Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие кредитоспособности и платежеспособности, а также показать сущность анализа данной экономической категории.
Задачи коренного улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают на первый план необходимость обоснования и использования экономичных методов управления кредитом и банками, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие кредитоспособности предприятия…………………………...8
1.1 Сущность кредитоспособности………………………………………………8
1.2. Необходимость изучения кредитоспособности предприятия …………...10
Глава 2. Оценка кредитоспособности предприятия…………………………...14
Сведения, необходимые для оценки кредитоспособности заемщика……14
Методика определения класса кредитоспособности заемщика…………..22
1.3Система показателей, которые характеризуют кредитоспособность предприятий, и методика их расчёта…………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………….42
К первой групп относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кп).
Коэффициент ликвидности – соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл, тем выше Кп.
Коэффициент покрытия показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кп менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр.
Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика.
Коэффициент привлечения образует третью группу оценочных показателей.
Оценка кредитоспособности клиентов банками включает три блока:
1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности:
2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками:
3)
использование для оценки
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
–характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
–факторы производства:
а)
трудовые ресурсы в разрезе
б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
в) финансовые ресурсы;
г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы).
В активе баланса при анализе выделяются три составные части: (иммобилизованные активы), оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).
Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (овердрафт, учет векселей). На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели:
Показатель | Метод определения |
Выручка от реализации | |
Валовой коммерческий доход или коммерческая маржа (ВД) | Выручка
о реализации минус стоимость
приобретенных товарно- |
Добавленная стоимость (ДС) | ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков) |
Валовой эксплуатационный доход (ВЗД) | ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков |
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР) | ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска |
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ) | ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль |
Чистая прибыль (П) | СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости |
Баланс
и другие формы отчетности используются,
во–первых, для оценки соотношения
сальдовых показателей и, во–вторых,
для расчета коэффициентов
Показатели
состояния денежной наличности оцениваются
с учетом уровня развития предприятия,
его рентабельности и качества потребности
в оборотных средствах. Последнее изучается
на основе показателей скорости оборота
остатков сырья и готовой продукции на
складе. а также сроков расчетов с поставщиками.
1.2.
Методика определения
класса кредитоспособности
заемщика
В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.
Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения Заемщика ко II классу, выше средних – к I и ниже средних к III. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы для государственных и акционерных предприятий.
Наименование
отрасли |
Кл | Кпокр. | Псс. | ||||||
I
класс |
II
класс |
III класс | I
класс |
II
класс |
III класс | I
класс |
II
класс |
III класс | |
П/п отрасли I | Более
0.6 |
0.6–
0.4 |
Менее
0.4 |
Более
1.5 |
1.5–
1.3 |
1.3–
1.0 |
Более
50% |
50–
30% |
Менее
30% |
П/п отрасли II | Более
0.4 |
0.4–
0.25 |
Менее
0.25 |
Более
2.0 |
2.0–
1.5 |
1.5–
1.0 |
Более
35% |
35–
25% |
Менее
25% |
П/п отрасли III | Более
0.45 |
0.45–
0.3 |
Менее
0.3 |
Более
1.8 |
1.8–
1.3 |
1.3–
1.0 |
Более
60% |
60–
45% |
Менее
45% |
Рейтинг, и значимость, показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке.
Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100–150 баллах, II класс – при 151–250 баллах и III класс – при 251–300 баллах.
Пример определения суммы баллов приводится в таблице 1.1.
При
коэффициентах и показателях, все
значения которых соответствуют I классу,
количество баллов равно 100, II классу –
200 и III классу – 300 (варианты 1,2,3). Поэтому
предлагается, что при промежуточной величине
баллов близко к 100 (т.е 100-150 баллов) присваивается
I класс, к 200 (т.е. 151-250 баллов) – II класс
и к 300 (т.е. 251-300) – III класс.
Таблица 1.1
Показа-тели | Рейтинг показателей | Вариант | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
Класс | Баллы | Класс | Баллы | Класс | Баллы | Класс | Баллы | Класс | Баллы | Рейтинг показателей | Класс | Баллы | ||
Кл | 40 | I | 40 | II | 80 | III | 120 | III | 120 | I | 40 | 20 | III | 60 |
Кп | 30 | I | 30 | II | 60 | III | 90 | III | 90 | II | 60 | 10 | III | 30 |
Псс | 30 | I | 30 | II | 60 | III | 90 | II | 60 | III | 90 | 70 | II | 140 |
Итого | X | I | 100 | II | 200 | III | 300 | III | 270 | II | 190 | X | II | 230 |
В 4-ом варианте фактическое значение Кл и Кпокр позволяет присвоить III класс, а Псс – II класс. В итоге Заемщик имеет 270 баллов, что соответствует III классу.
Изменение рейтинга показателей при сохранении класности каждого из них может привести к изменению общего класса кредитоспособности.
Например, в 4–м и 6–м вариантах Кл. и Кпокр и Псс имеют одинаковый класс, но рейтинг присвоен разный. В результате при 4–м варианте Заемщик имеет III класс, а при 6-м – II.
При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие обрачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.
Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, увеличение общего размера ликвидных средств за счет нормируемых активов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд.
Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств.
Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента.
Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить: