Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 09:35, контрольная работа
Цель работы заключается в подробном рассмотрении опасности и вероятности кризисов в тенденциях циклического развития организации.
Задачи работы:
– Изучить процесс возникновения кризисов в организациях;
– Определить тенденции циклического развития организации;
– Проанализировать опасность и вероятность возникновения кризисов
Введение………………………………………………………………………………….2
1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации…4
2. Возникновение кризисов в организации……………………………………………….6
3. Тенденции цикличного развития организации………………………………………...8
4. Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации……………………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.
Некоторые
полагают, что оно относится лишь
к процессам
Такие представления односторонни и могут иметь негативные последствия в управлении организацией. Если с этих позиций рассматривать внутрифирменное управление, то при разработке, например, стратегии ее развития нет необходимости предвидеть и учитывать возможность кризиса. Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки, поэтому данная тема курсовой работы безусловно актуальна.
Объектом работы является – кризис как социально-экономическое явление.
Предметом работы является – кризисные явления в организации. Цель работы заключается в подробном рассмотрении опасности и вероятности кризисов в тенденциях циклического развития организации.
Задачи работы:
– Изучить процесс возникновения кризисов в организациях;
– Определить тенденции циклического развития организации;
– Проанализировать опасность и вероятность возникновения кризисов
При
написании работы были использованы
труды отечественных и
В
современной литературе по менеджменту
понятие «организация»
В
качестве организации могут
Возможно
ли возникновение кризиса в
Рис. 5.1. Факторы рискованного развития
Практика показывает, что кризисы не только возможны – они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации. При этом они могут не совпадать с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов. Эту мысль можно представить в совокупности факторов, влияющих на кризисное развитие – внешних и внутренних, общих и специфических.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.
Для
каждой организации существует свое
соотношение внешних и
При возникновении общего кризиса в России наблюдалась весьма заметная дифференциация различных организаций по степени проявления собственного кризиса: одни мгновенно оказались на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение для собственного блага, «ловить рыбку в мутной воде», процветать (может быть, временно) в сумятице, вызванной общими кризисными явлениями. Это объясняется многими причинами: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность, удачный риск. Все это внутренние факторы кризиса, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.
Возможно, что организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Причиной этого также могут быть внутренние факторы развития: деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работ, низкий профессионализм персонала, устаревшая технология, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и др.
Причины возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Возникновение и распознавание кризиса
Факторы – настораживающие события.
Симптомы – проявление кризисных явлений.
Причины – источники возникновения кризиса.
Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.
Средства
распознавания кризиса
– интуиция, опыт, специальные знания,
анализ, исследования, диагностика.
Симптомы
проявляются в показателях и,
что очень важно, в тенденциях
их изменения, отражающих функционирование
и развитие организации. Так, анализ показателей
фондоотдачи, производительности, эффективности,
энерговооруженности может выявить предрасположенность
производственной организации к наступлению
кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических
и социально-экономических показателей.
Симптом кризиса – это и состояние показателя, и тенденции его изменения. При этом показатели могут оцениваться как по отношению к установленной для них нормативной величине (допуски изменений), так и по отношению друг к другу.
Симптомом кризисного развития могут быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо временные параметры. Например, темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, то опасность кризиса увеличивается.
Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Потому необходимо различать симптомы и причины, чтобы уметь по симптомам находить истинные причины кризиса и учитывать возможность ложных симптомов.
Симптом – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Фактор кризиса – это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
Причина кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.
Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег в связи с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомами же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.
В
организации факторами кризиса
могут быть снижение качества продукции,
нарушение технологической
В развитии социально-экономической системы (организации) существует множество циклов, которые переплетаются друг с другом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому исследование функционирования социально-экономических систем и тенденций их развития составляют определенные трудности.
В литературе существуют различные методы выделения циклов развития социально-экономических систем. Один из наиболее рациональных – пятиэтапный цикл развития (рис. 5.3). Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния социально-экономической системы (в дальнейшем будем рассматривать ее на примере фирмы). Эти особенности характеризуют и тип фирмы.
Рис. 5.3. Жизненный цикл организации – зоны промежуточного и заключительного кризисов
Первый этап – эксплерентный: зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого формирования будущей целостности. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики.
Фирма
не оформилась окончательно, но уже
поставляет на рынок экспериментальные
образцы, новые идеи или услуги, зондирует
рынок на предмет спроса. Это, как
правило, рискованная деятельность.
Поэтому здесь существует опасность
кризиса, которая заключается в том,
что фирма может исчезнуть уже на этапе
ее возникновения. Кризис может быть быстротечным
и сравнительно легким. К нему готовы,
поэтому имеется прикрытие: фирма пока
находится в структуре другой фирмы, более
крупной и устойчивой (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Характеристика
фирмы-эксплерента
Информация о работе Опасность и вероятность кризисов в тенденциях циклического развития