Опыт антикризисного управления в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Проводимая Пекином политика «ускоренной нейтрализации» - отрицательного влияния глобального кризиса позволяет Китаю успешно «держать удар». Негативные тенденции проявляются здесь в снижении темпов экономического роста, а не в отсутствии роста как такового. Принимаемые меры должны не только блокировать углубление и расширение кризиса, но и подготовить последующий рывок уже на новой научно технологической основе.

Содержание

Введение.
Основные понятия.
1.1 Экономический кризис.
1.2 Антикризисная политика.
2. Направления, по которым ощущается негативное влияние глобального кризиса на Китай.
3. Антикризисное управление в Китае.
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление в Китае.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

Снижение доходов  населения. В условиях падения спроса на мировых рынках снижение доходов связано в первую очередь с банкротством предприятий, фирм, компаний и потерей рабочих мест в районах, где производство ориентировано на экспорт. Люди, теряя работу и заработок, уже не могут оказывать помощь денежными переводами своим семьям и родственникам, проживающим в сельской местности. В результате снижается жизненный уровень значительной части населения, увеличивается разрыв между доходами крестьян и рабочих, который и без того составляет около 60 %, у людей возникает неуверенность в будущем. По некоторым данным, в 2008 г. в стране уже прошло около 120 тыс. забастовок и других акций протеста.

Анализ текущей социально-экономической ситуации в стране показывает, что Пекин (по состоянию на первый квартал 2009 г.) успешно «держит удар», и речь скорее может идти о негативных тенденциях, связанных со снижением темпов экономического роста, а не с отсутствием роста как такового. Как отмечалось выше, в 2008 г. ВВП Китая увеличился на 9 % и составил более 4 трлн. дол. Именно КНР в прошедшем году обеспечила 20 % роста мировой экономики. Особенно прогрессирует его так называемая «третья промышленность» (сфера услуг, информация, связь, научные исследования и др.), рост которой в 2008 г. составил 9,5 %. По заявлению премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао и данным официальной статистики, показатели в 1-м квартале 2009 г. демонстрируют положительную динамику по многим отраслям экономики и сферам деятельности.

Китайское правительство  проводит энергичную политику «ускоренной  нейтрализации» того отрицательного влияния, которое оказывают кризис и некоторые  внутренние проблемы страны на поступательное развитие её экономики и общества в целом. Принимаемым мерам стараются придать системный, комплексный и многоуровневый характер. С одной стороны, они должны блокировать углубление и расширение негативного влияния кризиса на экономическую и общественно-политическую жизнь страны, а с другой - формировать условия не только для восстановления прежних темпов развития, но и для последующего рывка уже на новой научной и технологической основе, к тому же укреплённой хорошо подготовленными кадрами. При этом создаются резервы и планируются действия страхующего характера, которые способствуют закреплению положительных результатов и не допускают резкого и неконтролируемого отката назад.

Реформирование  центральных и местных органов  исполнительной власти в Китае сосредоточено  на усилении экономического и финансового  блоков управленческого механизма. Например, в Пекине к июню 2009 г. соответствующие изменения должны коснулись 19 департаментов городского правительства. Появился новый комитет по экономике и информации, который объединил промышленный менеджмент (находящийся в настоящее время в ведении комитета по реформе и развитию), производство компьютерной техники, информационную деятельность, управление городскими предприятиями. Аналогичные преобразования на сегодняшний день проводятся и в других крупных городах и провинциях КНР.

 

 

  1. Антикризисное управление в Китае.

У Китая имеется опыт антикризисного управления, который он обрел в условиях азиатского финансового кризиса 1997--1998 годов. Тогда с государственных предприятий пришлось уволить 12 миллионов работников. Также, потеряли работу еще 12 миллионов работников негосударственных предприятий. Чтобы справиться с азиатским кризисом, Пекин перешел к активной финансовой политике. Для развертывания капитального строительства ежегодно выпускали государственные займы на сумму 100 миллиардов юаней. Для банков сократили норму резервирования. Неоднократно понижался ссудный процент. Чтобы стимулировать потребление, был введен потребительский кредит на покупку домов, машин. В итоге повальное обрушение валют соседних стран не затронуло Китай. Сохранив стабильность юаня, он обрел авторитет и влияние в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии.

