Концепция «равновесного делового цикла» отражает развитие идей монетаризма: согласно этой концепции государства во многих странах выполняют наряду со многими присущими им функциями роль своеобразных генераторов денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве.
Концепция «политического делового цикла» базируется на том, что зависимость между уровнем безработицы и инфляции определяется по типу «кривой Филлипса»: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Сторонники данной концепции полагают, что экономическое положение страны существенно влияет на популярность правящей партии. Главными экономическими показателями, на которые реагирует население, считаются темпы инфляции и норма безработицы: чем ниже их уровни, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на предстоящих выборах за правящую партию или президента1.
С целью обеспечения себе победы правительство принимает меры для поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы, которое представляется наиболее приемлемым избирателям. Поэтому администрация после прихода к власти старается снизить темпы роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений, а к концу своего правления начинает решать противоположную задачу – повышает уровень занятости. Это вызывает рост цен, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости повысится, а инфляция не успеет набрать полной силы. Партия власти может обеспечить победу. Так, в ходе президентских выборов в 1986 г. в СССР было много шума о том, что будто бы спад производства остановлен и начинается стабилизация социально-экономического положения. К сожалению, и в 1987 г. спад продолжался, а впереди нас ожидала неминуемая депрессия.
Правительственные вложения в систему мер преодоления финансового кризиса выразились в использовании огромных резервных фондов (третьи по величине в мире: мы скопили огромные резервы во время нефтяного бума в последние десятилетия – около 530 миллиардов долларов, состоящих в иностранных валютах и драгоценных металлах) – более чем 200 млрд. долларов США, то есть суммы, равной примерно 15-ти процентам валового внутреннего продукта страны1.
Однако, если финансовая цена антикризисных мер определена этой цифрой, то всё ещё остаются неясными другие, не менее важные, аспекты этих мер – достаточно ли будет этих средств, а главное – каким образом они будут распределяться, и будут ли они использоваться для «селекции» корпораций в видах правительства? Судя по высказыванию главы российских предпринимателей А.Шохина («Принципы предоставления государственной поддержки для компаний должны быть публичными и прозрачными”!), ситуация с распределением «антикризисных» денег складывается непростая.
Поскольку кризисы неповторимы, разнообразны причины и факторы, их вызывающие, каждый раз выход из кризиса требует специфических мер.
Для выхода из кризиса следует создавать условия для роста инвестиций, таким образом привлекая дополнительные средства.
Так же обязательной составляющей выхода из кризиса – инновации, которые обеспечивают конкурентоспособность продукции на основе повышения ее технического уровня и снижения издержек. Еще одно главное составляющее – это государство, которое является инициатором антикризисных программ.
1 Экономический вестник Ростовского государственного университета 2008 Том 6 № 3 О.Ю. МАМЕДОВ,
2 Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 2 Д. АСЕМОГЛУ,
2.3. Последствия экономического кризиса.
Традиционно в эпоху кризисов государственные структуры оказываются более конкурентоспособными на рынке труда. Государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать служащим постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже «коммерческой», многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность (известно, что государственные структуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний). В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов.
Государство и госслужащие всегда остаются в выигрышном свете, так как государство может повысить налоги и тем самым получить в казну дополнительные средства. Больше всего риску подвержены работники частного сектора, где они зависят от причудов своих работодателей.
Как правило, в условиях экономического кризиса государственные институты часто становятся более коррумпированными. Это объясняется естественным последствием роста их влияния на экономику. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение государственных заказов или выделение финансовой помощи. Это создает питательную среду для коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная международная общественная организация Transparency International, которая исследует уровень коррупции в различных странах, предупредила о возможном росте коррупции по всему миру1.
Многие производства начинают испытывать серьезные трудности, так как их продукция не пользуется уже таким спросом. Люди стараются покупать только самое необходимое и небольших количествах. Деньги откладывают, на так называемый «черный день», считая, что таким образом они смогут поддержать в еще худшее время.
Схожая ситуация складывается и в иных индустриально-развитых государствах. К примеру, совместное исследование Сеульского национального университета и Всемирного Банка, показало, что под воздействием кризиса жители Южной Кореи — особенно семьи среднего и низкого достатка — кардинально сократили свои медицинские расходы. В первую очередь, они предпочитают экономить на посещениях медицинских специалистов.
Одним из последствий экономических проблем является рост популярности религии. Как оказалось, во времена экономических трудностей люди начинали значительно реже посещать церкви, мечети и храмы и даже меньше молиться. Причина была проста: многие жители этих стран пытались работать на двух и более работах, тратили больше времени на поиск дешевых продуктов и товаров и так далее, что в целом сокращало количество времени, которое они могли потратить на духовную жизнь.
Как правило, во время экономических кризисов многие люди становятся не только более религиозными, но и более суеверными, чем в обычных условиях. Популярность различного рода суеверий в период экономического спада порой достигает невиданных масштабов, причем наиболее подвержены суевериям вполне здравые и серьезные люди, например работающие в системе финансов.
Кризис, как правило, приводит к уменьшению популярности ресторанов, баров и кафе, где продается алкоголь, однако он отнюдь не способствует распространению трезвости. Потребители спиртного начинают покупать более дешевые напитки в магазинах, причем предпочитают более дешевые сорта. При этом люди пьют больше — для того, чтобы снять стресс и забыться. Много пить начинают и люди, которые до наступления трудных времен не увлекались подобным видом досуга. Этот феномен был отмечен практически во всех немусульманских странах мира
Информация о работе Особенности и виды экономических кризисов