На сегодняшний день в  Китае реализуется целый комплекс экономических и административно-правовых мер, направленных на поддержание порядка  и стабильности в обществе как  важнейших условий оживления  экономики в период кризиса. Для  такого рода деятельности характерны постоянный мониторинг обстановки, конкретность, чёткая координация усилий и взаимодействие различных властных и общественных структур, использование богатого опыта  организационной работы в массах, который имеет в Китае глубокие исторические корни.

    1. В ближайшее время Китай должен будет принимать исчерпывающие меры для поддержания внутриполитической стабильности, которая в немалой степени зависит от ситуации в его приграничных регионах, где проживают многочисленные нацменьшинства, не слишком лояльные режиму. Поэтому на центрально-азиатском направлении Пекин в переговорном процессе и практической деятельности будет стремиться и дальше усиливать взаимодействие с Россией в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), как по линии безопасности, так и в области экономического сотрудничества
    2. Экономический рывок, который КНР планирует совершить в послекризисный период, неизбежно потребует ещё больше энергетических и сырьевых ресурсов, передовых технологий и оборудования, активного взаимодействия с другими странами в финансовой сфере. Эти потребности будут лежать в основе устойчивого интереса Пекина к диалогу и сотрудничеству с Москвой и в двустороннем формате, и на международных площадках.
    3. Следует ожидать новых китайских инициатив по активизации сотрудничества в Дальневосточном регионе.

Методы антикризисной  борьбы:

    • поддержание снижающегося экспорта
    • расширение внутреннего потребления, призванное компенсировать сокращение внешних рынков. Основной стержень китайской антикризисной программы – (Расчет делается прежде всего на повышение платежеспособного спроса населения. Для этого нужно повысить доходы, особенно у крестьян и групп населения с низкими доходами в городе и деревне, увеличить финансовые дотации).

 

    • Наращивание инвестиций. Помимо уже принятых мер (в том числе создание «стимулирующего пакета» стоимостью 586 млрд. дол.) правительствам и предприятиям на местах впредь разрешено выпускать собственные ценные бумаги (облигации). Им также вменено в обязанность организовать жёсткий контроль над финансированием конкретных проектов по линии центрального правительства. Кроме этого, рекомендовано принять меры по стимулированию так называемых «народных инвестиций», т.е. по вовлечению в активный оборот личных сбережений населения, общая сумма которых на сегодня составляет около 30 трлн. юаней (более 4 трлн. дол.).

(На техническую модернизацию  предприятий по специальным проектам  правительство выделило 20 млрд. юаней  (около 3 млрд. дол.). Ожидается, что осуществление этих проектов, в свою очередь, позволит привлечь «общественные инвестиции» в размере не менее 460 млрд. юаней (66 млрд. дол.) [10]. С начала 2009 г. проводится активная работа по реализации планов «оживления и урегулирования» в таких отраслях промышленности, как текстильная, металлургическая, автомобильная, производство оборудования разного назначения).

 

Реализация крупных инвестиционных проектов внутри Китая, как было заявлено его руководителями, поможет осуществить  «мягкую посадку» в условиях кризиса, смягчить его негативные социальные последствия, в том числе и  связанные с безработицей.

 

    • Повышение внутреннего спроса и розничных продаж населению. В этом комплексе мероприятий упор делается прежде всего на активизацию работы в менее развитых сельских районах страны - центральных и западных. Считается, что осуществление проектов по электрификации китайской деревни, где проживает более 700 млн. человек, позволит заметно увеличить продажу на селе различных видов промышленной продукции. Например, введённый в действие «трёхлетний план» стимулирования покупательной способности сельских жителей (рассчитан до 2012 г.) даст возможность китайским предприятиям реализовать на селе значительное количество произведённых бытовых электроприборов. Таких товаров планируется продать не менее 600 млн. штук на сумму 1,6 трлн. юаней (230 млрд. дол.). Внутренний спрос должен также оживиться и после наведения порядка в налоговой сфере, особенно в части, касающейся тех норм и правил, которые нарушают или ущемляют права потребителей.

 

    • Стабилизация экспорта и импорта. В Китае проводится «упорядочение» экспортных ограничений, государство поддерживает (кредитами) поставки за рубеж новой и высокотехнологичной продукции, а также товаров, производство которых требует больших трудовых затрат. Благодаря снижению налога на экспорт удалось эффективно использовать важное конкурентное преимущество Китая, который может производить и реализовывать трудоёмкую продукцию с низкой себестоимостью. В результате в марте 2009 г. по сравнению с январём-февралём того же года экспорт одежды увеличился на 72,5 %, мебели - на 78,1, обуви - на 42,6, чемоданов - на 90,7 %.

 

В феврале 2009 г. рост промышленности составил 11 %, производство бетона увеличилось  на 42 %, кредитование выросло на 25 %, а  новые кредиты в размере 1 трлн. юаней дошли до получателей. Всё  это в совокупности даёт основания некоторым иностранным наблюдателям говорить о том, что крупные строительные проекты сумеют-таки «вытянуть» всю китайскую экономику, страна преодолеет относительный спад уже к середине текущего года и первой войдёт в режим поступательного развития.

Правительство также подтвердило, что намерено и дальше оказывать  помощь крупным предприятиям и компаниям  в укреплении их позиций в других странах и на международных рынках, что помимо прибыли позволяет приобретать опыт ведения «глобального бизнеса». Одновременно поставлена задача увеличить импорт энергоресурсов, дефицитного сырья, передовой технологии и оборудования.

 

    • Обеспечение стабильного развития сельского хозяйства. В текущем году урожай зерновых культур в Китае должен вырасти не менее чем на 50 млн. т. Особое внимание обращается на регулирование рынка сельскохозяйственных товаров. Эта сфера экономики традиционно является одной из важнейших для страны, поскольку она связана с продовольственным обеспечением населения, снабжением промышленности сельхозсырьём, занятостью 700 млн. крестьян и сохранением устойчивой социально-политической обстановки.

 

    • Развитие высокотехнологичных отраслей производства. С этой целью в Китае формируются новые «точки роста» с упором на поиск новых источников энергии, её экономию и защиту окружающей среды, развитие информационных и телекоммуникационных систем, современного сервиса, производства новых лекарственных препаратов. Будут ликвидированы те нормы и правила проведения торгов (аукционов), которые ставят произведённые внутри страны товары в неравное положение с импортируемыми.

 

    • Укрепление социальной сферы. На этом направлении приоритетными проблемами остаются сохранение старых и создание новых рабочих мест, реформирование системы здравоохранения, социального обеспечению и снабжения населения лекарствами.

 

    • Совершенствование системы финансовой поддержки экономического развития страны. Больше внимания планируется уделять вопросам регулирования спроса и предложения на рынке капиталов, обеспечения кредитами средних и малых предприятий, защиты от финансовых рисков, контроля над сборами налогов и расходованием средств.

 

До конца 2010 г. в стране был введён особый режим экономии государственных денежных и материальных средств, а так же усилена ответственность партийных и правительственных чиновников всех уровней за нарушение финансовой дисциплины1.

Особое, стратегическое значение придаётся комплексному развитию регионов, которые способны существенно повысить экономический потенциал Китая, укрепить его территориальную целостность, расширить и углубить связи с  внешними партнёрами. Этим целям подчинены  действующие планы развития Северо-Восточного, Западного, Юго-Восточного и Восточного регионов страны.

Избрав тридцать лет назад  курс на реформы и открытость, Китай  признал могучую стимулирующую  силу рыночной конкуренции как внутри страны, так и на внешней арене. Вместе с тем Пекин понимает, что  было бы крайне опасно полагаться только на рыночные механизмы, и потому он оставил важные рычаги макро регулирования  экономики в руках государства. Именно это обстоятельство и дает Китаю сегодня возможность эффективно проводить в жизнь антикризисную  программу.

Заключение.

Я, в ходе выполненной  мной работы, проанализировал антикризисную программу Китая, заметил, что если антикризисные политики развитых стран преимущественно базируются на поддержке устойчивости финансового сектора, то в центре антикризисной политики Китая – стимулирование внутреннего спроса, как путем стимулирования частного спроса, так и путем наращивания государственных инвестиций в развитие инфраструктурных отраслей, а также повышение конкурентоспособности китайского бизнеса, как на внутренних, так и на зарубежных рынках.

Оценивая перспективы  полного выхода Китая из экономического кризиса важно отметить, что это  будет во многом зависеть от ситуации, складывающейся на мировом рынке. Прогнозируемый многими экспертами новый виток  финансового кризиса в США  и ЕС приведет к значительному  снижению потребительской активности и может нанести удар по значению доллара, как мировой резервной  валюты и по способности США обеспечивать свои государственные обязательства. Для Китая – крупнейшего экспортера и кредитора американской экономики  – это может обернуться новой  волной сокращения внешней торговли и соответственно снижением темпов роста ВВП, а также потерей  основной части ЗВР, что ограничит  возможности по стимулированию своей  экономики за счет государственных  финансов.

Информация о работе Опыт антикризисного управления в Китае